В гибельные (а чубайсам дорогие) 90-е годы прошлого века, Российская Федерация, словно в пьяном угаре, усердно разоружалась. Появились так называемые конверсионные программы, в том числе и в Свердловской области. В частности, было разработано Постановление Правительства Свердловской области 04.03.96 №153-п «Об организации производства трамвайных вагонов «СПЕКТР» на государственном объединении «Уралтрансмаш», составлен график работ. В соответствии с этим графиком в 1996-1997 г.г. выделено 145 млрд. рублей (не деноминированных), включая конверсионный кредит, на конструирование и изготовление трамвайных вагонов.
С тех пор на Уралтрансмаше разработан и освоен ряд моделей, например, 71-403, 71-405, 71-405-11, 71-409. При производстве трамвайных вагонов учитывался новый уровень требований к условиям их эксплуатации (наличие функции автономного хода, низкопольное исполнение вагонов и т.п.). На выставке «Иннопром-2014» продемонстрирован и вызвал большой интерес «трамвай будущего» модели R1.
Конечно, не всегда отзывы о трамваях Уралтрансмаша были комплиментарны, но тем не менее эта высокотехнологичная продукция потихоньку завоёвывала свою нишу в РФ (Екатеринбург, Нижний Тагил, Нижний Новгород, Волгоград). В частности, вагон модели 71-403 представляет собой четырёхосный вагон для перевозки пассажиров на городских линиях с колеёй 1524 мм. Питание электрических цепей вагона осуществляется от контактной сети с номинальным напряжением 550 В. Оборудован тяговым асинхронным энергосберегающим электроприводом с частотным регулированием и приспособлен для эксплуатации как в одиночку, так и по системе многих единиц в составе поезда из двух вагонов. Пригоден для эксплуатации при температурах окружающей среды от -45оС до +40оС. Снабжён бортовым компьютером, обеспечивающим автоматизированное управление и диагностику состояния электрооборудования. Данные диагностики в виде текстовой и цифровой информации высвечиваются на дисплее трёхстрочного индикатора, расположенного на пульте водителя, что позволяет повысить безопасность движения. Для удобства пассажиров предусмотрены: просторный салон, широкие двери, обзорные стёкла, надёжная система обогрева салона. Стоимость одного вагона составляет 8,5 млн. рублей (данные газеты «За Победу!» от 25.05.2012). Технические характеристики и внешний вид вагонов других моделей можно увидеть на сайте АО «Уралтрансмаш». Например, трамваи модели 71-405 в дополнение к упомянутому выше оборудованы электрокалориферами, электронными табло, шестью камерами видеорегистрации и системой GPS/ГЛОНАСС.
К сожалению, в 2015 году поступательный ход развития проекта (условно назовём его «Уральский трамвай») был нарушен. С высокой степенью вероятности это обусловлено промахами менеджеров завода («успехи» менеджеров на разных уровнях управления в РФ мы наблюдаем уже 25 лет). В итоге производство трамваев стало убыточным, а некий «Альфа-банк» недавно подал иск на признание банкротом предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), каковым является АО «Уралтрансмаш».
Какой же найден выход из «трамвайного тупика»? Он обнародован в «Областной газете» от 12.05.2016 г., согласно сведениям которой на базе АО «Уралтрансмаш» откроют в Екатеринбурге центр модернизации старых чешских трамваев. В 2016 году планируется модернизация 60 трамваев модели «Татра-Т3». АО «Прагаимпекс» предоставляют инвестиции в размере аж 1,2 млрд. рублей. Технико-конструкторские технологические работы осуществляет АО «Прагаимпекс», а АО «Уралтрансмаш» предоставляет производственную площадку и людские ресурсы. К слову сказать, Чехия – полноправный член НАТО.
Вот так. А может быть уже и корпорации «Уральский вагоностроительный завод», в состав которой входит среди прочих АО «Уралтрансмаш», вместо выпуска дорогого танка «Армата» начать модернизировать натовскую бронетехнику? Ведь у «новых сердюковых» во власти национальная безопасность тоже вполне может быть предметом торга.
А как же импортозамещение и судьба проекта «Уральский трамвай»? И как это согласуется с основными задачами «Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2020 года», где говорится, в частности, о внедрении инновационных технологий ОПК в производство продукции гражданского назначения (направление «Екатеринбург - межрегиональный инновационно-ориентированный промышленно-финансовый центр»)? Где же обязательства городской власти из этого плана о продвижении такого рода продукции и их всемерной поддержке?
Пока же мы видим только декларации и протоколы о намерениях. Имеется информация: в интернет-газете «Ингушетия» от 26.04.2016 г. о подписании мэром Назрани И. Цараевым и мэром Екатеринбурга Е. Ройзманом документа о разработке трамвая АО «Уралтрансмаш» для Назрани; о тестировании трёхсекционного трамвая модели 71-409 в Самаре (27.04.2016); о возможном приобретении в лизинг трамваев мэрией Владикавказа (regnum.ru/news, 21.01.2016).
В общем, «импортозамещение» по-уральски ползёт полным ходом. Только куда?