Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

Прямая и явная угроза

Изменения политической ситуации на Украине, прорыв к власти по указке Запада экстремистски настроенных националистов и радикалов вызывает крайнее беспокойство не только у общественности России, но и у представителей промышленности, особенно оборонной в нашей стране.

Оборонно-промышленный комплекс – одна из немногих отраслей экономики Украины, в которой еще сохранились высокотехнологичные производства за счет постоянных заказов от предприятий российской оборонки.

В тоже время производственная база ОПК страны фактически не обновлялась за все время независимости и изношена в среднем на 80%, то есть на сегодня вопрос инвестирования отрасли – более чем актуален. И это возможно только за счет продолжения сотрудничества с Россией и ее предприятиями заказчиками, инвестирования российской стороной.

Уровень военно-технического сотрудничествас Европой составляет только 2,5%, а с Россией более 80%. Запад рассматривает ОПК Украины как прямого конкурента. Европа сдерживает всеми силами чужих производителей, не пуская их на свой рынок оружия – чтобы хоть как-то поддержать своих оружейников.

Киевский завод Арсенал пытался выйти на Запад с предложениями о продаже ракетных головок самонаведения. Им сказали: спасибо, у нас есть свое. Наиболее мощной попыткой выйти на европейский рынок вооружения за все эти годы было лоббирование в ЕС интересов АНТК им. Антонова с проектом военно-транспортного самолета Ан-70. Самолет действительно уникальный, но чем это закончилось, общеизвестно – европейцы, прежде всего французы, выкачав из украинских конструкторов под обещания этот самолет закупать всю техническую документацию, вдруг потом от него отказались и создали свой А-400М. При этом, что европейский вариант подозрительно схож с украинским даже внешне. Не меньшее фиаско потерпели и другие проекты – например, схема модернизации танка Т-72МП, разработанная совместно украинцами, французами и чехами. Показателен пример с Чехией имевшей до вступления в НАТО и ЕС неплохой ВПК. Заводы разрушены, утеряны кадры – инженерные кадры, научные кадры и кадры высококвалифицированных рабочих. В случае разрыва с ОПК России Украинскую сторону ждет тоже самое.

Необходимые украинской оборонной промышленности деньги могут прийти из России. Кроме того, кооперируясь Украина и Россия, могут успешно бороться за рынки третьих стран. Предпосылки для этого есть. Работает ряд направлений сотрудничества Украины и России в ОПК, основанных на современных технологиях. Это - авиационное моторостроение и совместные проекты в сфере гражданского самолетостроения; гарантийное обслуживание межконтинентальных баллистических ракет (МБР); корабельноегазотурбинное моторостроение.

Украинский ОПК Юго-Востока страны на 80% связан с Россией, в свою очередь Россия кровнозаинтересована в поставках украинской продукции военного и двойного назначения. Так, например, на сосредоточенных в России более чем 80% мощностей ОПК бывшего СССР без кооперации с Украиной можно выпускать только 17% существующей номенклатуры изделий военного назначения. Как показывает практика, поставки украинского предприятия «Мотор-Сич» останутся критически важными для российских производителей вертолетов как минимум до 2017-2018 годов. В сфере самолетостроения главными совместными российско-украинскими проектами является производство самолётов Ан-140, Ан-148 и АН-158 на Воронежском акционерном самолётостроительном обществе (ВАСО), а также самолета Ан-124. Доля российского технического участия в этих проектах очень велика. В производстве Ан-148 принимают участие 126 предприятий России, на которых изготавливается свыше 60% комплектующих деталей и узлов. Почти 60% комплектующих к Ан-140 также производится на 100 российских предприятиях. Доля российской продукции в финальной стоимости этого самолета составляет до 70%. Однако Украина владеет рядом критических технологий, без которых выпуск этих авиалайнеров невозможен. Все вышеупомянутые военные и гражданские самолёты выпускаются с двигателями производства «Мотор Сич». Частично агрегаты поставляют с Харьковского машиностроительного завода ФЭД, Киевского серийного завода «Антонова» и днепропетровского завода «Южмаш».

Следующей отраслью, в которой взаимозависимость российского и украинского ОПК носит критический характер, является обслуживание межконтинентальных баллистических ракет (МБР) старых поколений. На вооружении ракетных войск стратегического назначения (РВСН) России находится около 520 МБР. Из них только порядка 40 (ракеты «Тополь-М») построены полностью самостоятельно в рамках российской ракетостроительной кооперации. В производстве остальных так или иначе участвовали украинские предприятия. Более того, в составе РВСН РФ около 100 тяжелых ракет РС-20, которые полностью разрабатывались и производились на украинских предприятиях. Специалисты днепропетровских КБ «Южное» и завода «Южмаш» до сих пор осуществляют гарантийный авторский надзор, анализ технического состояния российских ракет и участвуют в работах по продлению их сроков службы. Это позволяет спасти «Южмаш» от полного развала, если вначале 90-х на заводе работало более 40 тыс. чел. то сейчас вчетверо меньше. Разворот Украины в сторону Европы приведет к отказу России от сотрудничества с «Южмашем» и дополнительных непредвиденных расходов для нашей оборонки.

Украина также является партнером России в международном проекте «Морской старт». КБ «Южное» разработало первую и вторую ступени используемой в проекте ракеты «Зенит-3SL». Изготавливаются эти ступени на ГП «Южный машиностроительный завод» (Украина). Космическая головная часть (разгонный блок «Фрегат-СБ», головной обтекатель и переходной отсек) разработана и изготовлена НПО им. С.А. Лавочкина (Россия). В рамках развития проекта была разработана ракета-носитель «Зенит-3SLБФ» для осуществления стартов с наземных космодромов. На украинских предприятиях производятся также элементы систем управления для ракет-носителей «Протон», «Союз» (ПО «Коммунар», г. Харьков); «Космос» (ПО «Киевский радиозавод») и Международной космической станции (АО «Хартрон», ПО «Киевский радиозавод», ПО «Киевприбор»); для космических аппаратов разного класса (ПО «Монолит», АО «Хартрон», г. Харьков, ПО «Киевприлад», АО «Черниговский радиоприборный завод»).

Еще одной областью, для которой характерна высокая взаимозависимость российских и украинских предприятий, является производство силовых газотурбинных установок. На территории Украины расположено государственное предприятие «Научно-производственный комплекс газотурбиностроения (НПКГ) Зоря-Машпроект» (г. Николаев), которое является крупнейшим в СНГ разработчиком и изготовителем газотурбинных двигателей для ВМФ, торговых и пассажирских судов, а также газоперекачивающих агрегатов и электростанций. Это предприятие выпускает газотурбинные двигатели мощностью от 2,5 до 25 МВт и в кооперации с НПО «Сатурн» (Россия) – 110 МВт.

Для ВМФ России до 2020 года планируется строительство 31 корабля с газотурбинными установками. В настоящее время в постройке находятся два фрегата и четыре корвета. Все эти корабли оснащены или могут быть оснащены газотурбинными силовыми установками. Кроме того, НПКГ «Зоря»-«Машпроект» является поставщиком силовых установок для российских корветов, патрульных и ракетных катеров для ВМФ России.

Итак, степень зависимости украинского ОПК от поставок комплектующих и агрегатов российским предприятиям является критической. В первую очередь это касается электроники и электротехнических комплектующих, без которых выпуск вооружений невозможен. Разрыв кооперационных связей с российскими предприятиями будет иметь для украинского ОПК катастрофические последствия, а для России этоколоссальные расходы, которые в среднесрочной перспективе не смогут быть компенсированы.

Итак, мы видим, что российский ОПК также имеет достаточно высокий уровень зависимости от поставок узлов, агрегатов и комплектующих с украинских предприятий. И критическим он является в сферах авиационного моторостроения, производства военно-транспортных самолетов среднего класса, а также поддержания боеготовности РВСН до разработки российским ОПК тяжелой жидкостной МБР нового поколения. Для того, чтобы наладить в России производство всех приборов и комплектующих, которые сегодня производятся на Украине для нужд РВСН, потребуются более 20 миллиардов долларов.

России и Украине жизненно важно сохранять взаимовыгодные тесные кооперационные связи в ОПК, включая создание межгосударственных консорциумов в этой в сфере. Многая номенклатура не нужна украинской армии (океанские корабли, баллистические ракеты, другая высокотехнологическая продукция), даже военно-транспортные самолёты, которые способна производить украинская промышленность, украинской армии не нужны. Практически, это только российский рынок. Переориентироваться на американский или европейский рынки Украина не может, у НАТО совсем другие стандарты, это означает уничтожение предприятий ОПК Украины в случае победы на Украине прозападныхфашистских сил.

Разрушение кооперации Украины и России в сфере ОПК будет иметь катастрофические последствия для безопасности обоих государств.

И Россия не может и не должна остаться в стороне.

(Подготовлено по материалам Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по промышленности по законодательному обеспечению модернизации промышленности и развитию элементной базы, производству стратегических и композитных материалов и содействию ВТС и материалам КПУ)

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: