Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

Н. Езерский, депутат Госдумы: разорвать паутину основного зла

Болезнь представителей власти ? коррупция ? тревожит россиян не первый год. Д. И. Медведев далеко не первый Президент России, который громко объявил о том, что государство будет бороться со взяточничеством. К сожалению, громкие заявления предыдущих руководителей страны так и не привели к ожидаемому результату, а что ожидает страну благодаря инициативам Медведева?

Злые языки уверяют, что наша страна опередила по коррумпированности многие страны и занимает лидирующую позицию. Как вы оцениваете коррумпированную ситуацию в нашей стране?

На мой взгляд, не так уж и важно, какое место по коррупции занимает Россия в мире. Важно, что даже высшая власть страны признала, что именно коррупция является главным тормозом экономического развития государства, и сочла необходимым борьбу против этого явления сделать главным приоритетом. Это и не удивительно, если годовая сумма взяток, получаемых чиновниками разных уровней, сопоставима с третью бюджета страны! Что же касается моей личной оценки масштаба коррумпированности страны, считаю, что он гораздо выше уровня, который озвучили власти.

Думаю, что западные эксперты, составляющие рейтинг коррумпированности стран мира, не сильно ошиблись, поставив нас на 143-е место. Если в стране так высок рейтинг коррумпированности, то вольно или невольно в него втянуты чиновники любого уровня, в т.ч. самого высокого.

Ведь коррупция ? это не только взяточничество, протекционизм и лоббирование определенных интересов. Ей способствуют и непрофессионально подготовленный и впопыхах принятый законопроект, отписка правительства, вместо обоснованного заключения на проект закона, вольное толкование закона чиновникам и т.п. Не говоря уже о сознательном закладывании коррупционных лазеек чиновником в подзаконные акты. Например, если конкретное уголовное преступление дает судье возможность выбрать ?понравившееся? из предложенного наказания ? штраф, условное наказание или лишение свободы на срок от 1 года до трех лет ? что это, как не раздолье для процветания взяточничества и вымогательств?!

Скажите. А как сами чиновники относятся к проблеме коррупции? Насколько они заинтересованы в ее искоренении? Или находятся такие, кто открыто высказывается против антикоррупционных мер?

За время моей депутатской деятельности я не встречал ни одного чиновника, кто бы с болью в голосе не говорил о необходимости борьбы с коррупцией и принятия скорейших мер по ее предупреждению. Другое дело, насколько это желание искренне и как воплощается этим чиновником на практике. Возьмите хотя бы результаты голосования при рассмотрении Думой законопроектов, на которые думская же комиссия по противодействию коррупции дала однозначно отрицательный отзыв из-за коррупционной составляющей и которые, тем не менее, приняты большинством депутатов.

То же прослеживается и при принятии нормативных актов в субъектах. При желании можно включить в любую внутриведомственную инструкцию нормы, позволяющие вольно трактовать их чиновником, что дает почву для коррупции. В конце концов, кому-то же было выгодно ?тормозить? принятие законопроекта ?О противодействии коррупции?, внесенного в Госдуме еще в 2001 г., и, несмотря на принятие его в первом чтении, все же снять с рассмотрении в октябре 2008 г.

В октябре 2008 г. президент внес на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов ?О противодействии коррупции? Каково ваше отношение как члена комитета по безопасности, назначенного ответственным исполнителем, к предлагаемым властью антикоррупционным мерам?

Безусловно, вышеуказанные законопроекты дают мне (как каждому гражданину России) определенную надежду на возможное искоренение коррупции ? основного зла, глубоко опутавшего все сферы общества и тормозящего демократическое развитие страны. Важно, что теперь законодательно будет определено понятие ?коррупция?, меры по ее предупреждению, а также определена политика государства в сфере противодействия этому явлению.

С другой стороны, предлагаемые президентом и правительством меры по противодействию коррупции я могу охарактеризовать лишь как первый шаг на этом пути и ожидаю следующие, более конкретные и жесткие шаги власти. Ведь предложенный пакет законопроектов нельзя рассматривать как обособленную и законченную меру. Объявленная властью война мздоимству предполагает усиление (если не сказать ? ужесточение) ответственности за коррупционные преступления.

Уже сейчас обсуждается изменение наказания в виде конфискации имущества, предполагая не только изъятие конкретного имущества, нажитого преступным путем, но, возможно, речь будет идти о конфискации всего имущества, принадлежащего коррупционеру, за исключением необходимого минимума, оставляемого его несовершеннолетним детям.

Необходимость скорейшего принятия закона о противодействии коррупции подтверждается и огромным количеством поправок и предложений, поступающих от депутатов уже сейчас, до рассмотрения законопроекта Палатой. Некоторые нормы законопроекта несовершенны. Например, новеллой является установление обязанности каждого из государственных и муниципальных служащих, занимающих должности, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи.

Разумеется, мера эта необходима, давно ожидавшаяся обществом. Но, вчитавшись, я с изумлением обнаружил, что требование о предоставлении сведений о доходах семьи государственного гражданского служащего распространяется на ?супругу (супруга) и несовершеннолетних детей?. А как же совершеннолетние дети и родители госслужащего? Ведь по опыту мы знаем, что, как правило, ?заводы-дома-параходы? переписываются коррупционерами именно на них!

Также в законопроекте заложены правовые основы для возможного формирования координирующего органа по противодействию коррупции. Но ВТО же время не определены ни его структура, ни порядок формирования, ни круг полномочий. Решение этих вопросов отнесены на усмотрение Президента РФ, а правительства и министерства ( как федеральные, так и региональные) опять наделяются возможностью ?издавать соответствующие постановления, распоряжения, поручения?.

Такая ?размытость? функций, полномочий и ответственности, на мой взгляд, в лучшем случае породит возможность исполнительной власти различного уровня вписывать любую чушь в графу ?борьба с коррупцией? в отчете о работе министерства за год. В худшем же дает возможность любому местному ?князьку?, прикрывать полномочия, якобы данными ему законодательством по противодействию коррупции, сводить личные счеты с неугодными предпринимателями и руководителями производств, создавая по своему усмотрению комиссию для проведения проверок на предмет коррупционности в том или ином ведомстве.

В качестве одной из мер предупреждения коррупции законопроект предполагает проведение соответствующей экспертизы всех законодательных актов ? и федеральных, и региональных, и муниципальных. Возможно ли на первом этапе рассмотреть в законе коррупционную составляющую? И действительно ли такая экспертиза может стать действенной мерой?

Хочу вас разочаровать. Вряд ли одной антикоррупционной экспертизой законопроектов с привлечением квалифицированных специалистов и их рекомендациями возможно остановить коррупцию. Исходя из собственного опыта работы в комиссии Государственной Думы по противодействию коррупции, я могу сказать, что неоднократно сталкивался с ситуацией, когда после проведения тщательной экспертизы членами комиссии и авторитетными экспертами в разных отраслях экономики и права комиссия давала отрицательный отзыв на законопроекты с прямым указанием на коррупционную составляющую проекта и разъяснением пагубности применения этого закона на практике.

Однако думское большинство принимало эти законопроекты, клятвенно заверяя, что, мол, ?назрела потребность в этом законе?, ?позже мы его доработаем путем внесения поправок?, ?мы разработаем подробную инструкцию по применению закона? и т.д. Вот и плодятся 2 нас ?сырые? законы, затем комментарии по их пониманию, затем инструкции по применению, затем инструкции к работе с инструкцией?

Хотя вы правы: при профессиональном рассмотрении и экспертизе законопроекта уже на первом этапе возможно указать на его сомнительные, с точки зрения широты трактовки и вольности применения, места, внести соответствующие корректировки (либо отказаться от проекта в целом), предупредив тем самым возможность чиновника прикрывать свои преступные намерения с помощью этого закона.

О необходимости и эффективности экспертизы законов и законопроектов на предмет коррупционности говорил и генеральный прокурор Юрий Чайка, выступая на заседании Госдумы 29 октября 2008 г. По результатам проведенного Генпрокуратурой анализа региональных нормативно-правовых актов выявлено 1400 норм, допускающих коррупционность, а 413 из них вообще противоречат федеральному законодательству!

А какие меры по вашему мнению, необходимо предпринять правительству в борьбе с коррупцией?

Я бы во главу угла поставил построение демократического общества. Чиновникам любого уровня нужно наконец-то понять, что они работают исключительно на благо народа, за деньги народа и служат народу, а не общество создано для того, чтобы содержать и ублажать чиновничий штат. Гражданам же необходимо научиться спрашивать с чиновников о результатах проделанной работы и иметь возможность снять нерадивого чиновника с поста или привлечь к ответственности. А сделать это силами только правоохранительных органов нельзя. Необходима третья составляющая ? действительно независимая свободная пресса с правом проведения журналистского расследования, стоящая на страже интересов общества и страны.

Нужна строгая отчетность правительства перед депутатами парламента: ревизия законодательных актов на предмет коррупционности и внесение соответствующих поправок; принятие законопроекта ?О противодействии коррупции?, где были бы четко определены само понятие и виды коррупции, способы противодействия и профилактики, отражено проведение единой государственной политики в области борьбы с коррупцией.

А самое главное ? необходимо добиться жесткого исполнения законов в сочетании с неотвратимостью наказания за его нарушение, причем невзирая на чины или должностное положение. Ни парламент, ни правительство, ни президент в одиночку не справятся с коррупцией. Мы должны вдохнуть в общество уверенность, что действительно настроены искоренить это явление, только тогда возникнет нетерпимость ко всем проявлениям коррупции. Но и рядовые граждане, и предприниматели, и служащие должны объявить войну мздоимцам, сообщать о случаях вымогательств и нарушений закона чиновниками в правоохранительные органы, перестать давать взятки за прием детей в школу или институт, за внимательное отношение медперсонала, за регистрацию предприятия и т.д.

Только под двусторонним прессингом ( с одной стороны ? власть, с другой общество) коррупция в нашей стране может быть искоренена.

Источник: журнал ?Уральский ревизор? (ООО "Ревизор"). Напечатано с согласия правообладателя.

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: