Весной 1941 года уже остро чувствовалось приближение грозных военных событий. Нарком Военно-Морского Флота (ВМФ) Н.Г. Кузнецов под собственную ответственность перевёл все флоты на повышенную готовность. Это означало рассредоточение, затемнение кораблей, территорий главных баз флотов.
21 июня адмирал заслушал прибывшего из Берлина военно-морского атташе капитана первого ранга М.А. Воронцова и сделал вывод: война может начаться с часу на час. На флоты немедленно пошла команда: готовность ?1, то есть боевая тревога. Николай Герасимович лично связался по телефону с командующими флотами на Севере, на Балтике и в Севастополе. И когда ранним утром 22 июня на нашу страну обрушился враг, ВМФ не потерял ни одного корабля, ни одного самолёта, ни одной береговой батареи, все удары гитлеровцев были отражены.
И всё же первые месяцы войны оказались очень тяжёлыми, особенно на Балтике. Фашисты прорвались к Таллину, нужно было выводить флот в Кронштадт, эвакуировать военно-морскую базу Ханко. Но Финский залив уже был перекрыт немецкими минными полями. Под ожесточёнными атаками авиации противника корабли всё же прорвались в Кронштадт, ядро Балтийского флота было спасено.
Надо сказать, что Советское государство всегда уделяло большое внимание становлению и укреплению военно-морских сил и программа эта пунктуально осуществлялась. И хотя к началу войны она не полностью была реализована, флот, тем не менее, представлял собой грозную силу, способную защитить наши морские рубежи: 927 кораблей и катеров, в том числе три линкора, семь крейсеров, 54 эсминца и лидера, 212 подводных лодок, 270 торпедных катеров, 2601 самолёт. Примечательно, что в ходе войны флот наращивал свою мощь. К осени 1942 года ВМФ СССР имел уже 1820, а к концу войны - 3323 корабля. Именно эти силы обеспечили разгром противника на море.
А что же сегодня? В 1990 году Советский Союз имел в составе ВМФ 500 подводных лодок (из них 174 атомных), около 550 боевых надводных кораблей (из них 125 океанской зоны, в том числе пять авианесущих и два вертолётоносца), около двух тысяч самолётов и вертолётов. Это был паритет с флотом вероятного противника, обеспечивавший мирное развитие событий в Мировом океане.
Но за 17 лет "реформ" удосужились построить только один надводный корабль (корвет). В строю остались лишь 24 атомных и 16 дизельных подводных лодок (из пятисот советских!), 37 надводных кораблей первого и второго ранга. Возникает вопрос: куда делись боевые корабли, куда уплыли деньги, за которые их продали? Балтийский флот ныне сократился в три раза и, можно сказать, утратил свою былую мощь. Военно-морские силы НАТО в этом регионе превышают наши в 25 раз. В целом же ВМФ России уступает военно-морским силам США в 20 раз.
Ослабление ВМФ происходит в то время, когда развёртывается ожесточённая борьба между государствами за морские месторождения нефти и газа. Кто может гарантировать при этом мирный передел богатого энергоресурсами шельфа Мирового океана? Чем будем защищать свои земли и воды?
Источник: общественно-политическая газета «Правда»