Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Эксперты ЦИПКР. Поклеп на русскую культуру: академик Щусев создавал не оккультный «языческий зиккурат», а Мавзолей как явление русской мемориальной традиции

 

Политические деятели из «пятой колонны», озабоченные дестабилизацией общественной ситуации в воюющей стране, вбросили в общественную повестку тему разорения Мавзолея отца-основателя Российской Федерации Владимира Ильича Ленина и необходимого, с их точки зрения, гробокопательства.

 

Одним из первых тезисов для обоснования гробокопательства на Красной площади, чему посвящен скандальный фильм «Мумия» околоправославного телеканала «Спас», стали внушения о Мавзолее Ленина как «языческом зиккурате на святой Красной площади» для «обожествления через этот зиккурат того, кто сам был богоборцем».

Политический, гробокопательский подтекст тезиса о «языческом зиккурате на святой Красной площади» очевиден. Как и очевидна лживость утверждений о Мавзолее как «зиккурате». Она призванна навязать представление об антинациональном, антирусском характере выдающегося памятника советской архитектуры на Красной площади.

Достаточно даже бегло просмотреть имеющуюся искусствоведческую, специализированную литературу, чтобы понять какой подлый поклеп на русскую культуру возводят ради обоснования гробокопательства инициаторы антинациональной кампании против памяти отца-основателя Российской Федерации.

Архитектура Мавзолея Ленина, созданная Алексеем Щусевым, представляет собой глубокий синтез русской национальной традиции и универсальных принципов сакрального зодчества, а не «оккультный зиккурат».

Ключевые аргументы в пользу этой позиции:

🏛 1. Профессиональные корни Щусева в православной архитектуре и русской традиции

  • До революции Щусев был ведущим храмоздателем: проектировал Марфо-Мариинскую обитель в Москве (1912), Троицкий собор Почаевской Лавры, восстанавливал храм XII века Св. Василия в Овруче с научной точностью. Никто из добросовестных экспертов не может опровергнуть, что его работы отличались знанием древнерусских канонов и византийских традиций.

🔢 2. Золотое сечение как основа композиции Мавзолея

  • Пропорции Мавзолея строго следуют закону золотого сечения (≈1:1.618), характерному для русской и мировой классики:
    • Высота наземной части (12 м) относится к длине основания (24 м) как 1:2, что приближено к классическому соотношению 5:8 (0.625).
    • Ярусная структура повторяет принципы адмиралтейства в Петербурге (Захаров) и храмов «нарышкинского барокко» (церковь Покрова в Филях), где убывающие объемы создают гармоничный ритм.
  • Как отмечал сам Щусев, Мавзолей проектировался с учетом масштаба Красной площади: его высота (12 м) составляет 1/3 высоты Сенатской башни (36 м), что обеспечивает визуальную уравновешенность.
  • Во всех архитектурных шедеврах от древности до наших дней, где для членения объема применяются законы золотого сечения, можно обнаружить те или иные сходства.

⛪ 3. Типологическая связь с русскими некрополями и часовнями

  • Форма ступенчатой пирамиды Мавзолея Ленина восходит к традиции надгробных часовен:
    • В дореволюционной практике Щусев создавал кладбищенские часовни (Александро-Невская лавра, 1896) и усыпальницы-памятники (храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, 1913).
    • Подобно древнерусским голубцам (небольшим срубным часовням над могилами), Мавзолей сочетает исконные для русской традиции функции усыпальницы и мемориального знака.
  • Водометы на фасадах Мавзолея — прямая отсылка к системам водоотвода в древнерусских храмах, что подчеркивает связь с национальной традицией.

⚖️ 4. Контекстуальная гармония с ансамблем Красной площади

  • Мавзолей визуально перекликается с:
    • Зубцами Кремлевской стены (мерный ритм ступеней).
    • Ярусами колокольни Ивана Великого (принцип вертикального нарастания масс).
    • Собором Василия Блаженного, где разноцветные купола находят отзвук в полихромной гранитной облицовке (красный порфир, черный лабрадор).
  • Щусев сознательно «вписал» Мавзолей в исторический ландшафт, сместив его к Кремлевской стене и сохранив ось симметрии с Сенатской башней.

🌍 5. Отсутствие прямых аналогий с зиккуратами

  • Критика о «вавилонском влиянии» игнорирует:
    • Функциональные различия: зиккураты Месопотамии (например, Этеменанки в Вавилоне) имели храмы на вершине для ритуалов, тогда как Мавзолей — исключительно усыпальница.
    • Архитектурные детали: трехчастные трибуны Мавзолея — практичное решение для массовых мероприятий, а не «жертвенник».
    • Внутренняя структура Мавзолея (спуск к саркофагу, расположенному по православной традиции захоронений ниже двух метров уровня земли) ближе к криптам православных храмов. Для «любителей» зиккуратов: Планировка Мавзолея была навеяна Щусеву Базиликой святителя Николая Мирликийского, построенной в XI веке в итальянском городе Бари. Доступ в крипту здесь осуществляется по двум аналогичным лестницам, идущим вниз вдоль северной и южной стен Базилики. Кстати, сам зодчий в Бари проектировал для русской церкви Храм-подворье Святителя и Чудотворца Николая.

💎 Мавзолей как явление русской мемориальной традиции

Мавзолей Ленина — не оккультный символ, а плод синтеза русской мемориальной традиции и новаторского осмысления сакрального пространства. Академик Щусев, опираясь на опыт православного зодчества и законы гармонии (золотое сечение), создал сооружение, которое:

Демонстрирует, что и в советскую эпоху архитектура отражала глубинные культурные коды, сформированные вековыми русскими национальными традициями.

Продолжает линию национальных усыпальниц (от часовен над мощами святых до светских пантеонов).

Сохраняет градостроительную преемственность, став органичной частью Красной площади.

***

Пропагандистские внушения о Мавзолее Ленина как «языческом зиккурате на святой Красной площади» - это жалкие попытки антинациональных сил и «пятой колонны» ради мелкотравчатых политических целей бросить тень на выдающийся памятник архитектуры мирового уровня, воздвигнутый в соответствии с вековыми русскими национальными традициями.

Никчемные тезисы о «зиккурате на Красной площади» - очередное свидетельство убогости аргументации антикоммунистов как всегда в итоге скатывающихся в пещерную русофобию.

Автор: Пресс-служба Свердловского обкома КПРФ

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: info@kprf-sverdlovsk.ru