В связи с возобновлением слушаний в Международном трибунале по бывшей Югославии дела генерала Младича и после консультаций с российскими юристами-международниками, Председатель «Российского общественного комитета в защиту генерала Младича», секретарь ЦК КПРФ, депутат ГД РФ от Свердловской области Павел Дорохин отправил запрос Министру иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврову в защиту сербских патриотов.
«Как Председатель «Российского общественного комитета в защиту генерала Младича» я внимательно слежу за ходом суда в Гааге.
После почти месячного перерыва возобновились слушания по делу генерала Р.Младича. Разрешите проинформировать об основных аспектах данного процесса на сегодняшний день. Проблем много, среди основных – плохое состояние здоровья генерала. Однако ни одну проблему решить невозможно, так как главным препятствием остаётся предвзятость судей.
Судебный процесс «Прокурор против Р.Младича» в Международном трибунале по бывшей Югославии вызывает самое серьёзное беспокойство. Среди основных проблем – тотальное нарушение прав обвиняемого, как процессуальных, так и основополагающих прав человека, включая право на охрану здоровья и, возможно, право на жизнь. Однако ни одну проблему решить невозможно, так как главным препятствием остаётся предвзятость судей. Два судьи в составе судебной палаты (А.Ори и К.Флюгге) объективно не отвечают критериям независимости и предвзятости. Во-первых, они представляют государства (Нидерланды и Германию), участвовавшие в бомбардировках НАТО позиций армии боснийских сербов, которыми командовал генерал Младич. Таким образом, его судят представители государств, участвовавших в боевых действиях против обвиняемого. Кроме того, судья А.Ори имеет дополнительные основания для отвода, в связи с ответственностью голландского батальона по событиям в Сребренице. Как известно, эти события являются главным пунктом обвинения против генерала Младича. Наконец, оба судьи, при вынесении решений по иным делам, неоднократно высказывали своё отношение по вопросу о виновности генерала Р.Младича. Однако требование защиты об отводе этих судей осталось неудовлетворённым без представления каких-либо правовых оснований.
Кроме полного нарушения всех процессуальных прав генерала Р.Младича, имеются серьёзные основания полагать, что генерала ждёт судьба С.Милошевича. Только, что обнародовано решение суда по требованию защиты ослабить напряжённость графика судебных заседаний. Дело в том, что судьи составили такое расписание, которое является изматывающим для генерала. Это пять полных дней в неделю. Такого напряжённого расписания нет ни на одном другом процессе. Так, слушания по делу здорового Р.Караджича проводятся три раза в неделю, по делу здорового Г.Хаджича – четыре раза в неделю. Пять полных дней не заседает ни одна другая судебная палата. Это сделано также и для того, чтобы защита не имела времени нормально готовиться к процессу. Результаты хорошо видны: защита хронически не готова к перекрёстным допросам.
Судьи отклонили требование защиты, несмотря на наличие медицинского заключения целого ряда врачей, включая тюремного врача! Это уникальный случай, когда тюремный врач соглашается с заключением врача из Сербии. Кроме того, решение о смягчении режима слушаний поддержала прокуратура и секретариат трибунала. Это ещё более уникальный случай, так как никогда ранее эти институты не поддерживали заключения врачей, а рутинно возражали. Из этого можно сделать вывод о том, что и тюремный врач, и секретариат с прокуратурой знают, что состояние здоровья генерала критическое. Поддержав заключения врача из Сербии, они очевидным образом снимают с себя ответственность за возможные тяжкие последствия. Однако судьи даже в этой ситуации отказывают защите в ослаблении напряженности графика судебных заседаний. 23 августа 2013 г. слушания закончились досрочно, так как генералу стало плохо прямо в зале суда, и ему было необходимо оказать срочную помощь.
Как депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Председатель Общественного комитет в защиту генерала Младича прошу Вас, уважаемый Сергей Викторович, использовать правовые возможности Российской Федерации в Совете Безопасности для обеспечения прав генерала Младича. К настоящему письму прилагаются конкретный план действий, осуществление которого позволит радикально изменить ход судебного процесса и обеспечить права обвиняемого».