Во вторник Верхнепышминский городской суд вынес первые решения по громкому делу о нападении в июле 2011 года на уральский поселок Сагра. Бывший начальник отдела участковых уполномоченных ОВД Верхней Пышмы Сергей Зиновьев признан виновным в халатности и приговорен к трем годам и двум месяцам колонии общего режима. Его подчиненный, участковый Вадим Зайниев, по той же статье получил десять месяцев исправительных работ с удержанием 10% заработной платы. Оба фигуранта также лишены на ближайшие три года права занимать должности в органах внутренних дел.
То, что первыми осужденными стали именно полицейские, по-своему характерно. Роль правоохранительных органов в этом деле, можно сказать, столь же негативна, сколь и роль напавших на село вооруженных бандитов и нанявшего их уголовника-рецидивиста (и, как утверждают местные жители, наркоторговца) Вячеслава Лебедева.
Ведь милиция не только ничего не сделала для того, чтобы предотвратить конфликт или по горячим следам задержать его зачинщиков. Напротив, были предприняты все возможные меры, дабы замолчать происшествие, а к ответственности привлечь не нападавших, а оборонявших Сагру сельчан.
В этом особенно усердствовал руководитель ОВД Верхней Пышмы, уроженец Баку Марат Халимов. Как утверждала в те дни адвокат одного из первоначально задержанных сельчан, Халимов делал все возможное, чтобы вынудить сагринца к самооговору, довольно прозрачно намекая, что в противном случае и ему, и его семье будет плохо. Все это происходило при дружном одобрении толпящихся у отделения полиции азербайджанцев. Напомним, именно азербайджанцы, а также выходцы с российского Северного Кавказа были костяком банды, напавшей на Сагру.
Ну а на областном и даже общероссийском уровне доказывал, что ничего особенного в Сагре не произошло – так, рядовая драка, в которой виноваты перебравшие спиртных напитков местные. В этом общественность старался убедить начальник ГУ МВД РФ Свердловской области Михаил Бородин. Главного виновника конфликта Лебедева представили чуть ли не законопослушным гражданином. «Цыган, который проживает в поселке последние семь с половиной лет, ни разу не фигурировал в делах о наркотиках», – утверждал Бородин.
Однако благодаря серьезному общественному резонансу скрыть правду не удалось. Задержанные сагринцы были отпущены и признаны потерпевшими. «Законопослушный цыган Краснопёров», которого «обижали местные тунеядцы», оказался рецидивистом Лебедевым, много лет находившимся в федеральном розыске. Нападение, как установило следствие, было организовано им через отбывающего наказание в местах не столь отдаленных родственника Ивана Лебедева. Удалось задержать более двух десятков подозреваемых в нападении на поселок. К сожалению, задержания проводились с большим опозданием, а потому многие успели покинуть территорию России.
В общем, полицейским есть за что держать ответ. Это 12 февраля подтвердил и суд. Он счел доказанным, что 28-летний участковый Вадим Зайниев и его 42-летний непосредственный начальник Сергей Зиновьев проявили халатность. Зайниев, зная об угрозе убийством, высказанной накануне беспорядков, не принял мер и скрыл информацию от руководства. Признано также, что Зайниев не проверял соблюдение жителями Сагры правил регистрации и хранения оружия. Безрадостная картина полицейского произвола и безответственности, явно длившихся годами, свидетельствует: сагринцам и впрямь можно было рассчитывать лишь на себя.
А вот по мнению полицейских, виноватыми оказываются защитники села. Суд, правда, с такой позицией не согласился. Но остается определенная неудовлетворенность наказанием «стрелочников» на фоне полной безответственности начальников.
13 февраля должно начаться судебное рассмотрение дела еще одного полицейского – уже упоминавшегося бывшего начальника ОВД Верхней Пышмы полковника Марата Халимова. Его также обвиняют лишь в халатности, а все свидетельства об угрозах в адрес сагринцев, выбивании показаний и т.д. – остались за скобками. Год назад он почти ушел от суда: тогда было объявлено, что следствие освободило Халимова от уголовной ответственности. Не произошло этого, очевидно, только из-за сохраняющегося общественного внимания к сагринским событиям. Что касается других высоких полицейских чинов Свердловской области, то им, похоже, беспокоиться вообще не о чем. Так, на карьере генерал-лейтенанта МВД Михаила Бородина, наговорившего так много, скажем мягко, неточностей о Сагре и ее жителях, это никак не сказалось. Он по-прежнему главный полицейский области.
Между тем продолжается и другой процесс по делу о Сагре, где судят обвиняемых в непосредственном нападении на село. Надо отметить, что чем дольше он длится, тем увереннее чувствуют себя подсудимые. И у них есть для этого все основания. Хотя бы потому, что с них снято главное обвинение – в бандитизме. А значит, Иван Лебедев и Кахабер Чичуа теперь, по официальной версии, не организаторы банды, а Артём Рабаданов, Кардаш Фатахов, Шота Катамадзе, Виталий Слатимов и другие – не бандиты. Так, обыкновенные хулиганы. И то если суд сочтет это доказанным. Сами же они, как и полицейские, винят во всем только жителей Сагры.