Чем более напористо идеологи капиталистической системы заявляют, что сейчас на должном уровне защищены права гражданина, что государство уважает личность каждого человека, что рынок сам в состоянии отрегулировать социальные конфликты, тем противнее становится все это слушать. К сожалению, по-настоящему права отстаиваются только совсем небольшой части населения, которая в состоянии это ?отстаивание? щедро оплатить. Причем самый тяжелый удар власть наносит по наименее малозащищенным категориям граждан - старикам, инвалидам, детям.
Ещё год назад о школе - 219 ?Лад? говорили как об уникальном, единственном в городе адаптационном центре для больных детей. Только летом 2008 года коллектив учебного заведения был награжден несколькими Почетными грамотами от министерства образования Свердловской области ?за творческий подход и достигнутые результаты в организации работы по здоровьесбережению?. Школу показывали по телевидению, а на уровне федеральной власти называли проектом, требующим распространения по всей России. И вдруг ? в апреле 2009 года председатель родительского комитета школы И. Малика получает официальное письмо аж от самого начальника Управления образования г. Екатеринбурга Е. Умниковой, которая вежливо поясняет, что в соответствии с новым законом учебное заведение подлежит немедленному закрытию. В чем же дело?
МОУ начальная общеобразовательная школа ? 219 ?Лад? была основана в 1992 году с целью предоставления реабилитирующих образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым по медицинским показаниям рекомендовано индивидуальное обучение на дому. В школе созданы специальные условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психическом и соматическом развитии. Уникальность этой школы заключается в том, что здесь, под одной крышей обучаются дети с самыми разнообразными, в том числе тяжелейшими патологиями неврологическими, сердечно-сосудистой системы, почек, генетическими патологиями, онкологией. Обычно таких ?сложных? деток раскидывают по специализированным школам-интернатам, где они постигают азы школьной программы в условиях изоляции от сверстников.
Модель психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, выработанная за семнадцать лет преподавательским коллективом школы, позволяет (что доказано многолетней практикой) большинству детей без особых проблем по окончании 4 класса адаптироваться к условиям обычной школы. При этом огромное внимание уделяется также развитию творческих способностей больных деток, позволяя им реализовать свой творческий потенциал и ощущать себя полноценными развитыми творческими людьми.
Чем же эта уникальная школа так внезапно перестала устраивать местную власть?
Формально, в связи с принятием Закона ? 935-ПП от 05.09.2008, вводящего так называемое ?подушевое? финансирование, от российских школ требуют соответствовать принятым стандартам ? когда на одного учителя, чтобы его заработная плата не упала от уровня ?дореформенной?, должно приходиться не менее 25 учеников. В рамках школы, устав которой предусматривает предельное число учеников не более 70, это невозможно. Вот и предлагают ?Ладу? влиться в состав обычной средней школы ? 49.
- Но ведь именно малокомплектные классы (наполняемость 9-12 человек), позволяют мягко ввести ребёнка в организованную детскую среду, обеспечивают щадящий режим обучения, где он имеет возможность получать социальный опыт, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и тем самым повышать адаптивный уровень на начальном этапе обучения, ? говорят все до единого родителя и преподавателя школы.
Сколько бы ни заявляли в Управлении образования, что каждого бывшего школьника устроят в подходящее учебное заведение, пообещав даже содействовать устройству деток в профильные интернаты и коррекционные школы, абсолютно очевидно, что если бы сегодняшний ученик 1- 2-го класса 219-ой школы был в состоянии учиться в обычной общеобразовательной школе, то его родители просто никогда бы не отдали своего ребенка в коррекционную школу, где из школьных предметов даже математика как предмет не изучается! В этом и состоит уникальность ?Лада?, в этом и заслуга преподавателей I-й и высшей категории (другие здесь не работают), отмеченная в свое время десятками похвальных грамот, что за четыре года ребенок, которому было предписано обучаться только на дому, становится в силах адаптироваться к естественным школьным условиям!
19 марта, когда начались первые разговоры о ликвидации учебного заведения, состоялось школьное собрание, в котором принимали участие учителя и практически все родители учащихся школы. Было решено обращаться во всевозможные инстанции с просьбой помочь школе выстоять.
Совет школы ?Лад? провел уже не один десяток встреч с депутатами городской и областной Думы, побывали на приеме в областном министерстве образования, однако понимания у чиновников так и не нашли. Было направлено письмо на имя заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию члена фракции КПРФ Олега Смолина. Надо сказать, что, находясь на огромном расстоянии от Екатеринбурга, Олег Николаевич отнесся к обращению более чем серьезно ? уже через два часа после того, как ознакомился с ситуацией, направил запрос в Генеральную прокуратуру.
Но не только коммунисты, даже председатель Совета Федерации Миронов обратился к главе Администрации Екатеринбурга Чернецкому с предложением воздержаться от закрытия школы. Не остались равнодушными к судьбе школы и журналисты центральных телеканалов ? сюжеты об уникальной школе, которая идет ?под нож? в угоду негуманной реформе образования, попирающей интересы больных детей, прошли по 1 Каналу и НТВ.
Почувствовав, что давление нарастает, местные власти сменили тон. Они неожиданно заявили, что ни о какой ликвидации речи не идет, а будет просто реорганизация, причем в ближайший учебный год 1-е классы набираться не будут, а 2- 4-е еще год продолжат обучение пока в том же помещении, а затем все равно все дети чохом будут переведены в среднее звено той же 49 школы. При этом зам. начальника Управления образования Наталья Мезенцева на слова родителей, что здесь учатся дети, которые по состоянию здоровья попросту не смогут учиться в переполненных классах массовых школ, цинично заявила: ?Ну и что? У нас в Екатеринбурге 1770 детей-инвалидов, и большинство из них прекрасно учится на дому?.
Между тем, что в нашем городе называется ?домашним обучением?, прекрасно знают родители детей ? инвалидов. Слово маме Тимофея Перевалова, погибшего от муковисцидоза: ?Мой ребенок учился в 219 школе с 1997 года. Нам предлагали отдать ребенка в специальную корректирующую школу на Мичурина, не знаю, существует ли она сейчас. Когда мы приехали туда, сын наотрез отказался там учиться ? потому что это была не школа, а тюрьма. Злобные лица, серые стены, ужасные полы, поломанные игрушки? Хорошо, что я узнала о существовании 219 школы.
Мы успешно отучились тут, после чего он сдал экзамены в обычную школу. Но учиться в классе, где 30 человек, он не смог ? задыхался. Учились на дому. Учителя приходили безобразно ? как им вздумается. Были только самые основные предметы ? русский и математика. Ни английского, ни других предметов ребенку не преподавали - никто из учителей у ребенка так и не появился за весь год. Вот что в Екатеринбурге называется домашним обучением!?
Тем временем, в городском Управлении образования отчетливо намекают, что чем быстрее Совет школы согласится на ?реорганизацию? (по положению 219-ой школы все основные решения принимаются не лично директором, а проходят через Совет), тем лучше будет детям. А если, дескать, родители продолжат ?настырничать?, то лицензию на будущий год школе не продлят (зацепок уже найдено предостаточно), и дети (из 61 учеников 17 имеют статус ребенка-инвалида) будут выброшены в обычные массовые школы, где будут встречены будущими одноклассниками отнюдь не с распростертыми объятиями?
Едва ли читателю стоит пояснять, что от перемены слов суть дела не меняется. Надо отдать должное, за сохранение учебного заведения как такового борются и те родители, дети которых уже закончили или заканчивают школу.
И все-таки, самый насущный вопрос, который наверняка возникнет у читателей, ? кому, когда и зачем так понадобилось ликвидировать школу?
Оказывается, рядом со школой располагается Екатеринбургский диагностический центр, оказывающий различные платные услуги. За последние несколько лет в собственность центра перешли практически все здания в непосредственной близости от помещения 219-школы. По неофициальной информации, если ?Лад? ликвидируют, то его помещение также перейдет к МУ ?ЕКДЦ?. А спешка объясняется чрезвычайно просто ? в конце нынешнего года заканчивается срок бесплатной приватизации помещений.
Еще два века назад Карл Маркс писал, что нет такого преступления, на которое не пошел бы капиталист, если посулить ему соответствующую прибыль. Не случайно в Европе его сочинения переиздаются сейчас многомиллионными тиражами. Придет время, и его правоту признает весь мир. Вот только больным детям надо помочь сегодня. Потому что идти больным детям будет просто некуда.