Уважаемые коллеги!
Выступая на открытии осенней сессии от имени нашей партии и фракции, я предложил программу вывода страны из кризиса и обосновал необходимость формирования качественно иного бюджета. Мы полагали, что обсудим эти предложения вместе с другими фракциями. Но «Единая Россия» как всегда отмолчалась, ушла от серьёзных обсуждений.
Можно было принять хотя бы два наших предложения: о прогрессивной шкале налога на самых богатых и о введении госмонополии на спиртоводочную промышленность. Тогда бюджет составлял бы не 16, а 22 триллиона рублей. По сути, мы предлагали бюджет развития. Но в Государственную Думу внесен документ, который отбрасывает нашу страну в «лихие 90-е». Это бюджет деградации, обнищания и разрушения.
Принципы формирования такого бюджета примитивны, и, по существу, колониальны: продаем сырье, взвинчиваем цены и обираем граждан. А когда средств от продажи сырья и роста цен не хватает, то обкладываются данью все: дети, женщины, старики, ветераны, студенты. Хорошо себя чувствуют только богачи. Бедные же становятся еще беднее. Вот по этому принципу и сформирован бюджет!
Нам предлагают прожить еще не один год, а минимум три в условиях обостряющегося кризиса. Мы не доверяли и не доверяем такой политике. Мы не доверяли и не доверяем этому курсу. Мы считаем, что правительство не справляется с проблемами, накопившимися в стране. Оно не имеет стратегии вывода России из кризиса. Проект бюджета в лучшем случае надо отправить на доработку в соответствии со статьей 204 Бюджетного кодекса. Но мы не верим, что правительство справится с переработкой главного финансового документа. Поэтому необходимо сформировать профессиональное правительство народного доверия.
Назову десять конкретных причин, почему категорически нельзя принимать такой бюджет.
Первое. Бюджет подрывает единство страны, стабильность в обществе.
В нашей стране 10% богатых уже владеют 87% национального богатства. Такого положения нет ни в странах Африки, ни в Латинской Америке. Даже в США этот показатель на 11% меньше. Новый бюджет, по сути, еще больше усиливает этот раскол.
Второе. Этот бюджет не учитывает нарастающие риски и опасности.
Президент Путин, выступая на сессии Генассамблеи ООН, посвященной ее 70-летию, заявил с высокой трибуны, что американцы пытаются взять нас в клещи. Ими подготовлены Трансатлантическое и Транстихоокеанское соглашения. Первое выдавливает нас из Европы, а второе мешает двигаться в Азию. Хочу напомнить, что торговый оборот между Россией и Европой составляет в год примерно 450 миллиардов долларов, а с Америкой – меньше 30 миллиардов. Если задуманное в Вашингтоне будет выполняться, у нас бюджет разваливается полностью.
Третье. Этот бюджет плодит бедность, нищету и безработицу.
У нас уже сегодня полстраны живет на 10-15 тысяч рублей в месяц. А теперь учтите, что эти деньги за последний год обесценились вдвое. В результате, миллионы людей влачат нищенское существование, а пенсионеры просто бедствуют. Этот бюджет перечеркивает майские указы Президента и резко ухудшает социальное положение граждан.
Четвертое. Бюджет усиливает эксплуатацию трудящихся.
В бюджете запланировано, что прибыль прибыльных организаций увеличится на 970 миллиардов рублей. А фонд оплаты труда сократится на 517 миллиардов. Это означает усиление эксплуатации всех, кто трудится.
Пятое. Нам предлагается бюджет не социального, а криминально-олигархического государства. Он по сути своей антиконституционен.
Бюджет отличается редким цинизмом и бессовестностью. Вдумайтесь: страна продает сырья примерно на 20 триллионов рублей в год! Это нефть, газ, древесина, металлы – то, что составляет национальное достояние. А в бюджет опять попадает лишь около 8 триллионов. 12 триллионов рублей – это та дань, которую страна платит российской олигархии и ее зарубежным покровителям.
Те, кто готовил этот бюджет, не вспомнили даже о детях войны, хотя закон готов, мы его несколько раз вносили. Чтобы поддержать людей, у которых Гитлер отнял детство, а нынешняя жизнь отнимает достойную старость, нужно всего 140 миллиардов рублей. В течении года для банкиров нашли 2 триллиона, а для детей войны в этом бюджете опять ничего нет.
И самое поразительное: в бюджете из ста рублей расходов – на здравоохранение запланировано всего три рубля, а на образование – три рубля шестьдесят копеек. Это при том, что за год закрылось более 500 школ и 14,5 тысяч населённых пунктов остались без медицинской помощи.
В бюджете нет денег на капитальный ремонт – его сваливают на плечи граждан, в том числе пожилых. Это должно быть отменено немедленно. Нет денег на жилье для сирот, двести тысяч которых влачат жалкое существование. Нет денег на индексацию материнского капитала. И нет нужных средств на летний оздоровительный отдых для детей. Все это хотят свалить на нищие бюджеты регионов.
Шестое. Внесённый бюджет перечеркивает и модернизацию, и импортозамещение.
Резко сокращаются расходы на электронику и радиотехнику, без чего у страны не может быть безопасности. Существенно поджимают чуть ожившую авиационную промышленность. Этот бюджет не дает нам возможности вступить в четвертую промышленную революцию. Следовательно, Россию оставляют без будущего.
Наука оказывается полностью обескровленной. Не случайно Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям отказался поддержать такой бюджет.
Под разговоры об импортозамещении продолжает нищать село, закредитованное на 2 триллиона рублей. А в условиях санкций агропромышленному комплексу надо уделять первостепенное внимание.
Седьмое. Бюджет продолжает распродажу народного имущества. Это бюджет банковского паралича и долгостроя.
В Орловской области есть три государственных сельхозпредприятия. Несмотря на то, что Медведев одобрил нашу просьбу о передаче их в областную собственность, тем не менее, господин Шувалов решил распродавать и эти предприятия. Хотя пример народных предприятий И.Казанкова, П.Грудинина и И.Богачева показывает, что даже в кризисных условиях они обладают высокой устойчивостью, показывают лучшие результаты и успешно работают.
Банковские кредиты составляют всего 6,6% от общего объема инвестиций в развитие страны, т.е. банки фактически не участвуют в этой работе. В целом объем инвестиций в бюджете снижается на 1,2 триллиона рублей, тогда как же обновлять основные фонды, которые изношены на 50-60%.
В стране 9 тысяч объектов незавершенного строительства. На 1 октября 2015 года из них ввели в строй только 20, что составляет всего 3%. Здесь омертвлено около 2 триллионов рублей. Более того, на следующий год запланировано начать строительство еще 360 объектов, на многие из которых даже нет нормативной документации.
Восьмое. Этот бюджет плодит сепаратизм.
Всего 9 регионов на сегодняшний день являются донорами. Вместо разделения средств между центром и регионами в пропорции 50 на 50, как того требует Бюджетный кодекс, 60% средств перекачивают на федеральный уровень. Не хотят поддерживать даже Сибирь и Дальний Восток. На программу развития Дальнего Востока выделено лишь около 60% от потребности. Это резко снижает наши возможности в энергично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Долг российских регионов вырастет еще на 400 миллиардов и составит 2,6 триллиона рублей. При этом на них перекладываются почти все социальные обязательства.
Девятое. Этот бюджет еще дальше загоняет страну в долговую яму.
Только для обслуживания долга потребуется 645,8 миллиарда рублей. Это больше, чем выделяется на образование, здравоохранение или ЖКХ. То есть, обслуживание долга фактически превращается в самую крупную статью бюджета.
Видимо, испугавшись возникших проблем, правительство срочно создает новую заначку в 1,2 триллиона рублей. Эти средства не расписаны в бюджете и могут расходоваться бесконтрольно. По сути дела, правительственные резервы увеличены в 7 раз.
Десятое. Такого рода бюджет не только ухудшает жизнь граждан, но и осложняет международное положение страны.
Сегодня мы много говорим о государственном патриотизме, о том, что страна должна быть сильной, влиятельной и авторитетной. Но без мощной экономики, современной науки, качественного образования и здравоохранения невозможно быть сильными и успешными. Поэтому проект бюджета требует капитальной переработки и не может быть принят Государственной Думой.