Содержание материала
Ритуал обрезания
Следствием неэффективного управления экономикой становится неспособность власти решать социальные проблемы общества. И это полностью подтверждается расходной частью бюджета. Под громкие заверения, что социальные обязательства власти будут выполнены, в проекте бюджета на 2014—2016 годы правительство существенно урезает расходы на образование и здравоохранение, науку и культуру, ЖКХ и поддержку села. Но где, если не в этих сферах, сосредоточены основные интересы и чаяния граждан?
Вот лишь некоторые удручающие цифры, которые фигурируют в новом проекте бюджета.
Расходы по разделу «Образование» сокращаются в 2014 году на 94,1 млрд. рублей по сравнению с 2013-м. В 2016 году, согласно бюджетному прогнозу, расходы по этому разделу будут на 48,3 млрд. рублей ниже, чем в 2013-м. По сути, мы наблюдаем уход государства из сферы образования, от которой зависит будущее страны, благополучие наших детей.
Не менее удручающим выглядит прогноз по расходам на здравоохранение. На 2014 год они сокращаются в сравнении с 2013-м на 65 млрд. рублей, то есть на 12%. Причём наиболее существенно сокращаются расходы на амбулаторную помощь — на 31 млрд. рублей, то есть почти на треть. А ведь именно от амбулаторной помощи больше всего зависят профилактика заболеваний и, следовательно, здоровье и продолжительность жизни людей. Иначе как преступлением перед народом такие корректировки в федеральном бюджете назвать нельзя.
Сокращение расходов на образование и здравоохранение, несомненно, связано с реализацией федерального закона № 83, регламентирующего работу государственных и муниципальных учреждений. КПРФ усиленно противостояла его принятию, организовывала в связи с этим протестные мероприятия по всей стране и предупреждала: этот закон окажется губительным для отечественной социальной сферы. «Единороссовское» большинство в Государственной думе продавило его принятие. И вот теперь наша правота подтверждается на практике. Те гигантские суммы, на которые урезаны бюджетные расходы на медицину и образование, будут возмещать этим отраслям сами граждане. Возмещать, раскошеливаясь за платную скорую, амбулаторную и санаторно-оздоровительную помощь и оплачивая так называемые дополнительные услуги по образованию своих детей и внуков. И многим образование и медицина окажутся не по карману.
Власть годами уверяла граждан в том, что гарантирует выполнение своих социальных обязательств. Но в новый проект бюджета заложены цифры, которые этим гарантиям прямо противоречат. Как раз по разделу «Социальная политика» в проекте бюджета на 2014 год заложено самое большое сокращение по сравнению с текущим годом — на 301 млрд. рублей. А по сравнению с бюджетным прогнозом на 2014 год, который кабинет министров принимал год назад, сокращение составляет более 580 млрд. рублей.
Свои антисоциальные проекты правительство ретуширует заверениями, что сокращающиеся расходы федерального бюджета на социальную политику будут компенсированы региональными бюджетами. Этими сказками народ кормят в то самое время, когда более половины российских регионов имеют дефицитный бюджет. Они попросту утопают в долгах, что самым негативным образом сказывается на уровне жизни людей.
Неизменным в бюджетной политике правительства оказывается снижение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Их планируется сократить в 2014 году на 38 млрд. рублей по сравнению с текущим годом. И в этом случае недополученное из бюджета тоже будет компенсироваться за счёт народа.
Даже расходы на культуру и кинематографию, которые и без того были мизерными, в 2014 году станут на 3 млрд. рублей меньше, чем в нынешнем. Подобная политика государства в сфере культуры приводит к вытеснению из неё множества талантливых и образованных людей, вынужденных искать заработок на другом поприще.
Правда, увеличиваются общие расходы на физическую культуру и спорт. Но и этому нельзя дать однозначно положительную оценку. Ведь увеличение заложено только в подразделе «Спорт высших достижений». А в подразделе «Массовый спорт» предусмотрено уменьшение на 4,3 млрд. рублей. Такая политика двойных стандартов явно не будет способствовать улучшению физического состояния граждан, укреплению их здоровья — даже если спортсмены-профессионалы будут показывать отличные результаты. В действительно здоровом обществе приоритетом должен быть именно массовый спорт, без развития которого у спорта профессионального нет серьёзной основы для будущих достижений.
Нельзя не сказать и о том, что правительство демонстрирует полнейшее пренебрежение интересами молодёжи — они вообще не учтены в проекте бюджета.
Так, на молодёжную политику и оздоровление детей в проекте на 2014 год выделено лишь 5 млрд. рублей — на полмиллиарда меньше, чем в текущем году. Вот такая «экономия» на молодом поколении, которую власть демонстрирует на фоне растущей преступности, наркомании и безработицы среди молодёжи. Вот такая «забота» о тех, от кого зависит будущее страны.
Ещё одно доказательство неэффективности экономической политики — это безудержный рост государственного долга. На одно только обслуживание государственного и муниципального долга, то есть на уплату процентов, тратятся колоссальные бюджетные средства. В следующем году расходы на обслуживание госдолга должны вырасти на 44,1 млрд. рублей, или на 11%, в сравнении с 2013-м. В 2015 году они вырастут уже на 95,3 млрд. рублей — на 23,3%. А в 2016 году их рост составит 160,2 млрд. рублей — 39,2%. Правительство осознанно толкает страну в «долговую яму».