Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

присоединяйтесь!
Идет прием работ
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

Большая «зачистка» среди педагогов

Реструктуризация, модернизация, оптимизация - что только не происходило и не происходит за последнее время с сельской школой. Но в настоящее время всё это можно назвать более определенно и проще: разрушение системы воспитания и образования подрастающего поколения на селе. Кажется, что руководители самых высоких рангов, включая президента страны и премьер-министра, говорят о важности образования и воспитания, о всяческой поддержке образования даже в период международного финансового кризиса. Успокаивающе действуют, вернее, действовали до определенного времени и заверения, что финансирование социальных программ не уменьшится.

Кремлёвские прожекты

Так, президент России Д.А. Медведев в послании Федеральному собранию отметил: ?Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть ?ветхой? ? и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно ? и психологически, и физически?.

Создается впечатление, что высокие государственные деятели, если судить по их выступлениям, понимают важность воспитания подрастающего поколения не только в прекрасных зданиях, где учиться будет и увлекательно, и интересно, но и важность того, на каких ценностях они будут воспитываться. В бытность свою президентом России В.В. Путин говорил: ?Мы должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценно-сти, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю. Только в этом случае мы сможем правильно определить ориентиры развития страны. И только в этом случае нас ждет успех?.

Казалось бы, указания даны ? приступайте, дорогие учителя, воспитатели, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, заместители директоров средних школ, организаторы физкультурно-массовой работы, непосредственно к практическим действиям. Они и приступили, работали и еще работают. Но энтузиазм гаснет, так как для многих из них исчезли перспективы. Во многих регионах под предлогом финансового кризиса сокращают в сельских школах ставки социальных педагогов, воспитателей разновозрастных отрядов, психологов. На различных ?пропусках? начальники муниципальных органов образования предупреждают директоров сельских средних общеобразовательных школ о возможном сокращении ставки даже заместителя директора школы по воспитательной работе.

К сожалению, видно, что кое-кто забыл, что у сельской общеобразовательной школы есть свои особенности: она в большинстве своем находится в отдалении от общедоступных театров, музеев, выставочных залов, но в то же время ближе к природе, народным традициям. Здесь еще частично сохраняется влияние сельской общины, и что самое главное ? сельская школа стала местом регулярных встреч жителей, проведения сельских сходов, где решаются значимые для жизни крестьян вопросы, центром воспитательной работы и досуговой деятельности не только для учащихся, но и для всех жителей. А организаторами этого всё еще являются заместители директоров школ по воспитательной работе, социальные педагоги, воспитатели разновозрастных отрядов, но не администрация сельских поселений. И закрадывается в голову крамольная мысль, что сами по себе начальники муниципальных органов образования проводить сокращения в школах не стали бы. Видно, пришла им команда от вышестоящих органов. Но от каких: региональных или федеральных?

Кадровая чехарда

Министр образования и науки А. Фурсенко много раз заявлял о том, что российская школа переукомплектована кадрами: ?При переходе на новую оплату труда учительская зарплата увеличи-лась ? и пожилые педагоги перестали уходить на пенсию. Сейчас мы получаем многочисленные письма от выпускников педвузов, которые жалуются, что в школе им попросту нет места: пожилые педагоги не ждут смену?. Но что удивительно, на парламентских слушаниях ?Обеспечение конституционных гарантий получения общего образования в сельской местности?, проходивших в Государственной думе в марте этого года, большинство выступавших сетовали на нехватку учителей в сельских школах, и особенно в глубинке. Это подтверждают и результаты исследования, проведенного Институтом социально-педагогических проблем сельской школы Российской академии образования. Почти в каждой девятой сельской школе работают подавляющее большинство учителей предпенсионного и пенсионного возраста, и только в каждой тринадцатой сельской школе преобладают учителя в возрасте от 18 до 36 лет. Основной состав работающих учителей в сельских общеобразовательных школах ? в возрасте от 36 до 50 лет. А работают учителя пенсионного возраста не потому, что не хотят уступать место молодым, а просто потому, что уступать некому. Нехватку кадров остро ощущали и сейчас ощущают (учителей иностранного языка, информатики) сельские школы. Так, во многих сельских средних общеобразовательных школах информатику ведут не специалисты, а учителя, освоившие компьютер. Это остро скажется при поступлении выпускников сельских школ в вузы, так как на многие специальности с этого года засчитываются результаты ЕГЭ по иностранному языку, информатике и информационно-коммуникационным технологиям.

Проблема обеспечения сельских школ, особенно малокомплектных, достаточным числом высококвалифицированных учителей была и всё ещё остаётся очень острой. Причины нехватки учителей информатики, как и учителей иностранного языка, кроются в возросшей востребованности их знаний на рынке труда, где школа явно проигрывает, а также в нежелании выпускников вузов идти работать в сельские школы, особенно малокомплектные и удаленные как от областных, так и районных центров.

Не способствуют этому и плохие условия жизни на селе. Об этом хорошо должен знать министр, а не успокаивать себя и общественность, выдавая желаемое за действительное.

В ряде регионов органы управления образованием пытаются восполнить дефицит учителей за счет широкого привлечения к педагогической работе учителей-пенсионеров, а также людей, не имеющих педагогической квалификации. Такое уже было на селе в середине 90-х годов XX в., когда широко практиковался приток в сферу образования преподавателей, не имеющих педагогического образования.

Оставшись без работы, специалисты с техническим, гуманитарным, сельскохозяйственным, экономическим образованием пытались найти приложение своим силам на ниве просвещения. Сельские школы, расположенные на центральных усадьбах хозяйств и в отдаленных населенных пунктах, вынуждены были их принять, потому что испытывали дефицит кадров. Многие из учителей-неспециалистов, пройдя курсы повышения квалификации, приобретя опыт преподавательской работы, смогли обеспечить должный уровень преподавания и качество знаний учащихся. Деятельность других, которые не смогли адаптироваться к новой роли, стала одной из причин невысокого качества образования сельских школьников. В настоящее время в речах высокопоставленных чиновников звучат призывы привлечь в школы людей, не имеющих педагогической квалификации, как одна из мер борьбы с безработицей, а также рекомендации избавиться от учителей-пенсионеров. К сожалению, некоторые руководители как муниципальных управлений образования, так и сельских муниципальных общеобразовательных школ эти рекомендации воспринимают как приказы к непосредственному исполнению. И часто избавляются от пенсионеров, большинство которых практически являются основной опорой сельской школы.

Со стрессом по жизни

Ещё одна проблема встала за последние годы перед школой, в том числе и сельской: это здоровье школьников. Положение здесь просто катастрофическое.

Статистика детской заболеваемости, обнародованная на открытии 16-го съезда педиатров России, шокирует. В настоящее время 40% школьников по физическим показателям отстают от своих сверстников 60-х годов минувшего века. Лишь 10% выпускников российских школ можно назвать здоровыми. Темпы роста заболеваемости школьников, в том числе и сельских, за последние 18 лет увеличились в разы. Лишь за последние пять лет заболеваемость детей до 14 лет выросла на 16%; подростков 15?18 лет ? на 18%. Две трети призывников не берут в армию из-за дистрофии в результате недоедания или вредных привычек. Почти каждый потенциальный защитник Родины имеет одно или два хронических заболевания, 40% младенцев рождаются уже больными. У каждого третьего мальчика или девочки ? задержка полового созревания, а 40% мальчиков вряд ли вообще смогут стать отцами.

Вместо того чтобы заботиться о здоровье школьников, господа из Министерства образования и науки устраивают всем очередной стресс. Своим приказом от 28 ноября 2008 года ? 365, где даётся перечень вступительных экзаменов в 2009 году в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, ведомство Фурсенко ввергло в шоковое состояние не только выпускников, но и многие вузы. Это вызвано тем, что значительная часть выпускников школ уже выбрала учебные заведения, куда и готовилась поступать по тем предметам, о которых вуз информировал их еще в начале учебного года. Перечень вступительных испытаний в 2009 году, опубликованный Министерством образования и науки, наполовину изменил список экзаменов, уже в сентябре объявленных вузами, по многим специальностям. В самом трудном положении оказались выпускники сельских школ. Они еще до 1 марта выбрали предметы для сдачи ЕГЭ, не зная того, что перечень приемных экзаменов в вузах изменился. Менять же предмет, ранее заявленный для сдачи ЕГЭ, в школе, по положению, нельзя. Хорошо подготовиться к сдаче ЕГЭ по новым предметам за несколько месяцев до экзаменов без репетитора ? труднейшая задача. На периферии трудно найти репетитора, да и большинство селян просто не располагают такими финансовыми средствами.

Во время подготовки и сдачи экзаменов у школьников, как показали исследования российских ученых, происходят резкий выброс адреналина и усиление всех обменных процессов. Когда экзамены затягиваются на месяц и более (что и ожидает выпускников), это опасно для здоровья абитуриентов. У них развиваются гипертония, неврозы, обостряются язвенные болезни. По данным того же Министерства образования и науки РФ, не менее 25% российских школьников становятся кандидатами на госпитализацию сразу после окончания школы.

Наше Минобрнауки своих ошибок не признаёт и забывает, что ещё год назад оно обещало вовремя информировать обо всех изменениях, связанных со сдачей экзаменов. Не будет ничего удивительного, если и в будущем году ситуация повторится. ?Мы не считаем установленный набор, в том числе по выбору профильного экзамена, единственно возможным,? заявил на съезде российских ректоров заместитель министра образования Исаак Калина. ? Посмотрим, какие будут итоги 2009 года. А потом по ним определим правила на будущие годы?. На какой месяц придется это ?потом?, чиновник не уточнил. Вот где должны вмешаться законодатели. С правилами приема в вузы, перечнем вступительных испытаний, перечнем ЕГЭ будущие выпускники должны ознакомиться не позднее 1 сентября.

Возникает ощущение, что Министерству образования и науки очень хотелось бы, чтобы вопросы о ЕГЭ как можно меньше обсуждались как общественностью, так и в средствах массовой информации. Об этом недвусмысленно заявил на парламентских слушаниях ?Обеспечение конституционных гарантий получения общего образования в сельской местности? статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ господин Сентюрин. Мол, нечего будоражить родителей сейчас, вот пройдет эпопея поступления в вузы, подведем итоги, тогда и поговорим. Но что парадоксально, выступать в защиту ЕГЭ от имени педагогической общественности можно, да еще при этом и обвинять учителей в том, что они главные противники ЕГЭ, а от обсуждения учителями, и тем более родителями, необходимо воздержаться. Может, лучше будет, если все плюсы и минусы ЕГЭ поручить обсуждать чиновникам от образования высокого ранга? Вот тогда-то плюсы будут преобладать. А то всё учителя да учителя, да к тому же и родители учащихся. Разве они решают проблемы образования?!

А министерство слушает и ест

Если обобщить высказывания всех сторонников ЕГЭ, выступавших на последнем пленуме Всероссийского педагогического собрания, то вывод только один: недовольны только те, кто не умеет учить, и главные противники ЕГЭ ? это сами педагоги. По словам председателя Всероссийского педагогического собрания Валентины Ивановой, их недовольство объяснить очень легко ? ЕГЭ вскрывает все недостатки их работы. А куда прикажете, госпожа Иванова, отнести недовольство многих родителей? Родители выпускников этого года подают в суд на Министерство образования из-за незаконности ЕГЭ. И даже если они, по словам Ивановой, протестуют не против самой системы совмещения выпускных и вступительных экзаменов, а в основном против контрольно-измерительных материалов (КИМов), то разве КИМы не являются основой ЕГЭ? На пленуме даже предложили для популяризации ЕГЭ среди школьников и педагогов провести несколько творческих конкурсов, где участники эксперимента будут описывать все плюсы ЕГЭ. Предложений же описывать очевидные минусы почему-то не поступило.

За КИМы, видно, решили взяться всерьез, но почему-то лишь после критики президента Дмитрия Медведева качества контрольно-измерительных материалов. Хотя нареканий на применяемые КИМы со стороны как учителей, так и общественности за последние годы было много. Но они остались не замеченными министерством. Разговор учителей, общественности и родителей с чиновниками Министерства образования и науки больше напоминал общение с глухими и слепыми ? не вижу, не слышу, а значит, кругом всё отлично.

Источник: общественно-политическая газета «Правда»

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: