16 июля в Москве произошло знаменательное для российского профсоюзного движения событие: подписан договор об объединении двух ведущих профсоюзных конфедераций - Всероссийской конфедерации труда (ВКТ) и Конфедерации труда России (КТР).
Объединение ВКТ и КТР далось непросто (были проблемы), потому и растянулось во времени. По мнению Института ?Коллективное действие? (ИКД), подтолкнул к консолидации разразившийся мировой финансовый кризис, больно ударивший по России.
Напомним, что прошедшие съезды ВКТ и КТР (в ноябре 2008 года и апреле 2009-го) поставили задачу достижения единства боевых профсоюзов (именно внутри ВКТ и КТР действует большинство известных профсоюзных объединений, зарекомендовавших себя в качестве достойных защитников интересов трудящихся). В мае нынешнего года под председательством президентов КТР и ВКТ прошло совместное заседание Советов объединений.
И вот договор подписан президентом ВКТ Б. Кравченко и президентом КТР И. Ковальчуком. На процедуре присутствовали многие известные фигуры российского профсоюзного движения, общественные деятели.
Как сообщил во вступительном слове Б. Кравченко, обе федерации берут на себя обязательство реально завершить объединение на съезде, который намечен на октябрь сего года. Чрезмерная оптимистичность последующих выступлений объяснялась, по-видимому, нежеланием каким-то образом омрачить торжественность момента. Между тем нынешняя экономическая ситуация в России и в мире ставит профсоюзы перед множеством тяжелейших проблем. Приостановка и закрытие многих предприятий, общее ухудшение положения работников обязывают к энергичной и действенной защите прав тружеников.
? Мы надеемся стать центром притяжения для тех профсоюзов, которые на данный момент не входят в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР),? отметил президент КТР И. Ковальчук. ? Планируем активно заняться строительством профсоюзного движения на тех предприятиях, где нет профсоюзов: это является наиболее важной задачей нового объединения.
? Будем настаивать на полной реализации в нашей стране базовых профсоюзных прав ? на объединение, на ведение коллективных переговоров, на забастовку. Эти права в нашей стране реализуются зачастую формально. Свободные профсоюзы раздроблены и до сих пор не сплочены в единый фронт защиты своих прав, ? дополняет Б. Кравченко.
Активисты рабочего движения в целом положительно оценивают объединение двух крупных конфедераций, прежняя раздробленность во многом затрудняла их деятельность. В частности, голос организаций, не входящих в прикормленную властью ФНПР, зачастую целенаправленно заглушался. Консолидация альтернативных профсоюзов, по мнению директора ИКД К. Клеман, поможет им стать крупной общественной силой, способной, в частности, влиять на политический курс в области трудового законодательства. К тому же у небольших организаций появится больше возможностей для сотрудничества с квалифицированными юристами, обучения работников и актива, создания забастовочных фондов, помощи незаконно уволенным и организации массовых акций.
В то же время подобная централизация (это надо осознавать) таит в себе опасность отрыва низовых организаций от усилившегося центра, особенно в случае его заболевания профчванством, а также подчинения выстроенной режимом вертикали власти, что так пагубно проявляется в нынешней практике ФНПР. Необходимо также сохранить здоровую аллергию к популистской риторике властей, зачастую использующих левые фразы для прикрытия явно антинародной политики.