Министерство промышленности и торговли России собирается запретить претендующим на госзаказ подрядчикам использовать импортную технику для строительства, перевозки грузов и пассажиров, а также для уборки улиц.
Речь, в первую очередь, идет о бульдозерах, катках, грейдерах, экскаваторах, грузовиках, автокранах.
По данным издания, министерство предлагает с 2017 года ввести правило: не менее 10% оборудования и техники в парке подрядчика должны быть произведены в странах Таможенного союза. К 2021 году этот уровень постепенно хотят поднять до 50%. Мало того, планируется, что к 20-м годам доля многоковшовых экскаваторов и грузовиков грузоподъемностью до 20 тонн должна составить почти 100%.
Между тем, Минэкономразвития РФ выступает против подобных предложений, поскольку имеющим зарубежную технику компаниям придется нести дополнительные издержки и повышать цены на услуги.
— Но дело даже не в повышении цен, а в качестве произведенных строймонтажных работ, — заявил депутат фракции КПРФ Законодательного Собрания Свердловской области, заслуженный строитель России Владимир Коньков.
Сегодня наряду с российской техникой строители покупают и зарубежную, которая, по своим характеристикам (производительности, качеству выполненных работ и т.д.) превосходит отечественную.
— Например, только за рубежом производят бетононасосы, способные подать бетон на высоту до 100 метров и выше, — рассказал депутат — Экскаваторов, подобных по техническим характеристикам JSB, насколько я знаю, в Таможенном Союзе не изготавливают. Автокран Liebherr — более производителен и технологичен в строительстве, чем российские машины. И таких примеров достаточно много.
Вопрос об импортозамещении в строительной отрасли можно ставить только в том случае, если машиностроение Таможенного Союза будет конкурентоспособным.
— Нельзя в приказном порядке запретить строителям покупать более совершенную технику, — дополнил парламентарий. — Задачу надо ставить двусторонне: как строителям, так и предприятиям, выпускающим строительную технику.
Предприятия Таможенного Союза должны добиваться улучшения качества своей продукции. И когда она будет не ниже европейского уровня, тогда строитель готов будет приобретать российские, белорусские и, возможно когда-нибудь, казахстанские машины и установки. Тем более продукция Таможенного Союза, вероятнее всего, будет по цене ниже зарубежной.
— Уверен, что предложение Минпромторга будет отклонено, — заключил Владимир Коньков. — На качестве строек сегодня в России экономить не будут ни власти, ни строители. Просто сегодня невыгодно строить плохо.