Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

Национальный вопрос и задачи партии по укреплению дружбы народов

Содержание материала

Русский вопрос и освобождение наций от ига капитала

Социально-экономическое и духовное угнетение испытывают сегодня все народы России. Но удары по государствообразующему народу резонируют с особой силой. На протяжении тысячи лет ведущую роль в формировании, защите и сохранении целостности нашей страны играл русский народ. Это по достоинству оценили выдающиеся представители всех братских наций и народностей. В их числе — чувашский просветитель Иван Яковлев. За полвека своей подвижнической деятельности он открыл в Поволжье свыше 1200 светских школ, оставил огромное духовное наследие. В августе 1921 года И.Я. Яковлев обратился с «Завещанием чувашскому народу». Есть в нём и такие слова: «Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев… Много горестей и несчастий встретил он на своём долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания... Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу».

Сегодня нашу многонациональную общность пытаются лишить её ядра, её стержня. Социальный и нравственный геноцид в отношении национального большинства поставил русский вопрос в повестку дня современной истории. В своём нынешнем виде этот вопрос порождён либерально-буржуазной контрреволюцией. Он — прямое следствие реставрации капитализма в нашей стране, своего рода реванша буржуазного Февраля 1917 года за поражение в битве с пролетарским Октябрём.

Варварская приватизация привела к падению производства. Были утрачены целые отрасли промышленности. Уничтожались трудовые коллективы крупнейших предприятий, которые служили формой социалистического интернационального единства советского рабочего класса. Оно, это единство, разрушалось. Социалистическая собственность объединяла трудящихся, частная — их разъединила. Она разделила их и в социальном, и в национальном плане.

С распадом трудовых коллективов ослабли связи как между народами страны, так и внутри русского народа. А ведь именно русские являлись основой всей трудовой многонациональной общности. Одновременно русское большинство подавлялось культурно и морально-психологически. В годы перестройки в его сознание стал упорно внедряться миф о культурной неполноценности русского народа, о периферийности его истории. Антисоветизм всё больше оборачивался и русофобией. «Семьдесят советских лет — в никуда», — твердили либеральные идеологи «перестройки». Очень быстро они стали добавлять к этому: «Русская история — история варварства, история тоталитаризма».

Со времени правления Горбачёва и Ельцина длится процесс подавления нашей культуры. Опошляется русский язык. Часы его преподавания в школе резко сокращены. Многие произведения великой русской литературы изъяты из учебной программы. Классику в репертуаре театров вытесняют примитивизм и пошлость. Национальными чертами русских представляются хамство, пьянство, анархизм и беспробудная лень. Коллективизм объявлен убогим пережитком и стадным явлением. Ценности товарищества, взаимопомощи и солидарности уничижаются ради торжества конкуренции с её принципом «выживает сильнейший». Животный индивидуализм, выдаваемый за свободу личности, провоцирует войну всех против всех.

В чудовищных масштабах происходит сегодня то, от чего великий советский писатель М.А. Шолохов пытался предостеречь страну ещё в 1978 году. В письме Л.И. Брежневу он бил тревогу: «Одним из главных объектов идеологического наступления является в настоящее время русская культура, которая представляет историческую основу, главное богатство социалистической культуры нашей страны. Принижая роль русской культуры в историческом духовном процессе, искажая её высокие гуманистические принципы, отказывая ей в прогрессивности и творческой самобытности, враги социализма тем самым пытаются опорочить русский народ как главную интернациональную силу советского многонационального государства, показать его духовно немощным, неспособным к интеллектуальному творчеству». С тех пор «враги социализма» получили возможность действовать широко, нагло и вполне официально. Уничтожив Советскую власть, они вовсе не успокоились. Напротив, от попыток «принизить роль» русской культуры они перешли к делу полного её уничтожения. А уничтожить культуру народа — значит убить и сам народ.

Необходимо хорошо видеть то, что роднит сегодня аварца и осетина, татарина и бурята, карела и марийца — все народы России. Это их общая история, территориально-государственное единство страны и необходимость сплочённой борьбы против угнетения. Успех этой борьбы немыслим без деятельного участия русского народа.

Разрушая «русский мир», капитализм оказался смертельно опасен и для других народов России. Примером тому — судьба коренных малочисленных этносов. Таковых в стране 28. Нынешняя власть поставила их на грань исчезновения. Из законодательства изъяты положения о порядке документального подтверждения отнесения граждан РФ к коренным малочисленным народам. Из Земельного, Лесного и Водного кодексов исключены нормы о бесплатном пользовании землями для пастбищ, участками для традиционного рыболовства. В результате этнические общины лишились права вылавливать рыбу в реках и озёрах своих исконных земель. Конкурсы у коммерческих предприятий им не выиграть.

Негативные последствия имеет исход русского и другого «инонационального» населения из национальных образований. Достаточно вспомнить события начала 1990-х годов в Чечне. В итоге русских сегодня здесь лишь 3,8%. Немногим больше их доля в Дагестане — 4,8%. А в Ингушетии она и вовсе уменьшилась до 1,2%. От 20 до 35% составляет русское население в других республиках Северного Кавказа. В итоге этнополитическая напряжённость здесь наиболее высока. Причём она активно подогревается внешними силами. Разного рода доклады международных организаций щедро заполняются пассажами о «нарушениях прав человека на Северном Кавказе». И это лишь один из способов провоцировать борьбу с «московской экспансией».

Наряду с «выдавливанием» русского населения из ряда национальных республик Российской Федерации происходит урезание карты всего «русского мира». Закрыто большинство русских учебных заведений в прибалтийских государствах. Только за последнее время ликвидировано более 650 русских школ на Украине. Правительство Франции покрывает французским школам за рубежом, включая частные, 50% их бюджета. Ситуация с русскими школами за границей совсем иная. Большинство детей после 11—12 лет перестают их посещать. Даже в семьях, где оба родителя — русскоязычные, дети говорят между собой на том языке, на котором общаются со сверстниками. Молодёжь из семей «новых русских» зачастую выезжает на учёбу в престижные университеты Запада. Она нередко ориентирована на ассимиляцию и ищет возможности не возвращаться в Россию.

За последние 20 лет число людей на планете, говорящих по-русски, значительно снизилось. А ведь именно язык составляет основу «русского мира». Около 300 миллионов человек насчитывает этот мир на постсоветском пространстве. Ещё порядка 25 миллионов соотечественников проживают в дальнем зарубежье. КПРФ убеждена, что расширение культурного пространства «русского мира» — важное подспорье в деле реинтеграции на просторах СССР.

Сегодня есть предпосылки для восстановления позиций русского языка в Восточной Европе, в Центральной Азии. И прав министр информации Республики Беларусь Олег Пролесковский, когда утверждает: «Если подобная политическая задача будет поставлена, то реализовать её будет не так уж сложно». Увы, эта возможность упускается. Формально сохранением русского языка в России занимаются пять федеральных ведомств. Однако между ними нет никакой координации. Нет и эффекта от их деятельности. Не проводится даже пропаганда интересного опыта. А ведь в той же Белоруссии многое делается для защиты норм русского языка с помощью системы образования, средств массовой информации, творческих союзов и культурных учреждений. В июне 2013 года на XV Всемирном конгрессе русской прессы в Минске Александр Лукашенко прямо говорил о том, что Белоруссия видит себя в центре русскоязычного мира и осознаёт свою ответственность за сбережение культурного наследия наших предков, за сохранение тех ценностей справедливости и солидарности, что лежат в основе русской цивилизации.

Сутью русского вопроса КПРФ считает сохранение русского народа в условиях системного кризиса. Этот кризис вызван разрушением Советского Союза, растущим давлением империалистической глобализации и новым обострением мирового кризиса капитализма, начавшимся в 2008 году. Сберечь русский народ — значит защитить его от трёх острейших угроз: физического вымирания и вырождения; культурной, духовно-нравственной деградации; потери национального суверенитета и утраты территориального единства страны.

Данную проблематику наша партия разработала достаточно глубоко. Специальная резолюция была принята Х съездом КПРФ. Проведён пленум ЦК по вопросу о защите русской культуры как основы духовного единства многонациональной России. Связанные с этим темы рассматривались на парламентских слушаниях и научно-практических конференциях. Они нашли отражение в партийной публицистике.

Программа КПРФ утверждает: задачи решения русского вопроса совпадают с решением задач социалистического преобразования России. За это критики нашей партии «слева» не прочь бросить обвинение: «КПРФ заигрывает с национализмом». Они не хотят понять того, как важно дать верное толкование русского вопроса. Только так мы выбьем биту из рук тех, кто виновников бед своего народа определяет по цвету волос и разрезу глаз.

История связала воедино судьбы всех наций России. Потому-то и русский вопрос носит не узконациональный, а общероссийский характер. Это вопрос о судьбе государствообразующего народа, а значит, и многонационального государства. Он напрямую связан с освобождением всех наций России от ига мирового империализма. В этом проявляется национально-освободительный потенциал его решения.

Наконец, русский вопрос — это вопрос о жизни и смерти русской культуры, положенной в основу нашей многонациональной цивилизации. Её высшим выражением явилась советская культура. Отличительным признаком советской цивилизации стал советский образ жизни с его коллективистскими началами. Этот образ жизнебытия приговорён к уничтожению с установлением господства капиталистической частной собственности. Для его защиты, сохранения и развития есть только один путь — социалистическое возрождение Родины.

Свой проект решения русского вопроса наша партия разрабатывает не впервые. В 1913 году И.В. Сталин представил такой проект в своём классическом труде «Марксизм и национальный вопрос». «Осью политической жизни, — писал он, — является не национальный вопрос, а аграрный. Поэтому судьбы русского вопроса, а значит «освобождения» наций, связываются в России с решением аграрного вопроса, т.е. с уничтожением крепостнических остатков, т.е. с демократизацией страны. Этим и объясняется, что в России национальный вопрос выступает не как самостоятельный и решающий, а как часть общего и более важного вопроса раскрепощения страны». Далее он делает вывод: «Не национальный, а аграрный вопрос решает судьбы прогресса в России; национальный вопрос — подчинённый».

У данного сталинского положения есть не только конкретно-исторический, но и методологический смысл. Из него следуют важные выводы. Во-первых, национальный вопрос есть часть общего и более важного вопроса о собственности и власти, об освобождении наций от эксплуатации. Во-вторых, в многонациональной России освобождение наций от эксплуатации капиталом и от буржуазной власти прямо связано с освобождением государствообразующей — русской — нации.

Сталинская логика позволяет нам утверждать, что сегодня судьбы русского вопроса связаны с уничтожением тяжких последствий реставрации капитализма в России. В первую очередь это требует ликвидации олигархической собственности и отмены частной собственности на землю.

Главное требование КПРФ, основа нашей Антикризисной программы — национализация капиталистической собственности в базовых отраслях экономики. Её проведение — необходимое условие возрождения общественного производства и единого народнохозяйственного комплекса. Только в этом случае в России возродятся могучий интернациональный рабочий класс и трудовое крестьянство. Только тогда трудящиеся станут хозяевами своей страны и своей судьбы.

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: