Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

Евраз-Майдан (об украинских параллелях)

Ничто не ново под луной. В украинском перевороте 20–22 февраля много черт, сближающих его с союзными и российскими событиями двадцати–двадцатипятилетней давности. Но в нем есть немало и таких явлений, по которым можно приблизительно судить и о российских перспективах.

ЗАДАДИМСЯ прежде всего вопросом, почему режим Януковича развалился так мгновенно? Ведь вязкое противостояние власти и длилось целых три месяца, чаша весов постоянно колебалась, но не слишком сильно, и еще 19 числа казалось, что она явно склоняется в пользу власти. Киевский майдан уже сжался до размеров бывшей площади Октябрьской революции, наполовину выгорел, и достаточно было еще небольшого нажима, чтобы он окончательно прекратил свое существование. Было, правда, движение в западных областях, но оно наверняка затихло бы при падении киевской твердыни. Однако чья-то властная рука резко остановила натиск «Беркута». Появление на следующий день международных посредников показало, чья именно эта рука. Не Вашингтона и не Москвы. Американцы вовсе не участвовали в переговорах Януковича с оппозиционной троицей, а посланец Путина Лукин присоединился к ним в самый последний момент, уже после их начала, и не засвидетельствовал договор своей подписью. Возможно, это косвенно говорит о том, что банковские счета дружественных Януковичу олигархов контролируются именно Европой, а не Соединенными Штатами или Россией. Даже когда все уже необратимо рушилось, США продолжали говорить, что они против отставки Януковича.

Таким образом, события трех дней говорят в пользу господствующей в российском общественном мнении «теории заговора». Мол, не только украинские, но и вообще все современные массовые возмущения от Магриба до Карпат провоцируются и подпитываются из-за рубежа. Бузу на Украине устроили ЦРУ, Госдеп, НАТО, сионизм, мировая закулиса и проплаченные ими компрадоры и агенты влияния, потому что Украина нужна Евросоюзу в качестве рынка сбыта, а Америке – как плацдарм против России. Аналогичного мнения держатся и российские власти. Советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев считает, что фактор внешнего вмешательства это фактор номер один. «Мы имеем дело не с бандеровцами, которые вдруг вылезли из лесов, а с целенаправленной системной работой информационно-пропагандистской машины, сокрушившей уже не одно государство в мире, и которая сегодня создала взрывоопасную ситуацию на Украине».

Украинский же народ, по мнению аналитиков, сам по себе ленив и томен, тих и нежен и не способен, на самостоятельную инициативу и массовые выступления. Я полагаю, что такой взгляд из России на украинское общество есть проекция домашней обломовщины, социальной рыхлости и инертности российского общества, неразвитости в нем классов и классовых противоречий.

Однако в этой стройной схеме имеется существенная нестыковка. Ведь если массового общественного самодвижения нет, то не может быть и речи ни о какой политике. Еще Макиавелли уподоблял политику строительству плотин, рытью каналов, сооружению шлюзов. Человек не может создать энергию водного потока из ничего, зато в его силах ее регулировать – накапливать и освобождать, направлять в нужное ему русло. То же самое и с энергией ветра – умело поставив парус, можно даже плыть галсами против потока. Общество тоже обладает своей особой социальной энергией, стихийно накапливающейся и высвобождающейся. При этом не подлежит никакому сомнению, что опытный Запад в таких случаях активно загодя «роет каналы» и «ставит паруса», направляя энергию социального протеста в выгодном для себя направлении. Ждать от него чего-то другого было бы глупо. Но еще глупее думать, что Запад способен из ничего создать протестную энергию, а тем более вызвать ее всплеск. Он просто пользуется ею более умело, чем все украинские и российские политики вместе взятые, которым остается только пенять на себя.

Следовательно, если скорректировать теорию заговора теорией «исторического ветра», то возникает вопрос не только о быстроте, но и о внутренних причинах падения режима Януковича. В самом общем виде ответ гласит следующее. Янукович пал, потому что попытался пойти по стопам Путина – по пути строительства на Украине «суверенной демократии» и «вертикали власти». Конкретно это означало, во-первых, захват чужого бизнеса и передача его в руки своих «семейных». Во-вторых, посадку политических противников. Путин посадил Ходорковского, а Янукович – Тимошенко.

Но Украина – не Россия, как озаглавил свою книгу второй украинский президент Кучма. И это проявилось, например, в том, что Янукович так и не смог стать своим для силовиков, не дал им привилегий, не поделился в должной мере. Собственное уголовное прошлое толкало все его симпатии к организованным преступным группировкам. А у Путина его гэбистское прошлое поощряло симпатии к силовикам. И он дальновидно дал силовикам карт-бланш на вытеснение ОПГ из рэкета и занятие их места в экономике. С того момента у российских силовиков появился ясный и выгодный мотив для борьбы с организованной преступностью, точнее, на подчинение оргпреступности. А у украинских силовиков этого мотива так и не появилось. Потому они и оставили Януковича с легкой душой. Да, у оплеванного ныне со всех сторон «Беркута» были и свои патриотические мотивы, но кому они интересны в эпоху теперешнего националистического разогрева.

Наконец, сыграл ключевую роль «национальный фактор». У обоих президентов имелась своя острая заноза. У Путина – пассионарный Кавказ, а у Януковича – не менее пассионарная Галиция. Но Кавказ с его мигрантами не может в силу всем понятных причин иметь серьезного идеологического влияния в Центральной России. Разве что в Поволжье. А Галиция могла иметь и имеет идеологическое влияние в Центральной и даже в Восточной Украине. Поэтому Путину ничего не оставалось, кроме как перекупить кавказские «элиты» благодаря отличной нефтегазовой конъюнктуре мирового рынка. А у Януковича подобных ресурсов не было, да он бы из жадности не потратил на подкуп галицких «элит» ни копейки. «Золотые туалеты» в Межигорье оказались ближе к сердцу. И за них он крупно поплатился, блуждая ныне где-то меж Харьковом, монастырем и Дубаем.

МОГЛИ ЛИ события сложиться как-то иначе? Попробуем проанализировать возможные им альтернативы. Поставим мысленный эксперимент в модном ныне жанре альтернативной истории. Посмотрим на украинские события последних трех месяцев в некое зеркало, в котором все выглядит точно так же, но... прямо наоборот – правое станет левым, черное белым и так далее. Словом, пофантазируем.

Итак, Украина ведет сложные и длительные переговоры о присоединении к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Торжественное подписание договора о присоединении Украины к Таможенному союзу запланировано на саммите в Минске. И вдруг за неделю премьер-министр распоряжается прекратить подготовку к подписанию договора. Мотивируется это тем, что вступление в ТС нанесет смертельный удар по горно-металлургической промышленности и сельскому хозяйству Украины. А те предприятия, которые уцелеют, будут захвачены ненасытными российскими олигархами.

В ответ на такое предательство в центре Киева собирается, скажем, Евраз-Майдан. Его лидеры – Симоненко, Витренко и примкнувший к ним регионал Царев – клеймят Януковича и Азарова за измену святому делу славянского единства. Из Донбасса и Новороссии на Майдан съезжаются тысячи бойцов, подготовленных в тренировочных лагерях на территории сопредельных с Украиной областей России. В ответ фракции «Батькивщина», УДАР и «Свобода» в Верховной раде заявляют, что хотя президент Янукович и премьер Азаров, конечно, довели Украину до ручки, но их придется поддержать в сложившейся ситуации угрозы национальным интересам Украины.

Вотум недоверия правительству Азарова не проходит. Янукович все же приезжает в Минск, но договора не подписывает. В подслушанном вездесущими журналистами приватном разговоре с Путиным он жалуется ему на страшное давление, оказываемое на Украину Евросоюзом. Но заверяет, что курс на вступление в ТС остается неизменным. В поощрение МВФ выделяет Украине кредит в 15 млрд долларов.

Но и Москва не дремлет. Бросив подготовку к сочинской Олимпиаде, эмиссары Таможенного союза и депутаты Государственной думы не вылезают из Киева, круглосуточно выступают на Майдане. Премьер Медведев трижды в день звонит Януковичу. Посол России Зурабов каждый день собирает лидеров Евраз-Майдана и передает им поступающие из Москвы ценные указания... В «Русском доме» на Крещатике круглосуточно трудится штаб в составе Затулина, Маркова, Леонтьева, Кургиняна, Старикова, Вассермана, Дугина, Калашникова, Делягина и множества других российских интеллектуалов. Со сцены выступают «Бурановские бабушки», Ваенга, группа «Любэ», Газманов, Бабкина... На Евраз-Майдане доминируют коммунисты, молодежь из левой организации «Боротьба» и анархисты.

Голосами сторонников евроинтеграции и части изменников Верховная рада принимает законы 16 января. В ответ с Евраз-Майдана идет толпа штурмовать Верховную раду. В начале улицы Грушевского, у входа на стадион имени Лобановского колонну протестантов встречает «Беркут», подразделения которого свезены из Львова, Тернополя, Ивано-Франковска и т.д. Харьковский, донецкий, луганский «Беркут» отказывается ехать в Киев. В восточных областях отряды сторонников Таможенного союза захватывают здания областных администраций и требуют от губернаторов уйти в отставку. Янукович предлагает Петру Симоненко возглавить правительство. Симоненко отказывается, пока Янукович не даст твердых гарантий относительно амнистии всем бойцам Евраз-Майдана. Собирается внеочередная сессия Верховной рады, которая принимает закон об амнистии. Проходит две недели, закон вступает в силу, и Евраз-Майдан возобновляет наступление. Переговоры Януковича с лидерами левой оппозиции при участии министров иностранных дел России и Белоруссии и наблюдателей от Евросоюза длятся всю ночь и завершаются подписанием договора. Сразу после подписания Янукович вылетает во Львов на съезд сторонников УНА-УНСО, а оттуда пытается бежать за границу, но местные пограничники, повинуясь приказам из Киева, его не пропускают. Далее его следы теряются. В Киеве формируется правительство национального спасения из представителей всех левых партий. Лишенный антинародным режимом Януковича мандата депутат Верховной рады Игорь Марков освобождается из одесской тюрьмы и выступает на Евраз-Майдане. И прочее.

Как вам такой сюжет? Или это чистая фантастика?

ТАКОЙ сюжет был бы вполне реален, если бы оправдались надежды на Юго-Восток Украины. На него буквально молились все российские патриоты, надеялись, что он поднимется и скажет свое веское слово. Но надежды не оправдались. Идет тотальный слив всех гордых обещаний. И закоперщиком слива стал харьковский съезд депутатов местного самоуправления Юго-Востока и Крыма. Собрание готовилось тщательно. Из России приехали председатели комитетов по международным делам Совета Федерации и Госдумы и четверо губернаторов пограничных областей. Ожидалось даже, что его посетит сам Янукович и провозгласит некую юго-восточную автономную республику, которая попросит военной помощи у Путина. Но Путин отказал, Янукович не приехал, и съезд ограничился резкой декларацией, за которой ничего не последовало. Слова были написаны правильные: «До восстановления конституционного порядка и законности в стране, легитимизации работы центральных органов власти, всю власть на местах берут на себя органы местного самоуправления».

Сказано, что и говорить, серьезно. Но чтобы слова не оставались только словами, их нужно немедленно подкреплять конкретными действиями. Первое действие напрашивалось само собой. Ведь в Харькове сложилась в тот момент уникальная ситуация. В течение нескольких часов на его территории находились двое вождей старых режимов – и Тимошенко, и Янукович. Все было в шаговой доступности. Требовалось только, во-первых, не допустить освобождения Тимошенко из больницы и переместить ее в СИЗО. Во-вторых, низложить Януковича и арестовать его по обвинению в государственной измене, назначить временно исполняющего обязанности президента, пока это не сделали в Киеве. И, в-третьих, ввести меры финансово-экономической блокады незаконной киевской власти.

Вместо этого харьковский губернатор Михаил Добкин (Допа) и городской голова Харькова Геннадий (Гепа) Кернес, еще пару недель назад обещавший сформировать отряды самообороны и отправить их в Киев для наведения порядка, отменили намеченный после съезда митинг и отбыли в неизвестном направлении. Позже выяснилось, что Гепа успел за полтора дня слетать в Россию (будто бы в Грозный к Рамзану Кадырову) и в Швейцарию, а по возвращении домой выступил с покаянно-примирительной речью, заявив, что «победителей не судят, но победителем будет тот, кто сможет сделать врагов друзьями». Явное предложение договориться «по понятиям». В заключение Кернес добавил, что «никакого сепаратизма, никакого федерализма у меня в мыслях никогда не было». Аналогично выступил и Допа. Призвал защитить памятник Ленину, но не исключил переноса его в музей для сохранности. А в Днепродзержинске местное отделение КПУ так уже поступило.

***

В чем же дело, товарищи дорогие?! Откуда такая робость, пассивность? Доколе?! Впрочем, я сам не имею никакого полного права задавать такие патетические вопросы. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? И посмотреть на украинскую ситуацию не в вышеуказанное гипотетическое зеркало, а в настоящее. Я попробую сделать это максимально беспристрастно.

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: