В советское время воспитать открытого, честного, справедливого, доброго, устремлённого к знаниям человека было гораздо легче, чем сейчас, т.к. на создание такого положительного образа работало всё: школа, телевидение, пресса, книги, музыка, наглядная агитация, т.е. вся окружающая ребёнка среда.
Сейчас же наоборот – вся среда работает против того, чтобы наши дети выросли хорошими людьми. С самого детства им вдалбливается в голову, что в этой жизни им пригодятся совсем другие качества: эгоизм, цинизм, толерантность и смиренность; что Родину защищать и любить не нужно, да и как, за что её любить, такую тёмную и отсталую?..
Представить себе, что наши дети мечтают стать пограничниками, десантниками, лётчиками, моряками, невозможно, т.к. сегодня, увы, это совсем непопулярные профессии – Родину защищать… Нет, лучше у нашей молодёжи пределом мечтаний будут более «достойные» профессии – чиновник, менеджер или охранник… А подростки, у кого в силу возраста душа так и просит подвига, пусть лучше думают, как «откосить» от армии, чем пройдут школу возмужания, такую необходимую в юности!
И самое страшное мне видится в том, что наши дети, не заставшие СССР, такую перевёрнутую жизнь уже считают нормальной, естественной. Они не знают, что произошла замена высших, духовных ценностей и потребностей низшими, приземлёнными. Они родились и живут в этом жестоком мире, они уже привыкли к тому, что у нас всё плохо, что мы ничего не умеем, что нам нечем гордиться, они не чувствуют, что мы влачим рабское существование под «татаро-монгольским игом» на оккупированной врагом территории…
Если мы, родители, не расскажем им, что другая – свободная! – жизнь бывает, если не передадим эстафету памяти о великом советском прошлом, эстафету любви и тоски по советской Родине, то завтра будет уже поздно. На помощь со стороны школы надеяться нечего, т.к. там (за редким исключением) уже почти не воспитывают, а только предоставляют образовательные услуги…
Однажды близкая подруга сказала мне, что специально оберегает свою дочь от ужасов сегодняшней жизни: пускай дочка сперва вырастет, а потом уж успеет насмотреться на бесчеловечность окружающего мира. Но я опять же считаю, что мы, родители не должны скрывать от наших детей горькую правду. Пусть они узнают, пусть поймут, почувствуют и впитают в себя: так, как мы живём, дальше жить нельзя, и надо приложить все силы, чтобы сказку о великой советской стране сделать былью!..
Как же мы, родители-коммунисты, можем нацелить наших детей на активную борьбу за лучшее, светлое будущее? Мы должны, во-первых, сами стать для них примером, а, во-вторых, организовать среду, в которой наши дети будут расти.
Сначала по поводу воспитания собственным примером. Какие наши дела видят сейчас наши дети? Что героического из нашей сегодняшней жизни может поразить их детское воображение? Наше регулярное посещение партийных собраний, митингов и акций протеста? Ну, ещё участие в избирательной компании? И всё.
А хотелось бы, чтобы дети видели, что родители постоянно, не эпизодически выполняют конкретные партийные поручения, будь то шефство над детским домом или организация концерта в госпитале, ремонт детских площадок во дворах или автопробег с красными флагами по местам боевой и революционной славы, поздравление с Новым годом от красных Деда Мороза и Снегурочки или очистка снега на улицах и уборка территории в местах массового отдыха. Фронт партийной работы по привлечению наших сторонников необычайно широк, главное здесь – желание, силы и время. И пусть дети знают: мы, родители понимаем, что можем и не дожить до той поры, когда наши действия принесут хотя бы первые ощутимые результаты, но мы всё равно боремся и твёрдо верим в нашу победу!
При этом я не тешу себя иллюзией насчёт того, что, глядя на нас, наши дети непременно вырастут революционерами, но всё равно пусть хотя бы искорка нашего стремления к свободе, нашей воли к победе опалит их сердца…
Теперь насчёт организации среды для наших детей.
25 мая 1919 года Ленин сказал, обращаясь к ребятам, назвавшим себя «отрядом юных коммунистов»: «...И дети, подрастающие пролетарии, должны помогать революции, организация детей – это лучший путь воспитать коммунаров».
Понятно, что мы живём не после, а до революции, тем не менее, предлагаю именно сейчас организовать для наших детей какое-то объединение – пионерский отряд или военно-патриотический клуб – то ли на базе обкома КПРФ, то ли на базе какого-нибудь Дома творчества, школы или библиотеки.
Я специально стала интересоваться, есть ли сегодня в нашем городе пионерская организация? Оказалось, что единственное в Екатеринбурге пионерское объединение «Союз вихрастых» существует в Орджоникидзевском районе при Центре детского творчества «Галактика». С 1992 года им бессменно руководит энтузиаст своего дела Л.А. Лобова. Но, по признанию Людмилы Александровны, и силы у неё, ветерана пионерского движения, уже не те, и ребята, вступающие в «Союз вихрастых», с каждым годом всё реже находят время для пионерской работы. Да и мне, жителю Верх-Исетского района, трудно представить себе частые поездки с детьми на Уралмаш, пусть даже для такого благородного дела…
Выход опять-таки я вижу только один – своими силами создать новый пионерский отряд, желательно в нашем районе, но можно и в центре города.
Меня, как маму 5-летнего сына, больше всего пока интересует дошкольный возраст. Рынок услуг здесь огромный: это и всевозможные школы развития, и спортивные секции, и музыкальные занятия, и танцы, и рисование и т.д., но ведь это всего лишь услуги… Неужели мы, коммунисты, не сможем организовать для наших детей свою школу развития, только развития в нужном нам ключе?
Моему сыну, к примеру, очень нравится играть в «войнушку», в солдатиков, разыгрывать сражения – Куликовскую, Бородинскую битву, разные эпизоды «войны с немцами», делать военные карты, штабы, и вообще мечта у него – стать военным командиром, чтобы защищать от врага русскую землю (хотя полгода назад хотел стать просто русским богатырём, как Илья Муромец). В садике, куда ходит мой сын, не получается у него найти мальчиков, кому такие игры были бы интересны. В результате он играет один, принося с собой из дома солдатиков и оружие для них. Мальчики там играют в монстров, динозавров, человека-паука, черепашек-ниндзя, бакуганов, и военные баталии моего парня, видимо, кажутся им скучными и неинтересными.
Вот было бы здорово, если бы у нас в городе появилось место, где ребята могли бы играть в сражения, с планом боя, с военными картами, переодеваться в воинские доспехи, да ещё под чутким, умелым руководством взрослых!
У меня уже есть опыт работы с маленькими детьми: три года подряд я веду занятия для дошкольников – ровесников моего сына – в библиотеке, которая находится рядом с нашим домом. Там мы и поём, и играем, и рисуем, и лепим, и кукольные спектакли деткам показываем. Жаль только, что большинство нашего немногочисленного коллектива – девочки...
Видя мои бесплодные поиски подходящей компании для сына, подруга посоветовала мне перестать искать в небе журавля, а попробовать внимательнее приглядеться к мальчикам из группы в детском саду, или постараться найти кого-нибудь ребёнка вместе с заинтересованной мамой на детской площадке во дворе.
Но поскольку в игровой деятельности можно воспитать разные качества (как патриотизм, интернационализм, коллективизм, целеустремлённость, ответственность, организаторские умения, трудолюбие, так и индивидуализм и эгоизм и т.д.), то очень важно постараться организовать нашим детям площадку для игр в окружении родителей-единомышленников. Здесь уместно вспомнить слова Н.К. Крупской о том, что «путём игры можно воспитать зверя, путём игры можно воспитать и коммуниста» (Крупская Н.К. Пед. соч. М., 1959, т. 5, с.95).
Хорошо было бы организовать для наших ребят занятия каким-нибудь рукопашным боем, развить их силу, ловкость и выносливость! Может, мы нашли бы среди тренеров близкого по духу человека, который согласился бы заниматься с нашими мальчишками?..
Было бы замечательно, если бы в нашем распоряжении была комната со спортивным комплексом для младших детей (шведская стенка, батут, горки, скамейки, мячи) и тренажёрами для старших ребят. Не говоря уже о пионерской комнате – со знаменем, горнами и барабанами!
И уж совсем запредельная мечта – организовать для наших детей настоящий пионерский лагерь, с пионерскими кострами и «Зарницей», походами и песнями!
Если бы только удалось собрать вокруг этой идеи родителей-единомышленников, то, я думаю, можно было бы задуматься и об организации для детей поездок на фестивали военно-исторической реконструкции (Бородино, Куликовская битва), и наладить встречи-концерты с представителями других национальностей, и договориться об экскурсиях на стройку или почту, хлебокомбинат или фабрику мороженого, чтобы ребята увидели, как важно в коллективе работать дружно и слаженно.
Мы запросто могли бы показывать ребятам кукольные спектакли (куклы для театра у меня есть). Младшим детям можно ставить сказки силами взрослых хоть каждую неделю, а талантливых актёров из числа заинтересованных родителей при желании найдём всегда! Старшие же дети могут сами участвовать в постановках, показывая спектакли своим младшим товарищам, а ещё, к примеру, в больнице, интернате, госпитале или в детском доме.
А ещё главные наши помощники – это книги, которые родители (или бабушки, дедушки) должны читать своим детям вслух как можно дольше, несмотря на то, что дети уже сами овладевают навыками чтения. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задуматься над тем, «что такое хорошо и что такое плохо», а герои книг часто становятся героями игр.
Без нашей помощи ребята, возможно, никогда не прочитают «Военную тайну» и «Тимура и его команду» Аркадия Гайдара, «Динку» и «Васька-Трубачка» Валентины Осеевой, «Как закалялась сталь» Николая Островского и «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко.
Эти книги не обязательны для прочтения в школе, поэтому ребёнок, в принципе, может вырасти и без них. Но мы-то не только вправе, мы обязаны использовать эти сокровища мировой литературы как бесценную возможность с помощью художественных образов научить ребёнка отличать добро от зла, даже если зло упаковано в красивую обёртку, привить ребёнку стремление защищать слабых, угнетённых, не мириться с ложью и несправедливостью, жадностью и воровством, трусостью и предательством.
Предлагаю всем миром составить список книг, обязательных для прочтения нашим детям и стараться по максимуму его одолеть – вместе с детьми. Наверняка у них по ходу чтения будет возникать множество вопросов, и кто, кроме нас, будет стараться давать на них честный и прямой ответ? Кстати, хорошо бы ввести обсуждение и делиться друг с другом, как лучше, грамотнее и понятнее отвечать детям на те или иные вопросы. К примеру, куда исчез милиционер дядя Стёпа, кто такой полицейский, полицай, чем он отличается от милиционера? Или кто такие буржуины?
А ещё хорошо бы подобрать фильмы, которые учат любить свою Родину, быть верными друзьями, уметь давать отпор врагу. Например, «Волшебный голос Джельсомино», «Три толстяка», «Макар-следопыт», «Неуловимые мстители» и многое другое. Неплохо бы смотреть эти фильмы не в одиночестве, а всем вместе. Потом можно обсудить фильм, задать детям заранее приготовленные вопросы, провести интересные, познавательные викторины. Надо приложить все силы, чтобы такие просмотры ни в коем случае не были скучными, чтобы дети ждали их, готовились к ним, возможно, делая рисунки к уже увиденным фильмам (помните, как раньше в передаче «В гостях у сказки?»), спрашивали родителей, когда же снова будет сказка?..
В общем, работы предстоит много, но, как известно, дорогу осилит идущий! Первое, что нужно сделать – найти коллектив единомышленников. На уровне первички или даже района – это пока что непосильная задача, но в масштабах города, думаю, – вполне осуществимая.
Давайте браться за работу, товарищи коммунисты! Кроме нас, делать её некому, а время уходит, и дети растут. Времени сидеть и ждать лучших времён у нас уже не осталось! Давайте постараемся подарить нашим детям пионерское детство, несмотря ни на что, и тогда, я надеюсь, вырастет нам настоящая смена – будущие комсомольцы, а, может, и коммунисты!..
Прошу всех, у кого уже есть опыт подобной работы, поделиться им на страницах любимой газеты (ред. - "Свердловская правда") или написать мне по электронной почте.
Татьяна Анатольевна Лебедева
Тел. 234-06-80; 8-919-395-26-14, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Верх-Исетский райком КПРФ, г. Екатеринбург