Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

Национальный вопрос и задачи партии по укреплению дружбы народов

Содержание материала

Ведущий класс нации

Главная причина распространения националистических настроений среди трудящихся — неразвитость их классового сознания. Только осознав интересы своего класса, пролетарии получают защиту от влияния буржуазного национализма. В 1914 году В.И. Ленин писал: «Наёмному рабочему всё равно, будет ли его преимущественным эксплуататором великорусская буржуазия предпочтительно перед инородческой или польская предпочтительно перед еврейской и т.д. Наёмный рабочий, сознавший интересы своего класса, равнодушен и к государственным привилегиям капиталистов великорусских, и к посулам капиталистов польских или украинских, что водворится рай на земле, когда они будут обладать государственными привилегиями».

Национализм рассчитывает раздробить пролетариев политически и морально. На это также указывал Ленин: «Малейшая поддержка пролетариатом какой-либо нации привилегий «своей» национальной буржуазии вызовет неизбежно недоверие пролетариата другой нации, ослабит интернациональную классовую солидарность рабочих, разъединит их на радость буржуазии». Остановить национализм, не допустить национал-сепаратизма может только пролетарская солидарность.

Ни в Российской Федерации, ни в других странах СНГ пролетарский интернационализм не стал ещё мощным фактором политической жизни. Грабительская приватизация и деиндустриализация повлекли за собой резкое сокращение рабочего класса, особенно его ядра — отряда высококвалифицированных рабочих. В средствах массовой информации бывших республик СССР наложено табу на рабочую тему. Она вытравлена из общественного сознания, как и тема созидательного труда. В массовое сознание внедряется ложная мысль об исчезновении рабочего класса в информационную эпоху. Падение производства, уничтожение крупных коллективов, «промывка мозгов» буржуазной пропагандой — всё это действует против рабочих.

Но рано радоваться тем, кто смеётся над расщеплённым, социально ослабленным и морально придавленным рабочим классом. Если говорить о нём в широком смысле, то пролетарии умственного и физического труда остаются первой производительной силой общества. Именно они — ведущая сила материального и духовного производства в стране. Баснословные доходы российских олигархов и иностранного капитала — это прибыли от присвоения прибавочной стоимости, создаваемой трудом пролетариата.

Мы, коммунисты, — авангард пролетарской массы. Самая важная и трудная задача, которую мы обязаны активно решать, — это привнесение в рабочую среду социалистического сознания, идеи непримиримой классовой борьбы труда и капитала, идеи пролетарской солидарности. О важности этой задачи исчерпывающе сказано классиками марксизма-ленинизма. В её решении есть целый ряд трудностей.

Империализм хорошо поднаторел в деле развращения массового сознания. Не случайно его всё чаще называют информационным империализмом. Гигантская идеологическая машина наносит тяжёлые удары по пролетарскому интернационализму. Для этого буржуазные теоретики разрабатывают и внедряют «новые концепции общественного развития». Особое место в их ряду отведено концепции информационного общества. Согласно ей, промышленное производство вместе с пролетариатом уходят в прошлое. Общество «атомизируется». Коллективный труд сменяется индивидуальным. Таким, например, как труд программиста.

Апологеты капитализма кропотливо прорисовывают цепочку: информационно-технологическое производство усложняется, прежнее индустриальное производство отмирает, рабочий коллектив — основа пролетарской солидарности — исчезает. Стало быть, затухает и классовая борьба. На смену ей приходит борьба за выживание нации в условиях империалистической глобализации.

Именно такой вывод делают для себя иные «левые» национал-патриоты. По их мнению, противоречие между трудом и капиталом не является главным противоречием современности. Заявив это, они быстренько идут дальше: либо объявляют главным конфликт между капиталом и национальной культурой, либо с головой уходят в тему борьбы цивилизаций. А это только и нужно империализму. Ведь те, кто провозглашают приоритет национально-освободительной борьбы, сначала отодвигают классовую борьбу на второй план, а затем и вовсе от неё отказываются. Такие национал-патриоты разворачивают атаку на пролетарский интернационализм, выдают его за помеху в борьбе с капиталом, утверждают, что он препятствует развитию национального сознания.

Подобная точка зрения нет-нет да даёт о себе знать в КПРФ. К. Маркс и Ф. Энгельс при этом получают упрёк за «непатриотичный» тезис: «Рабочие не имеют своего отечества». Да, в «Манифесте Коммунистической партии» сказано: «Рабочие не имеют своего отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет». Но «критики» Маркса и Энгельса всегда умалчивают, что далее в тексте идут слова: «Так как пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения национального класса, конституироваться как нация». А в английском издании «Манифеста» 1888 года вместо слов «подняться до положения национального класса» напечатано «подняться до положения ведущего класса нации».

Итак, чтобы обрести своё отечество, пролетариату нужно завоевать политическую власть и состояться в качестве национального класса. Что это значит в первую очередь? Это значит превратить идею уничтожения капиталистической собственности и освобождения труда от эксплуатации в общенациональную идею. Её воплощение в жизнь классики марксизма прямо связывают с освобождением наций от ига капитала, с установлением равноправных межнациональных отношений. В «Манифесте Коммунистической партии» так и сказано: «В той мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, уничтожена будет и эксплуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри нации падут и враждебные отношения наций между собой».

Так и произошло в ходе социалистического преображения России. Под руководством большевистской партии русский пролетариат стал ведущим классом не только русской нации, но и всех наций и народов великой страны. Лозунги пролетарской партии: «Фабрики — рабочим!», «Земля — крестьянам!», «Власть — Советам!» — приобрели общенациональный характер. Идея социализма превратилась в национальную идею социальной справедливости. Важнейшим условием этого явился пролетарский интернационализм рабочего класса России, интернациональный тип его партии.

Очень важно, что принцип пролетарской солидарности оказался созвучен коллективистской традиции главного союзника рабочего класса — трудового крестьянства. А оно составляло громадное большинство населения России. В полной мере отвечал этот принцип и традиции дружбы народов, связанных единством исторической судьбы. Отражал он и солидарность всех эксплуатируемых, независимо от национальной принадлежности, в классовой борьбе с интернациональной силой капиталистов и помещиков.

Уникальную проверку на прочность этот принцип прошёл в ходе Гражданской войны. В 1918 году иностранная интервенция и национальное предательство вождей Белой армии создали реальную угрозу независимости страны. В этих условиях пролетарская солидарность эксплуатируемых слилась с патриотизмом русского и всех народов общего Отечества. В процессе этого синтеза зарождался советский патриотизм — чувство любви к социалистической Родине, свободной от эксплуатации человека человеком. Так пролетариат России выполнил свою миссию ведущего класса нации. Так он обрёл свою Отчизну. Так высокий патриотизм стал неразделим с социализмом.

В буржуазном обществе пролетариат не имеет своего отечества и в политическом, и в социально-экономическом смысле. Господство капиталистической частной собственности отчуждает его и от власти, и от средств производства. Но отечество как культурно-историческое явление никогда не отвергалось марксистами. «Мы любим свой язык и свою родину», — писал о большевиках Ленин. И он же утверждал: «Пролетариат не может относиться безразлично и равнодушно к политическим, социальным и культурным условиям своей борьбы, следовательно, ему не могут быть и безразличны судьбы его страны».

Диалектика — залог силы марксистского анализа. И мы обязаны учитывать: условия классовой борьбы в каждой стране национально-специфичны, национально-историчны. Нельзя отрывать национальное сознание от классового, классовое — от национального. Выдвижение на передний план национального в ущерб классовому неизбежно трансформирует сознание в националистическое. И этим всегда оборачивался оппортунизм, шедший на соглашательство с национальной буржуазией. Но и классовое сознание, лишённое национальной формы, делает его носителей заложниками голых абстракций и мёртвых схем. Именно этим и отличается левое доктринёрство. И каждая из крайностей препятствует превращению пролетариата в ведущий класс нации.

Не случайно Ленин нацеливал соратников по международному коммунистическому движению: «Исследовать, изучить, отыскать, угадать, схватить национально-особенное, национально-специфическое в конкретных подходах каждой страны к решению единой интернациональной задачи, к победе над оппортунизмом и левым доктринёрством». Для КПРФ и всех компартий СКП—КПСС крайне важно следовать этому ленинскому требованию. Только так мы решим великую историческую задачу возрождения Союзного социалистического государства. Пролетарский интернационализм — важнейшее условие её воплощения в жизнь. Он нацеливает рабочий класс на борьбу за то, чтобы подняться до положения ведущего класса нации. Он же требует обеспечить интернациональное единство рабочих. Вот почему осознавший свои интересы рабочий класс — главная сила в борьбе с угнетающим народы глобальным капиталом. Сила, которая создаёт объединяющие начала для воссоздания нашей великой Родины.

Идея превращения пролетариата в национальный класс должна быть расшифрована нами. Она должна стать основой привнесения социалистического сознания в рабочую среду.

Что же сегодня нужно рабочему классу, чтобы конституироваться как нация? Прежде всего:

— завоевать политическое господство и добиться превращения национального богатства в общенародное достояние;

— обеспечить господство социалистической собственности, гарантировать на этой основе национальную независимость страны, её защиту как от военных угроз со стороны мирового империализма, так и от кризисов мировой капиталистической экономики;

— обеспечить защиту, сохранение и успешное развитие отечественной культуры, науки и образования.

Всё это было реальностью в СССР. Русский пролетариат после Октября 1917 года стал ведущим классом в социалистическом преобразовании страны, ядром новой интернациональной общности — советского народа. Для того, чтобы вытравить этот эпохальный факт из памяти людей, и пускается в ход буржуазная теория об исчезновении пролетариата в России.

Не только власть, но и многие записные патриоты всячески избегают постановки вопроса: а какая же социальная сила может объединить русскую нацию и все народы великой страны перед угрозой её распада? Справедливо взывая к защите Отечества, они не показывают, кто и как обеспечит его защиту.

Да, пролетариат России ещё не назовёшь сплочённым и организованным. Даже живя на скудную зарплату, пролетарии-учёные, врачи и учителя пока не осознали единства своих интересов с пролетариями в промышленности. Но жизнь объективно сближает их. Задача нашей партии — всеми силами содействовать этому сближению, помогать осознанию того, что интересы пролетарского большинства — это и есть национальные интересы России. Для пролетариев их Отечество — это социалистическое Отечество.

Рабочий класс, пролетариат в широком смысле, вовсе не исчез. Целью капитала остаётся извлечение максимальной прибыли. Чтобы присваивать себе прибавочную стоимость, создаваемую трудом конкретных людей, он вынужден расширять ряды пролетариев. На этом фоне хотя и медленно, но пробуждается классовое сознание рабочих. Свидетельством тому — разнообразные формы сопротивления капиталу: коллективные обращения к властям с экономическими и социальными требованиями, пикеты и митинги, протестные голодовки и, наконец, забастовки. Появились и первые ласточки отражения данного явления в современном искусстве. Так, художественный фильм Светланы Басковой «За Маркса» стал размышлением о трудном, противоречивом, но закономерном процессе политического взросления промышленных рабочих нашей страны.

Привнесение в рабочий класс социалистического сознания — первоочередная задача и КПРФ, и всех компартий, входящих в СКП—КПСС. Становление такого сознания должно воплотиться в конкретные результаты: в крепость идей пролетарского интернационализма, в рост популярности наших боевых лозунгов и программных требований, в широкую поддержку акций протеста, способных перерастать во всероссийские, всеукраинские, всеказахстанские, словом — в общенациональные акции.

Для уничтожения пролетарского интернационализма в самом зародыше олигархически-криминальная власть большинства стран СНГ поддерживает национализм тайно и явно, прямо и косвенно. Буржуазным кругам любо и дорого всё, что имеет антисоветский и антирусский окрас. Антисоветизм и русофобия — характерные приметы националистических акций в бывших республиках СССР.

Борьба коммунистов с национализмом получит успех, если будет интернациональной. Сегодня наши товарищи по Компартии Украины последовательно и энергично противостоят националистическим выходкам, в которых уже виден звериный оскал фашизма. Они должны постоянно чувствовать поддержку остальных компартий. Антисоветизм, антикоммунизм и русофобия прочно прописались в Литве, Латвии и Эстонии. Эти же настроения характерны для нынешних властей Молдавии. Неофашизм поднимает голову на западе и востоке. В деле борьбы с ним у нас с вами много работы. Чтобы остановить зло, необходима опора на международную солидарность.

Как и накануне Второй мировой войны, мировая финансовая олигархия лелеет нацизм и держит его про запас. Как фашизм Гитлера и Муссолини, так и либерал-фашизм в облике американского глобализма имеют одну и ту же природу. Не случайно попытка Путина в газете «Нью-Йорк таймс» оспорить исключительность США встретила столь жёсткую отповедь из Вашингтона.

Да, претензии на исключительность американские «ястребы» высказывают открыто и даже агрессивно. Для государств мира это означает прямую угрозу их национальной независимости. Страны СНГ почувствуют внешний нажим тем острее, чем больше будет тревожить глобалистов возможность возрождения Союзного государства. И уж здесь-то они сполна используют национализм как свою ударную силу. Противостоять этому нужно широким фронтом. Пришло время обратиться к опыту Коминтерна 30-х годов минувшего века, детально его изучить и использовать с поправкой на время и на современные тенденции в международном коммунистическом и рабочем движении.

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: