Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

Национальный вопрос и задачи партии по укреплению дружбы народов

Содержание материала

За солидарность трудящихся

Вопрос о собственности и власти — главный в социалистическом преобразовании России. Путь к его решению лежит через классовую и национально-освободительную борьбу с буржуазным, олигархически-бюрократическим строем. И только в этой борьбе миллионные массы эксплуатируемых добьются успеха. Для решения этой задачи предстоит обеспечить ведущую роль рабочего класса в мобилизации как пролетариев, так и полупролетариев. Иными словами, предстоит объединить борьбу наёмных работников умственного и физического труда с борьбой крестьян и мелких предпринимателей.

Борьба пролетариата России и его союзников осложняется тем, что ведётся не только с доморощенным компрадорским капиталом. За его спиной стоит международный империализм, задача которого — утвердить господство транснациональных монополий в нашей стране. В этих условиях классовая и национально-освободительная борьба будет успешной только тогда, когда приобретёт не только антикапиталистический, но и антиимпериалистический, антиглобалистский характер.

Это диктует необходимость тесного сопряжения политической, идеологической, теоретической деятельности КПРФ с другими партиями СКП—КПСС. А наш Союз компартий в целом призван действовать как часть международного коммунистического движения. 95 зарубежных делегаций на последнем съезде КПРФ — это важный показатель растущей тяги коммунистов мира к объединению усилий. Со своими гостями мы обсудили целый ряд актуальных вопросов. Чуть раньше — провели в Москве содержательный «круглый стол» по проблемам международного коммунистического движения. Для участия в нём прибыли представители и оппозиционных, и правящих компартий разных стран мира. Те же проблемы с нашим участием активно обсуждаются на встречах коммунистических партий Европы и на ежегодном форуме левых сил в Сан-Паулу. А сегодня мы приветствуем проведение в конце октября в Пекине международной конференции на тему «Состояние и перспективы современного мирового социализма и левых идей». Всё это — важные шаги на пути укрепления мирового коммунистического движения после ударов, полученных на исходе ХХ века.

История не единожды доказала: кризисы хорошо просвещают массы. В таких условиях трудящиеся быстрее проходят путь политического взросления, ускоренно учатся пролетарской солидарности. Что же при этом мешает её пробуждению? Не в последнюю очередь это искусственно подогреваемые националистические настроения. А они дают о себе знать и в национальных республиках, и в русской молодёжной среде. Те, кто сеет зёрна раздора, предлагают лёгкие ответы на сложные вопросы. И тогда болезненной реакцией на русофобию становится национализм, а обилие гастарбайтеров приводит к межнациональным столкновениям. Но далеко не каждый осознаёт, что виновники массовой миграции из стран СНГ — всё тот же крупный капитал и криминальный бизнес. Баснословную прибыль приносит им гигантский «пылесос», всасывающий в Россию миллионы мигрантов в качестве дешёвой рабочей силы.

Мы, коммунисты, не обходим вопрос миграции. В нём, как в капле воды, отразились и неэффективность существующей экономической модели, и тяга капитала к увеличению нормы прибыли любой ценой, и попытки определённых сил увести общественное внимание от ключевых социальных проблем. И всё это мы обязаны показать. Кроме того, для КПРФ вопрос о мигрантах увязывается с нашей практической работой, направленной на возрождение обновлённого СССР.

Межнациональные проблемы сегодня — прямое следствие разрушения Советского Союза. Его целостный народнохозяйственный комплекс работал так, что каждому находилось дело в родном краю. Люди жили без принуждения покидать свои дома и разлучаться с семьями. Они имели возможность состояться и реализовать себя на Родине. А в дальние края представители разных народов отправлялись тогда, когда вместе делали общее дело. Когда шли в Советскую Армию защищать границы единой большой Родины. Когда развивали свою страну, строя Братск и Комсомольск-на-Амуре, поднимая целину, осваивая Север, прокладывая БАМ. Когда ехали в столицу единого государства прославлять свой народ достижениями в науке, литературе и искусстве.

Эпоха созидания осталась, увы, позади. И только «легенды расскажут, какими мы были», как поётся в известной советской песне. Нынешний политический курс не даёт надежды на решение межнациональных проблем.

В мире известны три основные модели миграционной политики. При дополняющей миграции приезжие используются для расширения и «достройки» производственного комплекса страны. При замещающей миграции они заполняют собой пустоты в принимающем государстве, возникшие из-за оскудения человеческих ресурсов. А вытесняющая миграция означает уже не заполнение пустот, а выдавливание коренного населения из целых отраслей хозяйства.

Для Российской Федерации всё больше характерна не дополняющая, а замещающая и вытесняющая миграция. Показателен пример сахалинского посёлка Ноглики. На 12 тысяч местных жителей здесь приходится около 8 тысяч приезжих. И местные уже вынуждены учить узбекские и киргизские слова, поскольку «гости» не собираются переходить на русский язык.

В октябре 2007 года указом президента РФ утверждена концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В ней, в частности, сказано, что в 2016—2025 годах «в целях замещения естественной убыли населения» предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства иммигрантов трудоспособного возраста. К 2025 году предполагается обеспечить увеличение населения, в том числе за счёт замещающей миграции, до 145 миллионов человек. При официальной безработице в 7 миллионов человек коренного населения и при 70% безработицы на селе такой сценарий выглядит крайне уродливо.

Налицо также полный провал федеральной программы переселения соотечественников. В соответствии с нею приехать в Россию могут только маргиналы. Стержневым по этой проблеме должен был стать принятый в 1999 году Федеральный закон «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», но он не работает. Предполагалось, что за три года — с 2006-го по 2009-й — в Россию переедут 300 тысяч соотечественников. Однако, по данным Федеральной миграционной службы, даже за 6 лет реальная цифра переселившихся составила лишь 97 тысяч. Увы, многие из них живут в нечеловеческих условиях бараков, коровников и строительных вагончиков.

Пример иного, выверенного, поистине государственного подхода демонстрирует Республика Беларусь. Здесь эффективно действует модель дополняющей миграционной политики. Приоритет отдаётся гражданам СНГ. Кроме того, есть трудовые мигранты из Китая, Вьетнама, Северной Кореи. Недавно порядок принятия на работу иностранцев упростили. Теперь для этого требуется не специальная лицензия, а только разрешение. Получить его можно за две недели. Более того, принята госпрограмма привлечения иностранной рабочей силы. Тем, кто приедет на постоянное место жительства, предусмотрены «подъёмные» в размере одной тысячи долларов.

Общий расчёт для Белоруссии на текущий год — 12 тысяч трудовых мигрантов и столько же переехавших на постоянное место жительства. Миграционное сальдо положительное. Приезжающих сюда жить на 10 тысяч больше, чем выезжающих. Планируется, что к 2015 году их будет 60 тысяч человек. Это не так много на страну с населением 9,5 миллиона. В России в пересчёте на 100 тысяч местного населения их в 10 раз больше.

Разрешение на работу в России — это годовая карточка на право физического лица трудиться где угодно. В Белоруссии же его получает предприятие. Именно оно обеспечивает и своевременный выезд иностранца. В процессе выдачи разрешения сверяют, нет ли собственных граждан, способных занять вакансии. Приоритет в трудоустройстве местного населения чётко соблюдается, а разрешениями на работу не торгуют на каждом углу. В Белоруссии «резиновые квартиры» невозможны, как и проживание вне места регистрации. Нарушителей ждут депортация и запрет на въезд в будущем. Одним словом, установлен понятный порядок и создана отлаженная административная система, где милицейские службы чётко выполняют свои обязанности. Важно и то, что Белоруссия, в отличие от России, полностью сохранила систему профтехобразования. Здесь на многие вакансии, заполняемые в Москве гастарбайтерами, принимаются молодые белорусы.

Социология уверенно показывает: трудовая миграция не воспринимается белорусами как угроза. Она помогает развитию экономики, а не создаёт проблемы. Управление миграционными процессами — важное достоинство планирования и комплексного подхода к развитию страны.

Почему же в России ситуация выглядит иначе? Кому и зачем это нужно? Налицо прямая выгода двух фигурантов — ненасытного российского бизнесмена и вороватого чиновника. Во-первых, это прямая финансовая выгода от беззастенчивой, нещадной эксплуатации гастарбайтера, от его жизни в нечеловеческих условиях. Во-вторых, это пропагандистские дивиденды от фокусировки общественного внимания на проблемах миграции с замазыванием противоречий между трудом и капиталом. В-третьих, это политическая выгода, которую выжимает власть из управления неустроенной, а потому крайне зависимой человеческой массой.

КПРФ против неконтролируемой миграции по многим причинам. Рабское положение выходцев из Средней Азии в российских городах — это просто позор для нашей страны. Неприемлемо, когда зависимость мигрантов «вертикаль власти» начинает использовать для извлечения электоральных выгод. Особенно опасно то, что при определённых условиях процессы миграции начинают перекраивать этническую карту целых стран. В истории человечества это нередко вело к кровавым столкновениям.

В любом случае при перекосах в миграционной политике создаётся питательная среда для разжигания межнациональной розни. В России уже создан миф о том, что страну задушила этническая преступность. На самом деле на долю иностранных граждан и лиц без гражданства приходится менее 2% преступлений от количества всех зарегистрированных в 2012 году. Однако по мере роста общей численности мигрантов больше становится и преступлений с их участием. И это чувствуется в регионах, где доля приехавших выше среднего. Так, в Москве за первое полугодие текущего года 7% преступлений совершили иностранные граждане и лица без гражданства. Это заметно больше среднероссийских показателей.

В ходе избирательной кампании на пост мэра Москвы наш кандидат И.И. Мельников представил горожанам убедительную программу «От города проблем — к городу успехов». Активно вели её пропаганду В.Ф. Рашкин, А.Е. Клычков, другие члены предвыборного штаба. Среди выдвинутых предложений нашли своё место и вопросы миграции. Для создания эффективной модели миграционной политики разработаны специальные законопроекты, позволяющие использовать опыт Белоруссии.

КПРФ — противник неконтролируемой миграции, но друг трудящихся — молдован, таджиков, узбеков и других выходцев из ближнего зарубежья. И мы утверждаем: действительное и полное решение проблемы миграции лежит не в ужесточении пограничного контроля, а, напротив, в воссоздании нашей общей Родины. Причём — на социалистических началах. Только тогда будет обеспечено плановое ведение хозяйства с научно обоснованным распределением трудовых ресурсов по территории страны. А экономическая кооперация гарантирует развитие всем регионам и работу их жителям. В противном случае законы капиталистического рынка и геополитическая ситуация будут и дальше провоцировать такие миграционные потоки, когда одни территории лишаются рабочих рук, а на других — создаётся взрывоопасная межнациональная напряжённость.

Восстановление Союза народов на социалистических принципах даст не только экономический эффект. Оно обеспечит постепенное снятие национальных противоречий между народами, уже имевшими опыт совместного проживания в единой стране. КПРФ исходит из диалектики: контроль над миграцией — необходимая временная мера сегодня, а воссоздание единого социалистического государства — полное решение проблемы завтра. Нам всем крайне нужны не национальные анклавы и гетто, а интернациональные коллективы и дружба народов.

Говоря ленинскими словами, «в интересах успешной борьбы со всяческим национализмом всех наций» КПРФ решает задачу «единства пролетарской борьбы и пролетарских организаций, теснейшего их слияния в интернациональную общность, вопреки буржуазным стремлениям к национальной обособленности». Осуществить эту установку непросто. Правящие круги всячески препятствуют проявлению пролетарской солидарности. С этой целью власть сегодня всё чаще имитирует общенациональное единство, сеет в массах иллюзии согласия труда и капитала — класса «стратегических собственников» и неимущего пролетариата.

Нынешняя власть озабочена строительством декораций социального партнёрства богатых и бедных. Она пытается играть роль третейского судьи при классовых столкновениях, быть, так сказать, над схваткой. Заявляя «Россия превыше всего!», правящий режим выдаёт себя за носителя национального интереса, который его идеологи объявляют выше классового. Отрыв национального сознания от классового — коронный приём буржуазии для затемнения сознания масс.

Ради имитации единства власти с народом и создан Общероссийский народный фронт. Среди активных участников путинского «фронта» не найдёшь представителей интернационального пролетариата. Зато на потребу публике в его витрине выставлены верноподданные одиночки из тонкой прослойки рабочей аристократии. Их рекламная роль — создавать видимость мира между трудом и капиталом, видимость общенародного единства. Разоблачать фальшивый характер этого единства — задача каждого коммуниста. «Рублёвский фронт» никогда не поставит в повестку дня вопрос о национализации олигархической собственности. А без этого не бывать социальной справедливости в России. Не бывать власти трудящихся.

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: