Содержание материала
Прогнозы с потолка
Федеральный бюджет — это не просто основной финансовый документ страны. Он является прежде всего отражением состояния экономики. От качества прогнозирования и от исполнения бюджета в значительной мере зависят жизнь и благополучие граждан.
Достоверность и обоснованность российского бюджета, как и его наполняемость, оставляют желать лучшего. Ежегодно разрабатываются и утверждаются проекты бюджета на последующую трёхлетку. И затем эти проекты по три-четыре раза ещё и пересматриваются. Вносится множество корректировок, которые, в конечном счёте, тоже не соблюдаются.
Во вступительной части пояснительной записки к новому проекту бюджета по традиции изложены основные задачи и намерения:
— обеспечение устойчивой и сбалансированной бюджетной системы;
— повышение эффективности бюджетной политики;
— соответствие финансовых возможностей государства ключевым направлениям развития страны;
— обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса и т.д.
Эти несомненно важные цели и задачи неизменно объявляются во всех бюджетных посланиях президента. И ежегодно повторяются, как заклинания, во вступительной части очередного бюджетного проекта. А после его принятия с лёгкостью предаются забвению. Реальное содержание этих проектов и тем более правительственные отчёты по исполнению бюджета раз за разом свидетельствуют о безответственном отношении к делу и о фиктивности заявленных намерений власти. Они свидетельствуют и о безответственном отношении к исполнению бюджетного кодекса и главного финансового закона страны. Что, по большому счёту, означает пренебрежение к Конституции.
После изучения проекта федерального бюджета на 2014—2016 годы нельзя не прийти к выводу, что те, кто разрабатывал этот проект и кто должен будет обеспечивать его исполнение, не обладают должным профессионализмом и здравой логикой.
В итоге, составляя бюджет, его авторы всё ставят с ног на голову.
Вот цитата из пояснительной записки к проекту: «Дополнительным источником стимулирования инвестиционной активности должны стать механизмы использования средств Фонда национального благосостояния и пенсионные накопления для финансового обеспечения самоокупаемых инфраструктурных объектов».
Спрашивается, о чём здесь идёт речь? Если, например, господин Ротенберг или ещё кто-нибудь из российских олигархов получит из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Пенсионного фонда средства на строительство автодорог, то, согласно логике пояснительной записки, должны найтись и те, кто захочет последовать его примеру. Но ведь на всех желающих попросту не хватит средств этих фондов. Правда состоит в том, что инфраструктурные объекты окупаются очень медленно, зачастую десятилетиями. Значит, вложенные средства будут возвращены не скоро. Если будут возвращены вообще. Эти средства следовало бы в первую очередь инвестировать в объекты перерабатывающей промышленности, которая у нас просела до самого дна.
Благие намерения, изложенные в начале пояснительной записки, полностью перечёркиваются цифрами из приведённой в ней же таблицы «Основные макроэкономические показатели на 2014 г. и плановый период 2015—2016 гг.»
Так, в проекте бюджета на 2014 год, который принимался год назад, был предусмотрен рост ВВП на 4,3%. В нынешнем проекте этот показатель снижен до 3% — на 680 млрд. рублей. Но и рост ВВП на 3% в следующем году вряд ли будет обеспечен. Об этом в один голос говорят почти все аналитики. В текущем году рост ВВП пока что не достигает даже 1,5%. И в проекте бюджета не заложены те факторы, которые обеспечивали бы более интенсивный рост ВВП.
Состояние российской экономики провоцирует лишь его дальнейшее замедление. В целом, согласно новому проекту, дефицит бюджета существенно скорректирован в сторону увеличения. В 2014 году он, в соответствии с бюджетным прогнозом, составит 390 млрд. рублей, в 2015-м — 800 млрд. рублей. Напомню, год назад правительство заявило, что в 2015 году бюджет станет практически бездефицитным. Точнее, согласно прошлогоднему прогнозу, дефицит не должен был превысить 10 млрд. рублей. И вот в очередной раз выясняется, что прогнозам правительственных чиновников грош цена. Следовательно, и к тем цифрам, к тем расчётам, которые заложены в новом бюджетном проекте, тоже нельзя относиться всерьёз.