Самый уязвимый и самый важный для страны слой населения - дети, неуклонно уменьшается. Да и - что самое страшное - огромное количество детей становится жертвами насилия или сами малолетними преступниками.
Взрослый читатель происходит из читающего детства, это очевидно. Но осталось ли у нас читающее детство? Ведь библиотеки, в том числе школьные, сохранились, достойные книги, в том числе классика, стоят на полках. И дети читающие вроде бы есть. Но мало. Читающих всерьёз, запоем всё меньше. Но это неудивительно. Ведь беда-то творится с самим детством. Судите сами.
В 1991 году в России было 40 152 440 детей.
В 2008 году эта цифра составила 27 000 000. Потеря составляет более 13 миллионов детей. И это, на мой взгляд, самый трагический показатель новых времён.
А каково, простите за выражение, качество детского мира?
800 тысяч - дети-сироты и дети, лишённые родительского попечения. 700 тысяч - дети-инвалиды. В стране 1 342 специальные коррекционные школы-интерната, так называемые школы для дураков, где живут 157 тысяч детей, а задержка психического развития (ЗПР) - приговор, вынесенный им один раз и на всю жизнь. Книг для них не существует. В России 3 миллиона школьников, хоть раз попробовавших наркотики. Около 10 миллионов живут в малоимущих семьях. Кризис, видимо, резко увеличит эту цифру, к ней прибавятся дети безработных. Их уже сейчас 6 - 10 миллионов, и они, конечно, не бездетные. Около 400 тысяч детей стоят на учёте в милиции, кроме того, около 10 - 15 тысяч сидят в колониях для несовершеннолетних, спецшколах и спец-ПТУ. Беспризорность, про которую несколько лет назад крепко пошумели, обрела скрытые формы, ребят отлавливают, но по данным Института детства нашего фонда, их не менее миллиона, а число задержаний детей милицией составляет 1,2-1,5 миллиона в год.
Наконец, президент страны только что сделал убийственное признание: в 2008 году жертвами насилия стали 126 000 детей, из них 1 914 ребят погибли, 2 330 подверглись насилию и получили «тяжкий вред здоровью», 12,5 тысячи детей находятся в розыске. В 2006 году (статистика запаздывает) на 27 миллионов детей было зарегистрировано почти 46 миллионов диагнозов заболеваний, установленных впервые в жизни. Если признать, что хоть малая часть детей всё-таки здорова, то остальные бедолаги имеют по 2-3-5-7 диагнозов сразу. А с учётом того, что эта впервые выявляемая беда не снижается, надо с горечью признать: нация больна с детства. Ну а что творится в головах у нынешних детей? В прошлом, 2008 году школу окончили 1 097 690 человек. Из них двойки получили: по литературе и русскому языку - 25,3%, то есть 277 715, по математике - 23,5%, то есть 257 957. Основная отметка ЕГЭ - тройка. По химии её получили 36% - 395 168 выпускников, по биологии - 45% - 493 960. «Стобалльников», то есть отличников, во всей России по русскому языку - 620 человек, по математике - 62, по физике - 81, по химии - 42, по иностранным языкам - ни одного!
Вывод прост, как полено: современная система образования уже создала в России поколение быдла - полуграмотную, полузнающую, полуобученную массу, пригодную, за малым исключением, для обслуги. За исключением единиц, десятков, может быть, всего лишь сотен, которые в массе своей покинут Родину.
Ну и последний штрих. Как утверждает МВД, количество интернет-материалов с детской порнографией увеличилось в 25 раз, число грязных ресурсов достигло более 300 миллионов веб-страниц, средняя посещаемость одного такого сайта - 30 тысяч человек в месяц.
Спрашивается, какое всё это имеет отношение к литературе? Самое прямое. И самое грубое: этим детям не до книг. Или они потребляют печатный мусор. Книга, может, и занимает ещё какое-то место в библиотечных шкафах, но не в детских сердцах.
Этот разрыв становится всё более очевидным.
Детство России, без всякого преувеличения, живёт в обстановке самой настоящей духовной эпидемии. И гибнет от этой чумы. Духовная атака на Россию идёт самым широким фронтом и самым предательским образом - изнутри. И в эти времена детям нужна литература, написанная и изданная специально для них. Например, инвалидам, у которых нет будущего. Им нужны не западные, а именно русские книги, утоляющие боль, сеющие надежду с точки зрения нашей корневой ментальности. Нужны книги для тех, кто оказался в состоянии никомуненужности, сиротства, кто свалился на дно, оказался в колонии. Кто, наконец, просто беден. К примеру, растёт детский туберкулез - болезнь бедности, и если ребят и лечат медикаментозно, то душевно их не поддерживает никто. В детских тубсанаториях, к примеру, остались книжки 60-80-ых годов издания.
Небывалый, трагический по сути кризис переживает вся культура для детей. Переделаны во взрослые бывшие театры юного зрителя, киностудия имени Горького, когда-то созданная для детского кино, обслуживает телевидение, сломан и дотаптывается уникальный «Детгиз», масса художников детской книги уехала в США - скупили на корню. И всюду правят духовной фальсификат, подделка под театр, кино, книгу.
Что делать детской литературе в этом переломанном мире? Осталось ли в нём место для воспитательных книг вообще? Ведь и наша главная опора - классика и советская литература - дотаптывается в школьных программах.
Скажем честно: плацдарм культуры детского мира невелик, а писательское сообщество отстало от трагической повседневности нашего детства.
Отстало и, боюсь, уже не догонит.
Источник: общественно-политическая газета «Правда»