Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

Приём ведёт врач-недоучка

B последнее время немало делается для того, чтобы улучшить качество медицинского обслуживания: прибавляют зарплату врачам, больницы оснащают новым оборудованием, строят центры для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Но кто будет такую помощь оказывать?

Где взять кадры, которые могут обеспечить четкую работу всей этой современной сложнейшей техники? Речь идет, в частности, о специалистах по лучевой и ультразвуковой диагностике, по проведению функциональных электрофизиологических методов исследования, лабораторного дела.

Дефицит медицинских работников растёт каждый год. Сегодня, например, только в Москве не хватает 600 педиатров и до одной тысячи врачей ?скорой помощи?.

B больницу - с институтской скамьи

Долгое время кадровая проблема в медицине оставалась на задворках. Видно, не до неё было чиновникам, привыкшим ориентироваться не на число вылеченных пациентов, а на суммы освоенных средств и количество новых медицинских центров. Но пришло время, и проблема медицинских кадров напомнила о себе.

За год до принятия национального проекта ?Здоровье? бывший министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов страстно доказывал депутатам Госдумы, как будет здорово, когда студенты сразу после институтской скамьи, минуя ординатуру, пойдут работать врачами общей практики. А потом хвалил построенный в Пензе современный медицинский центр, в котором c удовольствием будет работать молодёжь.

Полностью готовое здание больше месяца ждало приезда высоких гостей из Москвы. Особой спешки c открытием нового лечебного учреждения не было: работать там, как и во многих других медицинских заведениях, всё равно некому...

Одним росчерком пера

Перед самым началом 2007-2008 учебного года были внесены изменения в действовавший c 1999 года приказ ?О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации?.

В перечне этих специальностей к двум существовавшим графам ?Основная специальность? и ?Специальность, требующая дополнительной подготовки?, добавили еще одну ?Специальность, полученная в вузе?. А в примечание, где говорилось о возможности получения дополнительной подготовки, добавили положение об обязательном трудовом стаже ? не менее трех лет по основной специальности.

Все эти изменения, во-первых, приравняли молодых интернов к врачам-специалистам. А во-вторых, не оставили выбора тем из них, кто намерен работать в медицине и получать углубленную подготовку, без которой при сегодняшнем уровне специализации не обойтись.

Теперь выпускник вуза должен пройти интернатуру, потом сразу же отработать три года по распределению. И лишь после этого ему разрешается продолжить образование в медицинской ординатуре. После вуза врач должен три года работать на участке. В это время он получает зарплату около тысячи долларов. Затем он, скорее всего, уже имеющий семью, должен бросить эту работу, два года учиться в ординатуре со стипендией три тысячи рублей.

To есть весь выпуск интернов из медицинских вузов 2008 года сразу направляется в поликлиники. Причем не только терапевтами, но и, например, стоматологами или хирургами.

Благими намерениями

Можно предположить, что сделано это c благой целью ? заставить молодых врачей отработать полученное бесплатно образование. Тем не менее и российская, и западная практика свидетельствует о том, что студенты, прошедшие лишь одногодичную интернатуру, еще только становятся врачами и не могут, да и не должны оказывать самостоятельную помощь в поликлиниках.

Предложенная Минздравсоцразвития схема, c одной стороны, снизит качество первичной медицинской помощи, c другой ? уничтожит научные и педагогические кадры. Как это уже стало нормой, студенты медвуза, не желающие закрывать собой прорехи в кадровых расписаниях поликлиник, найдут пристанище в фармацевтических фирмах или вообще уйдут из медицины.

Еще 25-30 лет назад молодой врач, начинавший работу в поликлинике, находился под постоянной опекой старших товарищей - врачей узкой специализации. Да и цена ошибки была иной: опухоли только-только начинали лечить, не было таких успехов в терапии астмы, диабета, коронарной патологии, на электрокардиографию очередь пациентов растянулась на несколько недель, о томографических исследованиях и УЗИ только начинали мечтать, гастроскопия была лишь в некоторых стационарах. Более 80% лекарств, используемых современным врачом, просто не существовало. Но и тогда интернатуре предшествовала субординатура, когда студент не менее полугода вёл больных под управлением преподавателя.

Теперь субординатура ? просто еще один год обучения c циклами по разным предметам, без самостоятельной практики.

Потрясающие нововведения

Чиновничьи нововведения поражают видавших виды медиков и светил медицинской науки. И совершенно справедливо они задаются вопросом: не ввергает ли страну новая система подготовки медиков в новый циничный эксперимент, напоминающий младореформаторские опыты c экономикой? Ведь нигде в мире вчерашний выпускник не допускается в первичное звено. Чтобы получить право самостоятельно освидетельствовать больного и поставить диагноз, он должен несколько лет стажироваться, изучать смежные дисциплины, осваивать экстренную помощь.

Сами медики считают: чтобы стать настоящим врачом, надо учиться после института, дающего багаж теоретических знании, еще минимум три года Эго позволяет получить практические навыки общения c больным и его родственниками, научиться грамотной трактовке лабораторных данных и логике дифференциального диагноза, постичь азы инструментальных обследований. Только в ординатуре, за три года в стационаре, будущему врач показывают разные случаи проявления болезни, проясняют диагнозы, демонстрируют ?маски заболеваний?, поскольку один и тот же симптом может иметь происхождение от сотни заболевания, и так далее. Согласитесь, без такой практики вчерашний студент вынужден учиться на больных. Ведь теоретические знания без навыка не имеют смысла.

Обратная сторона экономии

Нетрудно догадаться, что кадровая доктрина, предложенная некогда Минздравсоцразвития, преследовала одну цель ? сэкономить на врачебной подготовке. Какова же цена такой экономии сегодня, когда жалоб пациентов на ?первичку? и без того много?

Это звено нашей медицины часто представлено малограмотными докторами, но у них есть хотя бы опыт, а обязательное лицензирование медицинской деятельности заставило многих из них в последние годы пройти циклы усовершенствования.

Специалисты предупреждают, что упрощенный подход к образованию может снизить качество первичной медицинской помощи и уничтожить научные и педагогические кадры. После уменьшения ?педагогических нагрузок? на медицинских кафедрах и в НИИ начнется сокращение ставок: учить будет некого. А нагрузка и ставки, как известно, выводятся от числа студентов, интернов и ординаторов.

Медицинский полис - орудие борьбы

Сторонники упрошенной системы подготовки медицинских кадров стараются доказать, что высвобожденные деньги можно будет направить на улучшение медицинского обслуживания. Что, мол, поправить ситуацию в здравоохранении должно не образование, а экономика, когда зарплата российских врачей будет поставлена в прямую зависимость от мнения пациентов.

Добавив денег стационарам, Минздравсоцразвития хочет создать специальную систему учета и качества медицинских услуг и сделать её полностью прозрачной. Тогда каждый больной сможет получить на руки распечатку своего персонифицированного счета, и привычный медицинский полис превратится в орудие борьбы за права пациента, а врачи-недоучки отсеются сами собой.

Что ж, c такой логикой трудно не согласиться. Но стоит ли при всем при этом экономить на образовании?

Никто не спорит, что подготовка медиков нуждается в перестройке. Но она ни в коем случае не должна сводиться к сугубо теоретическим познаниям. Чем лучше готовится специалист, тем меньше ошибок он совершит и тем больше пациентов вылечит. Без этого, как ни крути, качество медицинского обслуживания не удастся повысить.

НАША СПРАВКА

По данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), 180 тысяч российских врачей не имеют сертификатов и не должны оказывать медицинскую помощь.

Из 4 млн. экспертиз, проведенных в 2007 году Лигой защиты пациентов, 700 тысяч выявили дефекты оказания медицинских услуг. До 30% жалоб от пациентов в эту организацию ? жалобы на качество оказанных медицинских услуг.

Источник: общественно-политическая газета «Правда»

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: