Активисты Межрегионального профсоюза "Учитель выступили с открытым обращением к новому министру образования О.Ю. Васильевой
Педагоги отметили, что их главной целью было обратить внимание на сложившуюся ситуацию с заработной платой в сфере образования. Ведь, несмотря на то, что чиновники регулярно докладывают о повышении преподавательских окладов, на деле все обстоит не так радужно. Многим учителям, чтобы добиться приемлемого уровня зарплаты, приходится брать дополнительную нагрузку: вместо положенных 18 часов в неделю они трудятся по 27, по 32, по 36. Страдает качество образования, негативно это отражается и на здоровье педагогов.
ПРОФСОЮЗ "Учитель" обращает внимание нового министра на то, что расчет средней зарплаты преподавателей в регионах сегодня сродни средней температуре по больнице. Допустим, в престижных лицеях, гимназиях заработок достаточно высокий, так как финансируются они в том числе и из внебюджетных источников, в обычных же школах педагоги трудятся за зарплату значительно ниже средней по региону.
Кроме того, по мнению представителей профсоюза, новая система оплаты труда, которая была внедрена в результате так называемых реформ, позволяет директору по своему усмотрению распоряжаться выделяемыми на это деньгами. Так что ситуация, когда в одной и той же школе педагогам начисляются разные суммы в зависимости не от реальных достижений и заслуг, а только от щедрот начальства, - далеко не редкость. По-прежнему остаются низкими оклады технического персонала образовательных учреждений.
Безусловно, отмечают активисты, проблема с заработной платой - далеко не единственная в российском образовании, на которую следовало бы обратить внимание новому министру. Только в том случае, если учитель будет чувствовать себя социально защищенным, положение в отрасли сможет измениться к лучшему.
Учителей продолжают привлекать без оплаты или с символической оплатой к работе, не имеющей отношения к их педагогической деятельности, говорится, в частности, в документе. Они убирают городские территории, ремонтируют школы, обеспечивают "массовку" на встречах с чиновниками, агитируют за участие в выборах, пишут разного рода отчеты и собирают статистику для МВД. Мы считаем, что все виды дополнительной работы должны оформляться трудовым договором при согласии работника и дополнительно оплачиваться.
- В бытность свою министром образования Дмитрий Ливанов не уделял достаточного внимания школьному образованию, - считает представитель профсоюза "Учитель" Андрей Демидов. - Пока прозвучавшие заявления со стороны нового министра говорят об интересе к школьному образованию, посмотрим, что будет на деле. Главное, нужно подкреплять слова реальными делами, иначе все так и ограничится пустыми декларациями.
Важность школьного образования трудно переоценить: от того, какую базу заложат ученику в школе, зависит, каким он станет студентом, а потом - специалистом.
Так называемые майские указы президента 2012 года по повышению заработной платы педагогам фактически остались невыполненными, ведь инфляция вместе с недостаточностью финансирования учебных учреждений по сути свела к нулю все попытки довести уровень оплаты труда учителей до приемлемого. С уверенностью могу заметить, что в 2012 - 2013 годах процесс повышения окладов начался во многом благодаря нараставшей протестной активности педагогических работников, недовольных своим положением. Сегодня мы можем наблюдать аналогичные явления. К тому же недостаток финансирования приводит к оттоку кадров, причем самых высококвалифицированных, к уходу педагогов государственных учреждений в репетиторы, что весьма серьезно может сказаться на доступности качественного бесплатного образования (репетиторство - это оказание платных услуг). Но далеко не все категории населения имеют финансовую возможность оплачивать учебу ребенка. Кроме того, если педагог не уходит в репетиторы или в бизнес, как рекомендовал им наш премьер-министр Медведев, а остается работать в школе, ему неизбежно приходится брать по 1,5 - 2 ставки, чтобы заработать более-менее приемлемые деньги. А это в свою очередь сказывается на качестве образования, которое неизбежно падает вместе с ростом нагрузки учителя.
Поэтому назначенной на высокий пост Ольге Васильевой следует обратить внимание на сложившуюся ситуацию. Надеемся, она займется решением назревших проблем, среди которых - необходимость увеличения финансирования учебных учреждений, а также фонда заработной платы в школах. Если не принять срочных мер, протестная активность учителей будет нарастать, они уже и сейчас готовы выходить на массовые акции: митинги, пикеты, отстаивать свое право на достойную жизнь.
Автор:Алёна Мачихина