Разразившийся мировой экономический кризис не только потряс до основания идейно-политические основы капиталистического мира, но и еще раз доказал актуальность и злободневность марксизма как методологической основы анализа происходящих в капиталистическом мире процессов. Развеялся ряд мифов, настойчиво внедрявшихся в общественное сознание западной пропагандой. Вот некоторые из них.
Миф первый
Современное капиталистическое общество способно обеспечить бескризисное развитие экономики. Циклические кризисы перепроизводства - в прошлом.
Действительно, в послевоенный период кризисов перепроизводства, подобных Великой депрессии 30-х годов, на Западе не было. Регулярно случавшиеся рецессии более-менее уверенно подавлялись государственным вмешательством. Как правило, при первых признаках рецессии буржуазные государства резко увеличивали расходы, создавая дополнительный рынок сбыта для своих предприятий. Поскольку требовалось, чтобы рост государственных расходов не приводил к увеличению выброса товаров на рынок (здесь сохранялась ниша для частного капитала), антикризисные меры сводились, как правило, к увеличению военных расходов. ?Холодная война? и гонка вооружений ? вот спасательный круг для капиталистической экономики, который позволял ей 70 лет избегать серьезных кризисов перепроизводства. Вот основная причина и рейгановских ?звездных войн?, и военных авантюр Буша. Вслед за расходами поставщиков вооружений вырастал сбыт и в других секторах экономики, кризис смягчался, не приводя ни к серьезным спадам объемов производства, ни к массовой безработице.
В 2008 году ситуация кардинально изменилась. Во-первых, стало трудно убеждать население в необходимости резкого увеличения военных расходов: соответствующего по масштабам врага нет. И во-вторых, что, видимо, главное: увеличение государственных расходов приводит сегодня к росту объемов сбыта не обязательно своих предприятий. Так, наращивание расходов американского правительства наверняка увеличит объемы продаж китайских, японских и европейских производителей и не обязательно - американских. Финансировать за счет американского налогоплательщика китайцев - это уж очень альтруистично! Кроме того, не очень эффективно: собственный циклический кризис так не смягчается. Схема работала, пока объемы импорта были незначительны по сравнению с внутренним производством. Глобализация сделала национальные меры по борьбе с циклическим кризисом заведомо неэффективными. Сегодня ?лекарства? от кризисов перепроизводства капиталистический мир не имеет. Следовательно, кризис, начавшийся в 2008 году, быстро не закончится, и следующего долго ждать не придется.
Миф второй
Социальная ответственность менеджеров современных корпораций, переход власти в корпорациях в руки «техноструктуры» приводят к социальной ответственности самой корпорации.
Социальная ответственность менеджеров крупных корпораций и банков имела некоторое место в 70-80-е годы, когда крупнейшими акционерами американских и немецких корпораций являлись местные пенсионные и муниципальные фонды, а крупнейшим заказчиком - государства. Во всяком случае, им приходилось это изображать. Конечно, и тогда интересы крупного капитала превалировали, но и с запросами общества менеджерам приходилось считаться. Зачастую ссылка на социальную ответственность использовалась менеджерами и как средство противостоять акционерам в решении каких-то вопросов. В те благословенные для крупных корпораций времена основным источником финансирования для корпораций являлась нераспределенная прибыль, которой менеджеры и распоряжались.
Сегодня и здесь ситуация кардинально изменилась. Во-первых, в акционерном капитале любой крупной корпорации сейчас присутствует и иностранный капитал, и капитал мелких акционеров-рантье. Такие акционеры не хотят допускать наличия нераспределенной прибыли в принципе, у них ? свои планы на дивиденды. За средствами на развитие корпорации они вынуждены были сначала идти в банки, а потом ? пуститься в небезопасные игры на фондовом рынке, вздувая стоимость своих акций. ?Пузырь? фондового рынка лопнул в 2008 году, оставив корпорации без рыночных источников финансирования в разгар циклического кризиса. Без поддержки и финансирования государства большинство крупных корпораций и банков оказались нежизнеспособны. И во-вторых, сегодня не может идти и речи о социальной ответственности крупных транснациональных корпораций: у них и акционеры, и предприятия разбросаны по всему миру - перед каким социумом им отвечать.
Миф третий
Рост производительности труда на базе научно-технического прогресса повышает требования к квалификации и образовательному уровню работника.
Каждый кадровик, работающий в промышленности, прекрасно знает, что прогресс оборудования вытесняет среднюю по квалификации группу работников. Современное производство требует очень небольшого числа высококвалифицированных работников, всё больше требуется работников почти без квалификации. Красную кнопку от зеленой на современном высокоавтоматизированном оборудовании сможет отличить почти любой. На этом основывался успех выноса основных производств с Запада в страны Юго-Восточной Азии. Дополнительно сокращает потребность в квалифицированной рабочей силе широкое распространение аутсорсинга, когда квалифицированную работу поручают сторонним специализированным фирмам. Выносится всё, начиная от конструкторских разработок и кончая уборкой мусора. Сокращает потребность в квалифицированной рабочей силе и широкое распространение специальных компьютерных программ, которые резко снижают потребность в квалифицированных служащих. Дробление функций, разделение труда и специализация превращают служащего в такой же бесправный винтик производственной машины, как и любого слесаря. В целом на современной технической базе не наблюдается роста требований к квалификации и образовательному уровню работника в промышленности, важнее дисциплина и ответственность.
Миф четвёртый
Постиндустриальное общество изжило пролетариат как класс. Классового противостояния пролетариата и буржуазии в современном капиталистическом обществе нет.
Вот уж где желаемое выдается за действительное. Идея ?постиндустриального общества? подразумевала такое международное разделение труда, когда, условно, ?заводоуправление? остается на Западе, а ?цехи? выносятся в менее развитые страны с более дешевой рабочей силой. Это позволяло и закрепить неэквивалентный обмен как основу благополучия Запада, и эксплуатировать более широкие массы трудящихся, и резко ослабить профсоюзы и рабочее движение в целом. То, что при этом Запад делился частью прибыли с местным капиталистом, сути процесса не меняет. Всё это не означало исчезновения рабочего класса: сокращение числа рабочих в странах Запада, вызванное ростом производительности труда, компенсировалось увеличениями числа рабочих в других странах и пролетаризацией значительной массы служащих. Да, сегодня большинство служащих еще не осознают себя пролетариями. Но кризис всё расставляет по своим местам: любой бухгалтер или менеджер по продажам, даже директор фирмы продает свою рабочую силу по цене, сложившейся на местном рынке труда. И, следовательно, в процессе производства является пролетарием. Массовые увольнения служащих банков и торговых контор в ходе нынешнего кризиса показали действительную роль служащих и подорвали их солидарность с целями капиталистов.
Временным обстоятельством, получившим широкое распространение в мире вследствие роста производительности труда и его фрагментации в процессе разделения, стал рост ремесленного производства. Не только в сфере услуг, но и в сфере интеллектуальной деятельности (разработка софта, бухгалтерские, аудиторские, юридические услуги, торговое посредничество и т.д.) получило распространение индивидуальное предпринимательство. По сути, оно является видом ремесленной деятельности, где нет разделения на капитал и рабочую силу. И, как всякая ремесленная деятельность, сфера его распространения является объектом экспансии со стороны капитала: по мере стабилизации рынков сбыта возникают пр
Рост производительности труда привел к огромному увеличению объемов производства. Сегодня, по некоторым оценкам, удовлетворить физиологические потребности человечества способно 5% работающих. В этих условиях голод перестал быть тем кнутом, который заставлял пролетария соглашаться работать на условиях капиталиста. В мире, в том числе и в странах Запада, растет число людей, которые не работают и живут как рантье либо на пособия и подаяния. ?Класс праздных? на планете расширяется не только за счет богатых, но и за счет умножения числа деклассированных. Отсюда ? важность для капиталистиче-ского мира процесса формирования потребностей, пропаганды ?общества потребления?, которая заставляет человека продавать свою рабочую силу в поисках всё нового потребления.
Важно еще одно обстоятельство. Уроки Великой Октябрьской революции и Великой депрессии привели на Западе к формированию системы социальной защиты. Сегодня государства формируют стоимость рабочей силы, определяют ее минимальный уровень. За счет перераспределения части средств, полученных от неэквивалентного обмена в странах Запада, поддерживается высокий уровень зарплаты и высокий уровень жизни. Рыночный процесс обнищания пролетариата сдерживается мерами государственного регулирования. Сложившийся в странах с развитой экономикой уровень оплаты труда позволяет части пролетариев иметь накопления. Массовым явлением стала ситуация, когда человек одновременно является пролетарием, продающим свою рабочую силу по рыночным ценам, и мелким предпринимателем, рантье или ремесленником. Это явление ни с какой стороны не ?отменяет? пролетариат как класс: современное производство невозможно без покупки капиталом на рынке рабочей силы требуемого качества. Многогранность человеческой деятельности не отменяет эксплуатации человека капиталом, не позволяет разрешить основное противоречие капитализма ? противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим характером присвоения.
Что несёт нынешний кризис перепроизводства?
Сегодня экономических оснований для поддержания разрыва в уровне жизни между Западом и остальным миром нет. Глобализация, вынос производств, выравнивание уровня образования, повышение уровня жизни с ростом спроса в других странах делают эффективным переток капитала с Запада с последующим сокращением там числа рабочих мест. До поры этот процесс компенсировался общим ростом мировой экономики и ростом сферы услуг. В условиях мирового кризиса перепроизводства сокращение разрыва и падение уровня жизни на Западе стали неизбежными.
Крупные транснациональные корпорации, банки, фонды будут всё больше терять ?национальное лицо?. Соответственно, будут падать возможности государств оказать на их политику хоть какое-то влияние. Будут падать и возможности государств регулировать внутренние рынки. Вернутся кризисы перепроизводства как неизбежная составная часть капиталистического общества. Возможности миграции в богатые страны будут систематически ограничиваться.
Уровень доходов работающих в развитых странах в любом случае будет превышать физиологический минимум. Но социальное расслоение будет прогрессировать.
Рано идеологи капитализма хоронят марксизм. Те проблемы, которые поставил перед человечеством глобальный экономический кризис, без марксистской методологии даже понять невозможно.