В сети интернет началась кампания сбора подписей в поддержку законопроекта КПРФ о ратификации 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции.
Соответствующие законопроекты уже находятся на рассмотрении Государственной Думы. Однако, парламентское большинство в лице партии «Единая Россия» под разными предлогами старается не допустить их вынесения на голосование. Проголосовать против этой инициативы означает для «партии власти» окончательную потерю авторитета в глазах даже самого лояльного избирателя, а голосовать ЗА антикоррупционные законопроекты КПРФ единороссы не спешат по вполне понятным причинам.
В своей предвыборной статье «Демократия и качество государства» действующий президент страны В.В. Путин выдвинул идею об обязательном рассмотрении высшими органами власти всех обращений граждан, которые наберут более 100.000 подписей, в т. ч. и в сети Интернет (http://www.kommersant.ru/doc/1866753).
Именно поэтому инициативная группа студентов и аспирантов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации решила воспользоваться своим «активным правом» выдвигать общественно важные инициативы и добиваться их принятия парламентом и президентом России и начала кампанию по сбору подписей за ратификацию 20 й статьи Конвенции ООН против коррупции.
Призываем партийных активистов и всех активных граждан-патриотов поддержать данную инициативу: поставить свою подпись под обращением на сайте http://www.opentown.org/news/3545/ и максимально распространить информацию об инициативе!
Обращение к гражданам страны!
Мы, студенты и аспиранты Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, призываем всех граждан России поставить свою подпись под обращением за ратификацию статьи 20 Конвенции ООН против коррупции, которое после сбора необходимых 100.000 подписей будет направлено Президенту, депутатам Госдумы и членам Совета Федерации.
Что такое 20-я статья Конвенции ООН против коррупции и почему так важно её ратифицировать?
20-я статья является ключевым элементом Конвенции ООН против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года: Как показывает успешный опыт борьбы с коррупцией в ряде зарубежных стран, именно нормы 20й статьи представляют собой наиболее действенный антикоррупционный механизм. Именно поэтому они действуют в десятках стран, которые по странному совпадению входят в число наименее коррумпированных.
Сам текст статьи является простым и недвусмысленным:
«Статья 20. Незаконное обогащение
При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
Иными словами, при условии ратификации 20й статьи любой чиновник с официальной зарплатой в 30.000-50.000 рублей, живущий в шикарном трехэтажном особняке и разъезжающий на новеньком Bentley, будет вынужден документально подтвердить законность своих расходов. В противном случае он рискует окажется на скамье подсудимых и получить в итоге реальным срок лишения свободы.
Возможно, некоторым сердобольным бюрократофилам такие меры покажутся чересчур жесткими. Но российский исторический опыт и мировая практика однозначно свидетельствуют о том, что чиновники, по роду своей деятельности по сути занимающие привилегированное положение в общество, должны, по меньшей мере, согласиться на пристальный общественный и правоохранительный контроль за своей деятельностью. Иначе чиновничество превращается в особую касту, которая считает себя выше любых законов и важнее всех остальных граждан. Это опасно для страны и её граждан, а стало быть, недопустимо!
В стране в последние годы уже принят целый ряд законов, направленных на борьбу с коррупцией. Разве их недостаточно?
В 2003 году Россия вместе с сотней других государствам подписала, а в 2006 году ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, изъяв из неё важнейший элемент – 20-ю статью, которая позволяет гарантированно привлечь к уголовной ответственности любого чиновника, расходы которого явно превышают официально задекларированные им доходы. В отличие от десятков стран с наименьшим уровнем коррупции в российском законодательстве такой действенный антикоррупционный механизм не предусмотрен. Это и позволяет наглым чиновникам, официально получающим небольшое вознаграждение вести вызывающе роскошный образ жизни на фоне бедности, в которой прозябает большинство населения.
Нас пытаются убедить в том, что, вступивший в силу с 1 января 2013 года закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» представляет собой альтернативу ратификации 20й статьи. Но это не так. Внимательно изучив этот документ, можно прийти к однозначному выводу: умным, предусмотрительным и ладящим с начальством коррупционерам и после принятия нового закона ничего не грозит. Процедуры, по которым расходы чиновников должны проверяться на их соответствие доходам содержат в себе множество лазеек, позволяющих обойти закон, либо по крайней мере минимизировать его отрицательные последствия, опираясь на особенности российской правоприменительной практики. А, значит, даже коррупционеры, нанесшие государству многомиллиардный ущерб, опять не понесут справедливого и заслуженного наказания.
По мнению противников ратификации 20й статьи Конвенции ООН против коррупции, уровень законодательного регулирования противодействия коррупции в нашей стране является достаточным. Тогда почему за последние два десятилетия ни один высокопоставленный чиновник не был привлечен к уголовной ответственности, несмотря на то, что Счетной палатой и правоохранительными органами за этот период были выявлены хищения и нецелевое использование бюджетных средств на десятки миллиардов долларов?
Противоречит ли ратификация 20й статьи Конституции России?
Ещё одним аргументом противников ратификации 20й статьи Конвенции ООН против коррупции является то, что её содержание якобы «вступило в противоречие с российской Конституцией». Имеется в виду «презумпция невиновности» гражданина, закреплённая в 49й статье Основного закона.
Заметим, что вопросы соответствия нормативных правовых актов Конституции решает Конституционный Суд России. А он в Определениях от 15 ноября 2001 г. №277-О и от 30 сентября 2004г №299-О указал на то, что выбор гражданином профессии чиновника является сугубо добровольным. При этом становясь государственным служащим гражданин автоматически соглашается соблюдать ограничения и не нарушать запреты, связанные с исполнением служебных обязанностей. Таким образом запреты и ограничения, обусловленные специфическим статусом, которое приобретает в таком случае лицо, не могут рассматриваться как неправомерные ограничения конституционных прав этого лица.
Как наши подписи помогут добиться ратификации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции?
В своей предвыборной статье «Демократия и качество государства» действующий президент страны В.В. Путин выдвинул идею об обязательном рассмотрении высшими органами власти всех обращений граждан, которые наберут более 100.000 подписей, в т. ч. и в сети Интернет.
Мы считаем, что это даёт нам как гражданам страны особое «активное право» выдвигать общественно важные инициативы и добиваться их принятия парламентом и президентом России.
Мы отдаём себе отчёт в том, что парламентское большинство Госдумы, Совет Федерации и Президент могут проигнорировать обращение тысяч неравнодушных граждан России или ограничиться принятием очередного пустопорожнего «косметического» закона, выхолащивающего всю суть борьбы с коррупцией.
В этом случае мы как граждане страны дадим властям соответствующую оценку на выборах и оставим за собой право прибегнуть к любым законным активным действиям, чтобы в конечном итоге добиться ратификации 20й статьи Конвенции ООН против коррупции!
Мы призываем всех неравнодушных граждан проявить свою активную гражданскую позицию и поддержать ратификацию 20й статьи, поставив свою подпись под нижеследующим обращением к депутатам, сенаторам и президенту России.
Мы просим Вас максимально распространить информацию об инициативе среди Ваших родственников, друзей и знакомых.
***
Уважаемый Президент!
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Уважаемые члены Совета Федерации!
Мы, нижеподписавшиеся граждане России,
руководствуясь Конституцией Российской Федерации,
используя своё конституционное право на обращение в государственные органы и “активное право” формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты[1],
стремясь во взаимодействии всех здоровых сил общества искоренить разрушающую основы российского государства коррупцию,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
учитывая успешный международный опыт противодействия коррупции,
призываем депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации проголосовать за ратификацию статьи 20 Конвенции ООН против коррупции в редакции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года:
«Статья 20. Незаконное обогащение
При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
Коррупция в современной России достигла таких масштабов, что впору говорить о национальном бедствии, угрожающем национальной безопасности страны. Это вынуждены признать и первые лица государства[2]. На этом фоне робкие, преимущественно косметические антикоррупционные меры, принимаемые в последние годы российскими властями, выглядят особенно алогично и явно не соответствуют той степени угрозы, которую несёт в себе стремительное распространение коррупции.
В 2008 году на волне провозглашенного Дмитрием Медведевым «крестового похода» против коррупции был принят закон «О противодействии коррупции». Основным последствием принятия закона стало вовсе не сокращение масштабов коррупции. По официальным данным МВД, за период 2008-2011 гг. средний размер взятки вырос в 33 раза! Подписанный в мае 2011 года Дмитрием Медведевым закон о кратном увеличении штрафов за взятки по сути закрепил достигнутые на ниве борьбы с коррупцией неутешительные результаты: вместо неотвратимости наказания за угрожающие национальной безопасности страны преступления он фактически ввёл «институт откупа» для коррупционеров, которые получили возможность избежать реального уголовного преследования, заплатив в качестве штрафа от 25 тысяч до 500 миллионов рублей. Вполне ожидаемо новая антикоррупционная инициатива Дмитрия Медведева привела к значительному росту аппетитов коррупционеров в качестве своеобразной платы за возросший риск: всего за год (с мая 2011 по май 2012 года) средний размер взятки вырос в пять раз, составив 300.000 рублей.
С 1 января 2013 годавступил в силу закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», за который почти единогласно проголосовала Госдума и Совет Федерации. Окончательные выводы о его последствиях и эффективности делать ещё рано, но, внимательно изучив этот документ, можно прийти к однозначному выводу: умным, предусмотрительным и ладящим с начальством коррупционерам и после принятия нового закона ничего не грозит. Процедуры, по которым расходы чиновников должны проверяться на их соответствие доходам содержат в себе множество лазеек, позволяющих обойти закон, либо по крайней мере минимизировать его отрицательные последствия, опираясь на особенности российской правоприменительной практики. А, значит, даже коррупционеры, нанесшие государству многомиллиардный ущерб, опять не понесут справедливого и заслуженного наказания.
По мнению противников ратификации 20й статьи Конвенции ООН против коррупции, уровень законодательного регулирования противодействия коррупции в нашей стране является достаточным. Тогда почему за последние два десятилетия ни один высокопоставленный чиновник не был привлечен к уголовной ответственности, несмотря на то, что Счетной палатой и правоохранительными органами за этот период были выявлены хищения и нецелевое использование бюджетных средств на десятки миллиардов долларов?
Ещё одним аргументом противников ратификации 20й статьи Конвенции ООН против коррупции является то, что её содержание якобы «вступило в противоречие с российской Конституцией». Имеется в виду «презумпция невиновности» гражданина, закреплённая в 49й статье Основного закона.
Заметим, что вопросы соответствия нормативных правовых актов Конституции решает Конституционный Суд России. А он в Определении от 15 ноября 2001 г. №277-Оуказал на то, что согласно части 1 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В то же время это право не предполагает обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможности закрепление в законе специальных требований к лицам, осуществляющим определённые виды деятельности в органах государственной власти или органах местного самоуправления. При этом запреты и ограничения, обусловленные специфическим статусом, которое приобретает в таком случае лицо, не могут рассматриваться как неправомерные ограничения конституционных прав этого лица.
В Определении от 30 сентября 2004г №299-О Конституционный Суд дополнительно указал, что гражданин, пожелавший реализовать конституционное право, предусмотренное статьёй 37 (часть 1) Конституции РФ при осуществлении деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления добровольно принимает условия, ограничения и преимущества, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус должностного лица и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре и не влечет ограничения или нарушения конституционных прав этого гражданина.
Учитывая вышеизложенное, мы, нижеподписавшиеся граждане России, призываем депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации проявить политическую волю к искоренению коррупции в нашей стране и проголосовать за антикоррупционные законопроекты:
1) 495112-5 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции"»; 2) № 396232-5 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" (о внесении изменений в некоторые нормативные акты в сфере противодействия коррупции)»;
Принятие вышеуказанных законопроектов не потребует финансовых расходов, покрываемых за счёт государственного бюджета.
Нормы предлагаемых к принятию законопроектов отражают положительный международный опыт противодействия коррупции и полностью соответствуют Конституции России, не ограничивая и не нарушая конституционных прав граждан.
Ратификация 20й статьи Конвенции ООН станет крайне важным этапом в формировании эффективного антикоррупционного законодательства и соответствующей ему правоприменительной практики.
А вот затягивание с принятием указанных законопроектов подрывает авторитет власти, служит мощнейшим фактором её делигитимации и ставит под угрозу национальную безопасность России.
Именно поэтому мы призываем депутатов и сенаторов рассмотреть и одобрить в трёх чтениях три вышеупомянутых законопроекта в течение ближайшей весенней сессии парламента, а президента страны подписать их в отведенный законом срок.