Бывают в жизни ситуации, когда требуются сложные и глубокие рассуждения. А бывают и такие, когда требуются предельная ясность и простота позиции. Где-то, может быть, даже гиперболизация, но лишь для большего прояснения. Оставляя при этом, разумеется, всю сложность исходных посылок, суждений и промежуточных выводов за скобками: они были, они есть, но изложению в краткой форме подлежат лишь результирующие выводы.
И еще: всегда стараюсь не провоцировать других на действия, которые могут быть для них опасными. Но если действия уже осуществляются, если эти действия обоснованны ситуацией и оправданны с точки зрения законных прав и интересов людей, если эти действия к тому же еще и соответствуют нашим ожиданиям и интересам, то нельзя стоять в сторонке и делать вид, что мы здесь ни при чем.
Защитить тех, кто нам поверил
Итак, меня интересуют геополитические интересы моей страны. Меня волнуют права человека вообще, особенно моих сограждан и/или в моей стране. Сегодня – столь же особенно и на Украине. Но более всего меня сейчас заботит вопрос о правах, жизни и безопасности тех на Украине, в ее южных и восточных областях, кто поверил нам, поверил России, что мы не бросим, защитим. А над этими людьми нависла реальная угроза.
Это касается как минимум и шести десятков харьковчан, уже лишенных свободы и находящихся под следствием. Это касается и тех людей в Донецкой и Луганской областях, кто держится, кто у себя, на малой Родине, смог бы отстоять свои взгляды и позиции, но неизвестно, сможет ли противостоять хорошо натренированным и вооруженным силам, перебрасываемым из Западной и Центральной Украины.
Всем этим людям грозит теперь до пятнадцати лет тюрьмы за то, что они всего лишь считают себя не менее достойными права выбора, как и с кем и в каких союзах им жить дальше, нежели те, кто свергал законную власть на Украине всего полтора-два месяца назад. Да даже и тюрьма им грозит лишь в том случае, если после применения к ним обещанной самозваными киевскими «властями» силы они останутся живы.
Но что можем сделать мы – здесь, в России?
Прежде всего – проясним ситуацию.
Переворот на Украине произошел не потому, что власть была коррумпирована и народ не мог ее терпеть. Переворот ПРОИЗВЕЛИ потому, что законная власть в последний момент приостановила сдачу Украины под полный контроль Запада, в так называемую ассоциацию с ЕС.
Сейчас Россию обвиняют в аннексии Крыма. Но что такое было бы включение всей Украины в ассоциацию с ЕС? По сути разве это была бы не аннексия? Да даже и более того, точнее, хуже того.
Аннексия аннексии рознь
Важное отличие, на которое тщательно стараются не обращать внимания: Россия включила в свой состав самоопределившийся на референдуме Крым как РАВНУЮ всем прочим территорию страны, с распространением на жителей Крыма всех не только обязанностей, но и прав граждан России, включая и права социальные. Но ничего подобного «ассоциация» с ЕС не предполагала: для жителей Украины – только обязанности. Никаких прав. Никакого принятия на себя аннексирующей стороной ответственности за аннексируемую территорию.
Здесь был бы адекватен и иной термин – «порабощение».
Ладно. Народ вправе ошибаться. Народ вправе даже и сдаться историческому противнику. Мы пытались отговорить, мы пытались убедить, но ни в коем случае не применили бы силу. (Верно ли было бы это с исторической точки зрения, с точки зрения ответственности перед поколениями – отдельный вопрос: я в данном случае говорю лишь о развитии ситуации.) Но когда законная власть Украины (президент Янукович) на какой-то момент вдруг одумалась и приостановила сдачу страны, что сделала сторона, уже приготовившаяся аннексировать Украину? Известно – применила силу.
Ведь препятствование Януковичу в использовании законных методов наведения в стране элементарного порядка и пресечения массовых беспорядков в центре столицы тоже осуществлялось и американской, и европейскими администрациями исключительно с позиций силы. Аннексирующая Украину сторона (Запад) открыто финансировала (в чем представители США не постеснялись даже и признаться), недвусмысленно поощряла, содействовала (в том числе путем втягивания в обманные переговоры под своим покровительством) и, таким образом, практически организовала государственный переворот на Украине с целью осуществления своими марионетками все-таки сдачи Украины под свой контроль: договор о политической «ассоциации» с ЕС нынешние незаконные «власти» Украины, как известно, поспешили подписать.
Таким образом, обращаю внимание уже и на процедурную разницу между двумя «аннексиями».
Крымчане добровольно самоопределились на референдуме, после чего Россия приняла Крым в свой состав в полном соответствии с ясно и недвусмысленно выраженной волей народа Крыма.
Украинцы и русские, живущие на Украине, не проводили никакого референдума, который бы явился основанием для сдачи Украины Европейскому союзу. А договор о сдаче Украины Западу (об «ассоциации» с ЕС) подписали узурпаторы, пришедшие к власти в результате Западом же организованного переворота.
И что же из этих двух событий на самом деле преступная аннексия?
Право на сопротивление аннексии
С учетом вышеизложенного нужно ясно понимать, что события на Юге и Востоке Украины – это не сепаратизм внутри нормального и общепризнанного государства. Это даже не только попытка реализации своего права на самоопределение после произошедшего государственного переворота, разрушившего прежнюю государственность Украины. Но это еще и борьба против фактической аннексии Украины Западом, пусть и осуществленной в таких удобных для Запада и по идее своей формально не разрушающих украинской государственности формах, как «ассоциация». Хотя в данном случае, как мы видим, без разрушения украинской государственности «ассоциация» все-таки не прошла.
Главное: законность и легитимность повстанцев на Юге и Востоке Украины ничуть не меньше, нежели у украинских «властей» после переворота. А значит, между ними возможны только два способа взаимодействия: либо переговоры на равных (что российская сторона сейчас и предлагает, в том числе при посредничестве США, ЕС и России), либо то, чего, разумеется, хотелось бы избежать, – военные действия.
Полицейская операция или гражданская война?
Специально подчеркиваю: киевскими «властями» готовится никакая не «полицейская операция», а вооруженное нападение.
Жители Юга и Востока Украины не претендуют на то, чтобы диктовать Центру и Западу Украины, как им жить и с кем вступать в союзы. В сложившейся ситуации крушения (разрушения Западом) украинской государственности они предлагают всем частям Украины провести референдумы о самоопределении. Но «власти» Украины – и, что важнее, их западных кураторов – самоопределение частей Украины не устраивает. Наивный вопрос: почему? Ведь демократия – это же святое!
Ответ известен, прост и циничен: они вознамерились аннексировать всю Украину.
Нас ждет военная стадия конфликта, инициируемая и организуемая одной стороной – киевскими «властями» и стоящими за ними, уж извините за прямоту, поработителями Украины. Но если одни, защищающие свои взгляды и интересы, нападают, то другие, также защищающие свои взгляды и интересы, вынуждены будут сопротивляться.
В этих условиях сопротивление повстанцев на Юге и Востоке Украины – это не сепаратизм и не бандитизм, а защита своей земли от агрессора. Каковым, на самом деле, в данном случае является Запад, использующий узурпаторов после организованного им переворота лишь как своих марионеток.
Что Россия должна заявить?
Главное, что должна сейчас Россия, – не допустить развязывания самопровозглашенными после переворота киевскими «властями» гражданской войны против повстанцев на Юго-Востоке Украины.
Притом, что мы, в отличие от Запада, потворствующего переворотам и самопровозглашенным в результате переворота «властям», не считаем, что воля повстанцев может быть приравнена к воле всего народа. Мы лишь поддерживаем требование повстанцев о референдуме – с тем, чтобы истинная воля народа могла быть в результате выявлена и реализована.
А маховик гражданской войны уже запущен. Пока – как террористические операции. Специально подчеркиваю: не «контртеррористические», как они сами пытаются это определять, а именно террористические. Захваченных киевскими «властями» сторонников самоопределения Харьковской области, например, у нас есть все основания признавать как минимум военнопленными – с требованием распространения на них соответствующих конвенций.
Даже если такое предложение и покажется кому-то гиперболизацией в связи с тем, что война между частями Украины официально не объявлена, тем не менее это была бы адекватная ситуации позиция российских властей. Или, более того, раз гражданской войны официально нет, то надо признавать эти шесть десятков человек заложниками, захваченными террористами. Повторю: террористами – а кем еще? Оснований считать их легитимными властями Украины у нас точно нет.
Для сравнения: крымские и затем российские власти никоим образом не ограничили в правах тех военнослужащих украинской армии, которые остались на стороне нынешних киевских «властей», а лишь разоружили, но затем отпустили на свободу, а теперь передают украинской стороне и соответствующее оружие.
Допустима ли такая разница в поведении сторон? Одни (уже самоопределившаяся часть Украины – Крым) отпускают противников с миром, другие (киевские якобы власти) держат пленных в застенках и угрожают пятнадцатилетними сроками…
Соответственно, киевские «власти» уже сейчас должны быть жестко и однозначно предупреждены, что если только они попытаются разрешать конфликт между собой – «революционерами с Майдана» и такими же равно революционными сторонниками самоопределения Юго-Востока Украины, – силовым путем, то Россия, не признающая нынешние киевские «власти», будет рассматривать эти действия как агрессивные и бандитские, а защитить своих близких от бандитов мы просто обязаны (пусть и на территории формально все еще другого государства). Или даже как террористические – с последующим преследованием террористов по всему миру, как это делают ныне США.
И что должна делать Россия?
Делать надо, ясное дело, то, что пообещаем.
Правда, для этого (или, как минимум, параллельно) нам надо еще и стать такими же сильными и самостоятельными, как США. Но возможно ли это при сохранении прежней шизофрении во власти, когда по геополитическим и военно-стратегическим вопросам российские власти вроде как самостоятельны, но по вопросам экономической политики остаются покорно подчинены концепциям и интересам наших геополитических конкурентов? Возможно ли радикально изменить экономический курс и стать более сильными и самодостаточными под руководством Дворковича, Набиуллиной, Улюкаева, Шувалова и всей этой компании, включая Грефа и Кудрина (экономический совет при президенте)?
Раскол по вопросу об Украине в нашем нынешнем обществе представляется как раскол между теми, кто поддерживает нашу власть в воссоединении с Крымом, и теми, кто осуждает, кто против. Но это, мягко говоря, неадекватное упрощение.
Ведь кто-то, может быть, и за нашу страну как самостоятельную и сильную, но все-таки не вполне разделяет действия по Украине и Крыму. Например (и я таких людей знаю), полагает, что тактика должна была быть иной: надо было не отделять Крым, а бороться за всю Украину целиком, в том числе не допуская провоцирования антирусских настроений в связи с «аннексией» Крыма. Мы можем соглашаться с этим или не соглашаться, но такую позицию можно уважать.
Подлинный же раскол, пока еще прикрываемый последними геополитическими событиями, другой: между теми, кто за продолжение нынешней экономической деградации страны, встроенной в мировую систему разделения труда как сырьевой придаток, и теми, кто за радикальную смену экономического курса, за мобилизацию всех сил на достижение максимальной самодостаточности и, тем самым, подлинной независимости государства.
Вот только осознаёт ли этот раскол Верховный главнокомандующий? И готов ли сделать адекватный выбор и в этой части?
Каждый день промедления с этим фундаментальным выбором работает против нас – на наших геополитических противников. А значит, и предает тех людей на Юге и Востоке Украины, кто в нас (в Россию) поверил и ждет от нас действенной поддержки и помощи.