Сергей Обухов, доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы ФС РФ о «Дне независимости» Бориса Николаевича от Михаила Сергеевича
Натужное празднование «Дня России» - это очередной политический и идеологический курьёз современной «либеральной» и «демократической» Российской Федерации.
И хотя официальная пропаганда пытается наполнить хоть каким-то смыслом выпавший всем нам выходной, ничего у власти кроме невнятицы на выходе не получается.
Например, до сих пор никто из официальных лиц и их обслуги не могут нам сказать, почему в «День России» нужно всюду развешивать «триколор» – и это в день принятия Декларации о суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Напомним, государственный флаг РСФСР, чей праздник отмечается 12 июня, был совсем иным – красным, серпасто-молоткастым с синей полосой. Да и «суверенитет», кстати, тогда провозглашался в рамках Союза ССР, у которого был алый, красный флаг – флаг традиционного русского национального цвета.
Заметим, что на самом Первом съезде народных депутатов РСФСР, когда группа в составе Сергея Бабурина, Виктора Аксючица и других представителей тогдашней «демократической» и «почвеннической» оппозиции попыталась установить на депутатские столики триколоры, массовое депутатское неприятие было столь велико, что от председательствующего потребовали вызвать коменданта Кремля с целью удаления из зала бело-красно-синей символики торгового флота Российской империи. И никто, в том числе и в День провозглашения декларации о суверенитете РСФСР (12 июня 1990 года), больше и не пытался выказать неуважение государственным символам РСФСР. Да и сам Ельцин начинал каждое заседание Съезда народных депутатов с приветствия государственному флагу РСФСР – тому самому, красно-синему с серпом и молотом.
Конечно, можно предположить, что идеологическим смыслом нынешнего «Дня России» является вовсе не уважение к Декларации о суверенитете РСФСР в составе Союза ССР и ее красно-синему флагу, а празднование годовщины избрания Б.Н.Ельцина на пост президента РСФСР 12 июня 1991 года. Но тогда «Единая Россия». «Народный фронт» и Путин, теперь то и дело отрекающаяся от разрушительного ельцинского наследия 90-х годов прошлого века, попадают в ещё большую идеологическую лужу.
О том, что «День России», несмотря на почти два десятилетнее существование этого праздника (статус «Дня России» 12 июня получил по указу Ельцина 2 июня 1994 года), так и не превратился из обычного выходного во что-то более значимое и символичное, признает большинство политологов и политиков. Причем не только из оппозиционного, но и даже из правящего лагеря. Данные социологических исследований безжалостны к этому «празднику».
Лишь 40% россиян точно знают, что 12 июня отмечается День России, свидетельствует опрос аналитического центра Юрия Левады.
Согласно исследованию, 36% россиян убеждены, что 12 июня отмечается День независимости России, 5% - годовщина принятия декларации о независимости России. Правда, исследователи не уточняли у респондентов - от кого независимости?
Мне, свидетелю этих событий в Кремле, как работнику Президиума Верховного Совета РСФСР приходилось заниматься обеспечением работы Первого съезда народных депутатов РСФСР. Довелось в те дни услышать от самих депутатов немало остроумных определений по поводу этого «Дня независимости». Нередко даже представители радикал-демократических сил подшучивали: «Это день независимости Бориса Николаевича от Михаила Сергеевича». И в этой шутке лишь доля шутки, так как само избрание Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР стало возможным лишь после личного вмешательства Горбачева в выборный процесс: многие представители среднего партийно-советского звена после горбачевской агитации, действуя по известному принципу «назло бабушке отморожу уши», проголосовали за Ельцина. Ну а дальше неумолимая логика политического процесса толкала «депутатское болото», примкнувшее к «Демократической России», к дальнейшим разрушительным шагам, инициированным «демороссами».
Одним из таких действий стало голосование за пятый пункт Декларации, в котором провозглашалось следующее. Собственно вся Декларация, а, следовательно, и весь праздник 12 июня – это праздник «пятого пункта» Декларации.
Итак, что гласил этот пресловутый «пятый пункт»:
«Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:
Полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведении Союза ССР;
Верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным Договором…».
Следует привести результаты голосования по этому пункту Декларации, слова о верховенстве законов РСФСР из которого в последствие стали использоваться для «войны законов» и расшатывания союзного государства. Напомним, что предлагалось два варианта пятого пункта Декларации: первый – «сувереннизаторский», второй – просоюзный.
Вот выдержка из стенограммы заседания Первого съезда 8 июня 1990 года.
«Председательствующий (Б.Н.Ельцин): Значит, поименное голосование. Кто за то, чтобы п. 5 проекта Декларации принять по первому варианту, прошу проголосовать.
Результаты голосования:
Кворум для принятия решения
531
Проголосовало «за»
544
Проголосовало «против»
271
Воздержалось
30
Всего проголосовало
845
Не голосовало
3
Решение принято.
Председательствующий: Один президиум остался... Понятно ваше эмоциональное настроение, но президиум должен быть беспристрастен. Хотя поименно вы узнаете, как он проголосовал.
Но есть второй вариант, его все равно надо голосовать, так как он поставлен. (С мест: «Не надо!»)
Нет, обязательно надо, товарищи.
Прошу проголосовать п. 5 во втором варианте или против него.
Результаты голосования:
Кворум для принятия решения
531
Проголосовало «за»
256
Проголосовало «против»
529
Воздержалось
54
Всего проголосовало
839
Не голосовало
1
Решение не принято.
Значит, 5-й пункт принимается по первому варианту.
Какие имеются поправки к 5-му пункту? Нет, товарищи, так нельзя, давайте соблюдать порядок. Поправки, если они есть, должны быть выслушаны, и по каждой поправке должно быть голосование. Давайте, а то мы вчера пересидели. Объявляется перерыв на 30 минут».
К поправкам на съезде к этой статье так и не вернулись, так как «вчера пересидели», а юридическое обоснование для «войны законов» и «войны парламентов» приняли.
Хотя и это не совсем так. Небезызвестный представитель Ельцина и Путина в Государственной Думе, Совете Федерации, экс-глава президентского ГПУ, но тогда рядовой подполковник-замполит из Биробиджана А.А.Котенков давал такую правовую оценку Декларации. Процитируем по стенограмме от 11 июня 1990 года:
«Котенков А.А., подполковник, заместитель начальника политотдела войсковой части, г.Биробиджан (Биробиджанский территориальный избирательный округ, Хабаровский край):
Товарищи! Прежде всего давайте решим: является Декларация правовым актом или нет? Думаю, нет».
Впрочем, при последующем обосновании противостояния ельцинской РСФСР и органов управления Союза СССР вопрос о том, является ли Декларация правовым актом, уже никто не вспоминал. Политическая целесообразность доминировала.
Приведем еще один курьёз при обсуждении Декларации о суверенитете РСФСР. Опять процитируем съездовскую стенограмму от 12 июня 1990 года.
«Степашин С. В., подполковник, преподаватель Высшего политического училища Министерства внутренних дел СССР, г. Ленинград (Красносельский территориальный избирательный округ, г. Ленинград):
Уважаемый Борис Николаевич, уважаемые народные депутаты! Тот термин, который мы в последнее время с легкой подачи руководителей нашего государства используем,— «правовое государство», действительно, юридически неверен, так как любое государство — правовое, как бы оно нас устраивало или не устраивало.
Председательствующий: Ставлю на голосование поправку.
Результаты голосования:
Кворум для принятия решения
531
Проголосовало «за»
340
Проголосовало «против»
507
Воздержалось
43
Всего проголосовало
890
Не голосовало
0
Поправка не принимается.
Как видим, «правовой нигилизм», говоря современным языком экс-президента, а ныне премьера Медведева, тогда, в советское время, разделяло меньшинство депутатов Съезда народных депутатов, забаллотировавших поправку С.В.Степашина к ныне празднуемой Декларации.
Заметим, что суждение о юридической неверности термина «правовое государство» высказывал будущий премьер-министр Российской Федерации, а ныне доктор юридических наук, Председатель Счетной палаты РФ Сергей Вадимович Степашин.
Кстати, как смотрятся творцы Декларации, «пятого пункта» и «независимости России» - Ельцин и Горбачев – с точки зрения исторического восприятия россиян.
По замерам Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР), большую историческую значимость Ельцина и Горбачева в последнее десятилетие готовы были признавать лишь 1-3 процента россиян.
Как видим, ни Ельцина, ни Горбачева, с чьими именами связывается нынешний официальный праздник «День России», в этом списке нет
Так что нынешнее и последующие празднования «Дня победы» Бориса Николаевича над Михаилом Сергеевичем, именуемое теперь «Днем России», проходят и будут проходить в условиях полного общественного отторжения «виновников» торжества.
И протестные акции именно 12 июня – это свидетельство отторжения уже не только виновников «праздника», но и преемников Михаила Сергеевича и Бориса Николаевича – Путина и Медведева.
Вот, собственно, и всё, что, по сути, мы сегодня должны праздновать под видом «Дня России». И всяческие неуклюжие попытки придать этому празднику хоть какой-либо вменяемый для нынешнего бонапартистского режима политический и идеологический смысл просто бесперспективны. Какие бы концерты и фейерверки не организовывала власть на Красной площади, как бы не «закручивала гайки» в связи с нарастающим общественным протестом.