Госдума приняла в первом чтении законопроект «О защите религиозных чувств граждан», нарушителям которого грозят штрафы в 300 000 рублей и тюрьма до 5 лет. Активно порицала проект на заседании только КПРФ.
В начале обсуждения соавтор законопроекта, глава комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) не без удовольствия отметил, что «наконец-то, спустя полгода Госдума приступает к рассмотрению» этого законопроекта.
По его словам, прошлый год вошел в историю как «год ярких антиобщественных, кощунственных вызовов в отношении общества». «РПЦ подверглась наибольшей атаке со стороны разных лиц и разных организаций, это касалось и мусульман. И мы помним, дошло до физического устранения духовных лидеров мусульман. Это касалось и протестантов, когда уничтожили их молельные комнаты. Это касалось и иудеев, когда наносили различные надписи на синагоге, оскверняли захоронения иудейские», – перечислил он.
По словам Нилова, проект обсуждался широко, а критика доходила до оскорбительных выражений. «Мы не хотим, чтобы данный законопроект был карательным механизмом, про который нам периодически говорили. У нас действительно светское государство, и у нас религия отделена, и у нас совершенно нет зуда сажать людей в тюрьму, тем более, мы понимаем, что тюрьма у нас не лечит, а калечит, – заочно ответил критикам Нилов. – Но мы должны понимать, что последствия, исходя из деликатности и остроты религиозной тематики нашей многоконфессиональной страны, могут быть совершенно разные».
Впрочем, выступивший следом коммунист Николай Рябов заявил, что «более некорректный законопроект трудно себе представить». «Почему бы не ввести еще статью уголовной ответственности – скажем, лет до 10 – за то, что, скажем, я неверующий, а это, значит, наверное, оскорбляет религиозные чувства верующих?» – поинтересовался он.
На что Нилов парировал, что если следовать такой логике, надо все наше общество привлечь к административной ответственности за то, что одни верят в бога, а другие не верят. «У нас сегодня достаточно уголовных статей. И если каким-то образом будут унижать ваше человеческое достоинство в неприличной форме, то эти статьи будут работать в том числе в отношении и атеистов», – заявил Нилов.Другой коммунист, Анатолий Локоть обратил внимание на то, что «если одно для отдельно взятой конфессии может считаться святым, каким-то религиозным фетишем, то для другой конфессии это может считаться оскорблением». «Нет ли опасности в том, что данный закон приведет к столкновению разных конфессий?» –спросил он.
Содокладчик Нилова, единоросс Александр Ремезков заверил депутата, что никакого раскола в обществе закон не повлечет, и его нормы «будут действовать для всех верующих в одинаковой степени».
На этом депутаты не закончили. «Я презираю лживых, лицемерных молитвенников, сих ослов примерных, они же под завесой благочестья торгуют верой хуже всех неверных», – процитировал строки известного поэта коммунист Олег Смолин и поинтересовался, не будет ли теперь запрещен и Омар Хайям.
Нилов посоветовал не впадать в крайности, «иначе всей стране придется выписывать административные штрафы». По мнению парламентария, ничьи чувства в данном случае не оскорбляются, поскольку это художественная литература.
Прозвучало немало вопросов, содержавших примеры из жизни. Либерал-демократ Виталий Золочевский напомнил, что во Владимирской области действует Российская православная автономная церковь. «Так сложилось, что у нее есть устоявшееся число прихожан, которые посещают данную церковь. В ней есть святые мощи угодников божьих, но прихожанам других церквей вход и ознакомление с этими мощами, даже с экскурсионными целями, закрыт», – сказал он, спросив, не является ли это оскорблением.
Докладчик Нилов заявил, что в курсе этой проблемы. «В данном случае закон не регулирует запрет на посещение мощей. Это имущество этой организации, а в настоящий момент оскорблением является унижение чести и достоинства человека, которое выражается в неприличной форме», – подчеркнул он.
Наконец, зампред фракции либерал-демократов Владимир Овсянников, заметив, что обсуждение затягивается, вступился за проект. «Я не буду испытывать автора на прочность, насколько хорошо он сможет отбить атаки, – успокоил он. – В конце концов, этим законопроектом мы делаем большой жирный знак: вот стоп, вот стоп. Или как на особо опасных объектах электроснабжения: кости и череп, мол, не влезай – убьет».
Впрочем, коммунист Юрий Синельщиков предупредил, что фракция КПРФ будет голосовать против законопроекта, так как только для нездорового общества характерна тенденция, при которой главным регулятором общественных отношений становится уголовный закон.
Источник: «Взгляд»