В июле 2014 года исполнится 70 лет со времени проведения международной конференции в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хэмпшир, США), на которой были приняты решения, определившие архитектуру мировой финансовой системы на последующие десятилетия. Доллар США был приравнен к золоту, а Вашингтон гарантировал денежным властям других стран свободный размен долларов на жёлтый металл по фиксированной цене 35 долларов за тройскую унцию (31 грамм). Доллар США в 1944 году наконец-то занял монопольную позицию международной валюты номер один, победив в конкуренции британский фунт стерлингов. При этом официально до 1946 года фунт стерлингов оставался резервной валютой наравне с долларом.
На пути к мировому господству доллар прошел три этапа. На первом этапе, в 1913 г. четыре влиятельных банкирских дома: Варбурги, Ротшильды, Морганы и Рокфеллеры протащили через конгресс США акт федерального резерва. Согласно этому документу эксклюзивное право на выпуск национальной валюты получала частная структура ФРС США. Кстати именно эти банкирские дома финансировали избирательную компанию сенатора Вудро Вильсона, который став 28 президентом США, первым делом подписал Акт федерального резерва.
На втором этапе в рамках политики Нового курса Ф. Рузвельт провел т.н. конфискационную реформу. 5 апреля 1933 года Франклином Рузвельтом был издан указ N 6102 о фактической конфискации у населения и организаций золота, находящегося в слитках и монетах. Все находящиеся на территории США физические и юридические лица (в том числе иностранные граждане и компании, хранящие золото на территории США), за редким исключением, были обязаны до 1 мая 1933 года обменять золото на бумажные деньги по цене 20,67 долларов за тройскую унцию в любом банке на территории США, имеющем право принимать золото. Объявлялись незаконными любые контракты и ценные бумаги, номинированные в золоте, выплаты по ним предписывалось производить бумажными деньгами в соответствии с указанным обменным курсом. Золото надо было сдать быстро – до 1 мая 1933 года. С этого момента частное владение золотом для граждан США стало незаконным. Любой факт незаконного хранения золота наказывался штрафом в размере 10 тыс. долл. и 10 годами тюрьмы.
Зачем понадобились такие меры? Обычный ответ - для того, чтобы провести «Новый курс» Франклина Рузвельта, основанный на идеях английского экономиста Джона М. Кейнса. Кейнсианство не только допускало, но даже поощряло государственное потребление, призванное компенсировать недостаточный платежеспособный спрос со стороны частного сектора экономики и населения. Кейнсианство считало нормой дефицитное бюджетное финансирование, использование государственных заимствований и рост государственного долга. Существование золотого стандарта затрудняло (по сути, делало невозможным) реализацию экономической политики на основе кейнсианства.
В силу беспрецедентных полномочий, которыми было наделено федеральное правительство в период правления администрации Рузвельта, оно конфисковало у своих граждан с 1933 по 1954 год около 5 миллионов унций золота в слитках, официально оцененных примерно в 1,6 миллиарда долларов. Казначейство переплавило золотые монеты и другие предметы законопослушных граждан в золотые бруски. Кстати именно на стадии подготовки Бреттон-Вудса
Америка при Рузвельте энергично наращивала свой золотой запас. Если в 1928 г. на США приходилось 37,7% официальных золотых резервов капиталистических стран, то в 1936 году эта доля выросла почти до 50%. Для сравнения: в том же 1936 году доля Франции была 13,2%, а Великобритании – 11,4%. К концу Второй мировой войны золотые хранилища ведущих европейских стран полностью опустели, а доля США в мировых золотых резервах капиталистического мира, по разным оценкам, увеличилась до 75%.
Неудивительно, что помощник министра финансов США Гарри Г. Уайт сумела убедить всех участников конференции (участвовали 44 государства), что доллар так же хорош, как и золото. А чтобы ни у кого не было на этот счет сомнения, Америка обещала беспрепятственно обменивать бумажные доллары на желтый металл. Сразу после Бреттон-Вудса стоимость золотых резервов Соединенных Штатов по отношению к долларовой массе (коэффициент золотого покрытия наличного денежного обращения) составляла 75%. И все проголосовали за предложения Г. Уайта. А через полтора года после конференции решения Бреттон-Вудса были ратифицированы большинством стран-участниц (СССР эти решения не ратифицировал).
Бреттон-Вудская система породила беспрециндентное финансовое благополучие послевоенных Соединенных штатов. Рассмотрим источники этого благополучия:
- Внедрение долларов в экономику других стран. В своей работе «Капитал» К. Маркс вывел формулу Д-Т-Д\, где Д\ это уже деньги + прибавочная стоимость. До кризиса 2008 года 80% мировых трансакций осуществлялось в долларах. Каждая операция по переводу средств является платной (копеечка в карман ФРС). Таким образом, доллар в качестве резервной валюты это «налог на мировое сообщество».
- Контроль над системой мировой торговли. Переводами средств занимаются американские банки и поэтому США точно знают кто, с кем, чем и по каким ценам торгует. Понятно, что американская финансовая элита располагает инсайдерской информацией о работе глобальных рынков, что дает стране и бизнесу очевидные преимущества перед конкурентами.
- Экспорт инфляции. За период реализации плана Маршалла (1948-1965) США экспортировали в Европу порядка 55 млрд. долларов (разница между объемом денежной массы в американской экономике к концу II мировой войны и ее товарным обеспечением). К настоящему моменту на мировые рынки закачано более 3 триллионов ничем не обеспеченных долларов. Проникновение долларовой массы на рынки других стан вызывает эффект незапланированной денежной эмиссии, повышая уровень инфляции внутри экономик, подвергнувшихся воздействию финансового «вируса». При этом сама американская система остается очень закрытой, жесткой по отношению к внутренним и внешним резидентам (аналог - финансовая система СССР). Антиинфляционные меры внутри американской экономики запредельные. ФРС США экспортирует инфляцию в другие экономические регионы, «заражая» их инфляционной «болезнью», но при этом американская финансовая система остается образцом душевного и физического здоровья.
- Финансовое управление. Для того чтобы экспортировать инфляцию можно заслать в какую-либо страну финансовых советников (Джефри Сакс, Андерс Осланд при российских правительствах в период с 1992 по 1996 гг.). Можно предоставить правительству другой страны кредиты, при условии, что осваивать деньги будут американские фирмы. Таким образом, доллары вообще могут не покидать территорию Соединенных штатов. По такому сценарию американская финансовая элита действовала в Мексике, закачав в ее экономику 40 миллиардов долларов (результат – финансовый кризис 1994 г.), в Россию 5 миллиардов (результат – кризис 1998 г), в Бразилию 41, 5 млрд. (кризис 1998), в Южную Корею 57 млрд. (вершина деятельности финансовых структур – азиатский кризис 1997 г.).
- Нефть в обмен на доллары. Настоящий клев у американцев начался тогда, когда они убедили весь мир продавать нефть за доллары. Нефть для США стала стоить столько же, сколько стоит бумага, краска и труд американских рабочих. Америка превратилась в экономического чемпиона за счет демпинговых цен на сырье.
- Займы. Вера в «великий американский народ» со стороны граждан других государств, помноженная на господство компрадоров позволяет американцам занимать под государственные облигации (т.н. «казначейки») триллионы настоящих, обеспеченных товарами денег. К настоящему моменту долг США превысил 100% ВВП (14 трлн.). Поскольку местные группы влияния «партнерят» с американской финансовой элитой, никто не потребует у США возврата долгов.
Бреттон-Вудская система просуществовала до 15 августа 1971 года, когда президент США Ричард Никсон объявил о прекращении размена долларов на золото. В тот момент в золотых запасах Казначейства США жёлтого металла было всего 16% по отношению к долларовой массе, которая обращалась в США и за их пределами.
В 1971 году «золотое окошечко» Казначейства США захлопнулось. Сегодня мир существует в условиях бумажно-долларового стандарта, при котором печатный станок ФРС, работающий без каких-либо ограничений, довёл мировую экономику до тяжелейшего со времен Великой депрессии (1929-1939 гг.) кризиса. Снова идут разговоры о необходимости возвращения к какой-то форме золотого стандарта. Государственные деятели разных стран все чаще намекают на необходимость Бреттон-Вудса –2. (Последний пример – дело Д. Стросс-Кана).
Президента Ф. Рузвельта много раз спрашивали, чем было обусловлено принятие решения о конфискации у американцев золота в 1933-1934 гг. Членораздельный ответ Рузвельт так и не дал. Предполагают, что это решение готовилось за кулисами официальной власти. Многие авторы просто фиксируют эти события, не объясняя их смысл. Некоторые говорят, что золотой стандарт мешал проведению кейнсианского «нового курса». Но ведь золотые стандарты в 1931-1936 гг. были отменены и в Европе, однако никаких конфискаций и национализаций золота там не проводилось. А вот в Америке произошла национализация. И возникает подозрение в том, что кто-то уже за 10 лет до Бреттон-Вудса начал готовить Америку к этому событию. Так или иначе, без сосредоточения всего золота в руках американского Казначейства Вашингтону не удалось бы навязать миру послевоенный финансовый порядок, основанный на золотодолларовом стандарте.