Чем больше современное «общество потребления» выявляет свой антигуманный характер, тем чаще мы возвращаемся к истокам формирования общественных отношений, в основе которых лежали созидательные цели, и прежде всего формирование человека нового типа, человека будущей коммунистической формации. Он не появлялся по указке сверху или потому, что так хотела партия. Он вызревал снизу, в условиях классового противостояния, в жестоких реалиях Гражданской войны.
Самосозидание человека с новым сознанием наиболее ярко проявилось на примере коммунистических субботников весной 1919 года, когда основной угрозой для молодой Советской республики стал Восточный фронт. Сначала рабочий коллектив депо ?Москва-Сортировочная?, а потом рабочие Московско-Казанской железной дороги постановили на своих собраниях ?вырвать из своего отдыха еще час работы, то есть увеличить свой рабочий день на час, суммировать его и в субботу сразу отработать 6 часов физическим трудом, дабы произвести немедленно реальную ценность. Считая, что коммунисты не должны щадить своего здоровья и жизни для завоеваний революции, работу производить бесплатно. Коммунистическую субботу ввести во всем подрайоне до полной победы над Колчаком?.
Бесплатная работа по субботам была делом добровольным. Начинали ее коммунисты, а поддержали и беспартийные. Газета ?Правда? стала давать информацию с мест о коммунистических субботниках. Первые известия пришли не только из Москвы, но и из Саратова, Твери.
В. И Ленин обобщил опыт первых коммунистических субботников по материалам партийной прессы и в июне 1919 года в подмосковных Горках написал одну из самых замечательных своих работ ? ?Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу ?коммунистических субботников?)?. Работа вышла в июле в виде отдельной брошюры.
Сегодня кажется удивительным проявление личной исторической инициативы голодными рабочими в полуразрушенной стране. Работа по субботам заканчивалась чаепитием, иногда ?даже с хлебом? и пением ?Интернационала?. Еще более удивительным стал уровень производительности труда по коммунистическим субботам, когда работа шла бесплатно. Он превышал обычный в два, три раза. А в заметке из Твери, которую В. И. Ленин также приводит, читаем: ?Интенсивность работы квалифицированных рабочих-коммунистов превосходила обыкновенную производительность в 13 раз?.
Ленина ?зацепили? такие факты именно потому, что рабочие делали это сознательно и добровольно. Поворот в сознании рабочих, когда продукты их труда достаются ?не работающим лично и не их ?ближним?, а ?дальним?, то есть всему обществу в целом?, Ленин отметил как более значимый, чем свержение буржуазии.
Великий почин пустил глубокие корни после победы в Гражданской войне. Довоенные пятилетки, в ходе которых ежегодно пускалось в эксплуатацию около 600-700 предприятий ?группы А?, ликвидировали технико-экономическую отсталость СССР от западных стран. Героизм советских людей в Отечественной войне, уничтоживших ?коричневую чуму?, дал новую надежду всему человечеству. Грандиозной вехой Великого почина стало восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Западные эксперты давали советскому народу срок от 50 до 100 лет. Советский человек, человек новой формации, восстановил порушенное практически за одну пятилетку!
Почему это было возможно? Потому что Октябрьская революция обеспечила новую социально-экономическую природу государства и государственной власти. Только при величайшем доверии рабочих и вообще людей труда к своему государству, к своей власти стала возможной история XX века в СССР, как история практически преобразующей деятельности людей. Создавались не только новые отрасли промышленности. Прежде всего человек, освобождённый от эксплуатации, созидал самого себя в творческом порыве добровольного самоотверженного труда. Именно люди стали творцами своей собственной судьбы и собственной истории. Это и являлось ее смыслом.
Источник: общественно-политическая газета «Правда»