Президент Дмитрий Медведев сам возглавил комиссию по борьбе с коррупцией, которая, в частности, должна подготовить соответствующий законопроект. Однако столичный мэр, слывущий самым прогрессивным политиком России, опередил его и принял свой ?антикоррупционный? указ. Видимо, решил подсказать менее опытному коллеге, как следует составлять такого рода документы.
Уже достаточно давно Госдума ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, частью которой является Кодекс поведения государственных должностных лиц. Эта ратификация предусматривает принятие того самого антикоррупционного закона, который уже второй десяток лет под разными предлогами никак не пройдёт через Госдуму. И понятно почему.
В статье 15 Конвенции сказано, что коррупционным преступлением является предоставление госчиновником неправомерных финансовых или юридических преимуществ себе, или иному физическому, или юридическому лицу. Таким же преступлением является злоупотребление служебным положением (статья 19) и своим влиянием (статья 18) для обеспечения тех же незаконных преимуществ.
В пункте 4 кодекса указывается, что госчиновник не использует свое положение для получения выгод себе и членам своей семьи. В пункте 5 не допускается противоречия (коллизии) личных и должностных интересов, а в пункте 8 от госчиновника требуются указания всех сведений о личных активах и обязательствах, а также, по возможности, об активах и обязательствах супруги/супруга и/или членов семьи.
Слова ?по возможности? буквально означают, что если госчиновник знает об активах и имуществе членов семьи, то он обязан их указать. Однако уже в переводе кодекса на русский язык наши коррупционеры ?ошибочно? заменили членов семьи на иждивенцев. А у них какое имущество?
Мэр Москвы в своём указе от 20 мая 2008 года ? 33-УМ пошёл ещё дальше. В приложении 1 к указу средствам массовой информации разрешается сообщать лишь крайне ограниченную информацию о доходах и имуществе чиновника, причём только тех, которые оформлены только на него самого. Это годовой доход, сведения о недвижимости, транспортных средствах и суммарной стоимости ценных бумаг. А сведения об иных доходах чиновника и любая информация о доходах и имуществе членов его семьи объявлены конфиденциальной информацией и их обнародование, согласно указу Лужкова, преследуется по закону.
К числу таких сведений, само обнародование которых московский мэр объявил преступлением, относится даже информация о счетах чиновника в банках и других финансовых организациях. А что уж говорить о таких широко распространённых услугах, которые предлагает даже Сбербанк, как трастовое управление акциями и ценными бумагами не от имени их владельца и тому подобные махинации!
Как видим, указ столичного градоначальника не только противоречит ратифицированным международным обязательствам России по предотвращению коррупции, но и прямо противоположен им по смыслу. Он направлен на полномасштабную защиту той колоссальной машины коррупции, которая создана как в России в целом, так и в Москве в частности.
Почему появился такой указ ? догадаться несложно. Мало найдётся людей, незнакомых с фамилией Батурина. Ведь самая богатая женщина планеты по совместительству является женой мэра Москвы. И все, кто интересуется, прекрасно знают, какими путями ?заработаны? её миллиарды.
Со времён Грибоедова стало притчей во языцех, что наш чиновник считает своим долгом ?порадеть родному человечку?. Да и теперь никого не удивляет, что у чиновника, который ?рулит? расходами бюджета по строительству, все родственники ? исключительно успешные бизнесмены в области строительства. У чиновника, управляющего бюджетом городского хозяйства, родственники-бизнесмены достигли больших успехов в дорожном строительстве и т. д.
Коррупция в высших органах государственной власти губительна для любой страны. Россия здесь не исключение. Существующие у нас законы карают, да и то изредка, лишь мелких взяточников. А вот крупный госчиновник может безнаказанно передавать миллиарды бюджетных рублей и лучшие участки земли фирмам своих родственников и друзей, а то и своим собственным фирмам, имеющим ?липовых? владельцев. Не секрет, что в конкурсах и аукционах на бюджетные заказы и подряды обычно участвуют подставные фирмы.
Уже на самом высоком уровне признаётся (цитирую С. Миронова): ?Вседозволенность и попустительство привели к тому, что объем теневых денег почти сравнялся с бюджетом страны?. И совсем не случайно, что в федеральном и региональных бюджетах ?нет денег? даже на самые насущные социальные расходы. Зато ничто не мешает этим деньгам перетекать в карманы коррупционеров для кутежей в куршевелях, покупок дворцов и яхт за рубежом. Если глава государства последует примеру ?старшего товарища?, то коррупция в России будет просто обречена на процветание!
Источник: общественно-политическая газета «Правда»