В субботу в Москве прошла II Всероссийская педагогическая конференция «Образовательная политика-2009: кризис и антикризисные программы». В ней приняли участие около 200 человек из 41 региона страны. Организатором столь представительного форума стало общественное движение «Образование - для всех». Конференция объединила политических и общественных деятелей, профессоров вузов и директоров школ, учителей, студентов, родителей. Всех, кто всерьёз озабочен судьбой отечественного образования, а значит, и будущим нашей страны. В рамках конференции прошли «круглые столы» «Единый государственный экзамен: обязательный или добровольный?», «Российское образование в 2009 году: политика кризиса или кризис политики?»
Заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию, член фракции КПРФ, лидер движения ?Образование ? для всех? Олег Смолин подчеркнул, что кризис в образовательной политике государства начался задолго до того, как разразился мировой финансовый кризис капитализма. Российское образование оказалось на пороге системного кризиса, порождённого не только экономической ситуацией, но и действиями правительства в лице Минобрнауки и Минфина. Как и следовало предполагать, никто из представителей этих ведомств на конференцию предусмотрительно не явился, ещё раз подтвердив нежелание власти менять свои приоритеты в сфере образования. Эти приоритеты высших чиновников давно сформулированы: из важнейшей социальной функции они превратили образование в заурядную ?сферу услуг?. Министр Фурсенко, перманентно входящий, по опросам социологов, в первую тройку самых непопулярных министров страны, 8 мая должен предстать с отчётом перед депутатами Госдумы. Возможно, и для того, чтобы заручиться поддержкой своих деяний преданным большинством с Охотного ряда.
Олег Смолин предложил рассмотреть 13 антикризисных мер. Прежде всего необходимо отказаться от сокращения ?образовательных? бюджетов всех уровней. Для поддержания уровня жизни и сохранения человеческого потенциала страны предлагается выделить дополнительно из федерального бюджета порядка 500 млрд. рублей на повышение не менее чем на 30% заработной платы педагогам, медикам, работникам науки и культуры, социальным работникам. Во-вторых, необходимо отменить для образовательных учреждений, имеющих лицензии, все налоги и платежи при условии их реинвестирования в образовательный процесс, включая оплату труда. Цинично и преступно, подчеркнул Смолин, ставить знак равенства в налогообложении между школой и, например, ?Газпромом?. Необходимо также немедленно остановить процессы искусственного сокращения сельских школ, принудительную реорганизацию образовательных учреждений и их превращение в автономные учреждения без согласия коллективов.
Один из кульминационных пунктов программы: либо отложить на три года введение в действие закона, предусматривающего обязательность ЕГЭ, либо принять проект федерального закона о добровольности ЕГЭ для выпускников и абитуриентов. Против тестовой формы сдачи экзаменов активно протестуют родители и старшеклассники, академики и учителя. Собраны тысячи подписей против ЕГЭ. Родители обратились в Верховный суд, а депутаты двух фракций Госдумы ? в Конституционный. Единый государственный экзамен ? это серьёзная угроза для дальнейшего полноценного функционирования пока ещё не уничтоженной до основания отечественной образовательной системы. Уже скоро вызреют плоды пресловутого ЕГЭ: ?путёвка в жизнь? он или ? ?волчий билет??
В условиях расползающегося кризиса особенно опасно то, что значительная часть выпускников школ будет лишена возможности поступать в вузы. Поэтому участники конференции поддержали предложение увеличить бюджетный набор в государственные и муниципальные вузы, как минимум, до уровня 2004 года. А чтобы студенты имели возможность продолжить образование в период кризиса, необходимо на три года приостановить Федеральный закон об обязательном переходе на двухуровневое обучение. Также необходимо в вузах, ссузах и ПТУ с 1 сентября повысить до прожиточного уровня социальные стипендии нуждающимся студентам.
Вопросы, связанные с кризисом высшей школы, поднимались очень острые. Это и чудовищно низкая зарплата профессорско-преподавательского состава, и старение кадров при отсутствии притока молодых. Вместо обещанного властями повышения зарплаты на 30% в большинстве вузов оно не дотягивает и до 10%. Правительством обласканы в основном те вузы, выпускники которых будут обеспечивать сырьевую экономику.
Среди антикризисных мер ? и увеличение вдвое субсидии нуждающимся родителям для оплаты содержания детей в детских дошкольных учреждениях. Предлагается повысить заработную плату работников детских дошкольных учреждений до уровня работников школ, что обещал сделать президент РФ В. Путин ещё 25 октября 2005 года.
В регионах продолжается процесс искусственного расформирования специальных образовательных учреждений для детей-инвалидов. В учреждениях же общего назначения необходимые условия для них не создаются. До сих пор не принят федеральный закон по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (подготовлен рабочей группой Комитета по образованию и науке Госдумы четвёртого созыва).
Если предложенную антикризисную программу вдруг утвердит президент или правительство, то ещё будет шанс сохранить образовательный потенциал страны как основу её человеческого потенциала. Чтобы Россия сохранилась как цивилизация и была восстановлена как великая держава, чтобы каждый гражданин страны смог занять достойное место в обществе, необходимо на практике осуществить великий лозунг ?Образование ? для всех!? Но практика показывает, что действия, а вернее, бездействие, в этом направлении либерально-олигархической власти свидетельствуют о совсем противоположных её приоритетах. Посему утопично связывать будущее нашей державы с этой властью.
Источник: общественно-политическая газета «Правда»