14 февраля Секретарь ЦК КПРФ Павел Дорохин, Секретарь Свердловского ОК КПРФ Вячеслав Вегнер и ветеран УЗТМ Константин Кудря встретились с Первым Вице-Президентом ОАО "Газпромбанк" (собственник ОАО «УЗТМ») Яном Центером, вице-премьером облправительства Александром Петровым и гендиректором УЗТМ Александром Шараповым.
Первая фаза
В начале февраля созданный коммунистами и ветеранами УЗТМ Комитет по защите Уралмаша от уничтожения и распродажи направил письма с адрес Президента и Председателя Государственной думы с требованием «остановить идущую ликвидацию завода заводов».
Ранее, еще весной 2013 года, по поводу ситуации с Уралмашем Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин в письме к Президенту писал, что «Ситуация на ОАО «УЗТМ» может привести к утрате ключевого предприятия отрасли тяжелого машиностроения, государственных мобилизационных мощностей и, как следствие, к социальной напряженности в городе Екатеринбурге».
Опасения протестующей общественности по поводу уничтожения Уралмаша подтвердил в прошлом году и главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин, представивший градостроительный план аж до 2035-го года, где солидная часть территории, на которой в данный момент находятся производственный цеха уральского гиганта заняты жилой застройкой.
В виду всего этого, под идущий который год аккомпанемент правительственного официоза об индустриальном подъеме и оборонном возрождении, общественность города Екатеринбурга, особенно ветераны промышленных предприятий с поддержкой КПРФ занялись организацией протестных действий, апеллируя к правительственным чиновникам, взявшими на себе во время выборов тему защиты рабочего класса, и к самим рабочим.
Напомним, что тему спасения и подъема Уралмаша возбудили во время выборов сами чиновники, противопоставив идущим по стране протестам с демократическими требованиями, лозунги промышленного возрождения. Все екатеринбуржцы могут вспомнить предвыборные агитки так и не ставшего кандидатом Александра Высокинского, который пиарился на теме спасения Уралмаша, а также лозунги «рабочего вождя» Игоря Холманских. После выборов чиновники «забыли» про Уралмаш. Однако левая оппозиция запомнила и взялась напоминать об этом самим чиновникам через свои акции и прессу.
Несмотря на ироничное отношение аффилированных СМИ по поводу мероприятий ветеранов и коммунистов, проведших несколько митингов у проходной УЗТМ, представители власти и менеджмента отреагировали и решились на публичную встречу.
Вторая фаза
14 февраля Секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы, зампред Комитета по промышленности, один из разработчиков законопроекта, призванного вернуть в политику индустриальное индикативное планирование Павел Дорохин, руководитель Комитета по спасению Уралмаша, Секретарь Свердловского ОК КПРФ, депутат екатеринбургской городской думы Вячеслав Вегнер и ветеран УЗТМ, автор письменных обращений Президенту Константин Кудря встретились с Первым Вице-Президентом ОАО "Газпромбанк" (собственник ОАО «УЗТМ») Яном Центером, вице-премьером облправительства Александром Петровым и гендиректором УЗТМ Александром Шараповым.
Как пояснил перед встречей Вячеслав Вегнер: «Фаза уличных протестов прошла, сейчас мы вступаем в фазу конструктивного диалога».
Павел Дорохин выступил с презентацией закона о промышленной политике, первое чтение которого запланировано на июль, разработанного промышленным Комитетом Госдумы совместно с фракцией КПРФ, предусматривающий возвращение планирования в сферу экономической политики. В свою очередь, вице-премьер Александр Петров подчеркнул, что как только данный закон будет принят, а он получил личную поддержку Владимира Путина, то облправительство начнет разрабатывать соответствующий областной закон и при этом, естественно, что понадобиться помощь непосредственного автора законопроекта. Павел Дорохин пообещал, что поддержка по этому вопросу со стороны левой оппозиции будет обеспечена. Несмотря на то, что КПРФ является принципиальным оппонентом правящей партии и проводимой политики, в вопросе промышленного планирования и в возрождении отечественного производства и в целом оборонно-промышленного комплекса, в лице КПРФ промышленное лобби в государстве и бизнесе найдет только поддержку.
Ян Центер от лица компании «Газпромбанк» отметил, что фирма очень заинтересована в появлении данного закона, так как чем больше будет реальных проектов, требующих инвестиционного участия, тем лучше. Что касается Уралмаша, то представитель «Газпромбанка» разъяснил, что общественность запутали. «Завод заводов» Уралмаш и то, акционерами чего стала фирма – разные вещи.
«Мы сейчас говорим про разные вещи. То, что мы сегодня называем Уралмашзаводом – это только часть той площадки, которая была раньше – пояснил Центер, - Когда-то господин Каха Бендукидзе просто распродал Уралмашзавод. Половина цехов была продана компании «Интегра». Четыре года назад «Газпромбанк» выкупил обратно фактически разрушенные мощности. На сегодняшний день это предприятие называется УрБО - «Уралмаш – буровое оборудование». Все стояло и все было разграблено. И мы с нуля фактически восстановили производство буровых. Мы произвели рекорд – за 20 лет столько буровых не выпускалось, сколько мы выпустили за четыре этих года. И на сегодня производство у нас загружено на 100%. Мало того, мы вынуждены были докупить предприятий. Мы купили завод в Тюмени и Самаре. В восстановление цехов и в закупку нового оборудования мы вложили 10 млрд».
Нет рынка – нет производства
Что касается металлургического производства, то, как пояснили представители Уралмаша, это уже второе предприятие УЗТМ и топ-менеджеры не скрывали, что металлургия находится в плачевном состоянии. Вина в этом случае лежит на бывших собственниках и управленцах, а также свою весомую роль сыграл кризис. Гендиректор УЗТМ Шарапов отметил, что производство ориентируется на нефтегазовый сектор, в основном на гидравлику. Таким образом, спасение Уралмаша зависит от интереса в этом спасении нефтегазовых королей, сегодня являющихся правящим в стране лобби. Сырьевому придатку, в который после 1991 года мы превращаемся благодаря действиям либерал-рыночников как видно, также требуется производство комплектующего оборудования.
«Мы стремимся к тому, чтобы нефтегазовое оборудование по всей стране основывалось на оборудовании нашего предприятия – отметил Шарапов, - однако мы разрабатываем еще и программу тяжелого машиностроения. И нам важна ваша помощь, как представителя промышленного комитета Госдумы, чтобы наша программа попала в целевой федеральный план».
«Мы вошли в мировой спад металлургического производства, - продолжил Ян Центер, - а в тот период, когда нужно было встраиваться в мировую технологическую цепочку обновлений, мы еще не владели предприятием. Прошлая команда менеджеров просто упустила момент. Спад продолжается. Но мы все делаем, чтобы хоть как-то держать производство на плаву. Мы с 2006-го года вложили 20 млрд. рублей, закупили металлообрабатывающие станки. Реконструировали часть цехов. Мы увеличиваем контрактную базу. Но это все сложно, ведь за 10 лет все это было упущено!»
Несмотря на то, что Россия вступила в ВТО, топ-менеджеры «Газпромабанка» замечают, что нас все равно нигде с распростертыми объятиями не ждут. Рынки придется завоевывать. Иначе незачем будет что-то производить.
«При всей потребности России в модернизации производства, средств для инвестиций нет, – продолжил гендиректор УЗТМ Александр Шарапов, - Мы вынуждены не продавать производство, а сдавать его в аренду. Банк кредитует производство, а у самого завода средств нет, он получает с аренды».
Получается интересная картина - собственник завода – «Газпромабанк», он же кредитор производства, на которое у завода денег нет, поэтому завод, т.е. сам «Газпромбанк» сдает в аренду производственные цеха.
Сокращений не будет, пообещали топ-менеждеры
«В 2014 будет оптимизация численности. В группе ОМЗ создано ремонтное подразделение, филиал которого начнет действовать с 1 апреля в Екатеринбурге. Это будет отдельный бизнес, в который перейдет 350 человек персонала УЗТМ. Кроме того, мы выведем из состава предприятия 600 офисных работников – из 19 директоратов останется 9. При этом мы продолжаем набирать рабочих – у нас не хватает слесарей и сварщиков», – отметил Александр Шарапов.
«В прошлом году, на 80-летие Уралмаша, мы дарили квартиры рабочим – сообщил Ян Центнер, - много ли вы знаете таких предприятий? Мы купили на более чем 100 млн. рублей квартир и раздали их работягам. Не управленцам, а именно рабочим».
Представители компартии об этом представления не имели, как не было это известно и общественности, так как почему-то подобная информация не дошла до простого человека через те же официозные газеты, контроль за которыми держат те, кто пиарился в свое время на рабочей повестке. Либо собственники УЗТМ слишком скромны, что, конечно же, делает им честь, либо простой подсчет сегодняшних рыночных цен на недвижимость приведет к утверждению, что, либо 25 рабочих получили трехкомнатные квартиры, либо 50 рабочих – однокомнатные, либо 30 рабочих двухкомнатные, что все вместе, по сравнению с 4000 работников УЗТМ несколько маловато для большого пиара.
Также топ-менеджеры отметили, что за все время своего руководства предприятием, только 6 млрд. рублей было выплачено зарплатами работникам. Таким образом мы видим, что собственник предприятия практически гордится тем, что вообще выплачивал рабочим плату за работу. 6 млрд. рублей за 4 года, на 4000 человек, это, если чисто предположить, что платили поровну – в целом 31 000 рублей в месяц. С учетом рабочей иерархии сразу станет понятно, что это всего лишь средняя цена. Таким образом, общество доведено уже до того, что выплата сотруднику предприятия зарплаты уже ставится в заслугу работодателю. «Цивилизационный» рынок налицо. Неудивительно, что и в заслугу президента ставиться способность выплачивать пенсию.
«6 млрд. рублей – это деньги не в производство, не в восстановление – это деньги рабочим» – подчеркнул Центер.
Промышленно-инвестиционная элита у нас давно уже не понимает, что вклад денег в рабочую силу, это и есть вклад в производство. Потому и считается, что рабочему они платят не за производственную деятельность, а выступают как благотворители.
Любые потуги в этом направлении будут поддержаны
«Павел Сергеевич рассказал сегодня о той деятельности, которую проводят на законотворческом уровне заинтересованные в промышленном возрождении страны круги, - подытожил Вячеслав Вегнер, - мы готовы проводить совместную линию, готовы через законодательные и представительные органы власти при всей нашей критике поддерживать любое, подчеркиваю, любое действие по сохранению и восстановлению промышленного производства. Вы должны понимать, что когда власть сегодня говорит, что будет что-то делать, никто ей не поверит и это ее вина. Мы готовы доносить до людей, до своих сторонников конструктив. Работающее предприятие – это прежде всего – основа нашей экономики, это бюджетный доход».
«Я буду лоббистом Уралмашзавода, на его примере можно показать, как нужно строить современное производство. Мы не знали о вкладе «Газпромбанка» в Уралмаш, – заявил по итогам встречи депутат Госдумы Павел Дорохин.
На больной вопрос по поводу предстоящих сокращений рабочих УЗТМ, руководство завода и областное правительство обещают сохранить на своих местах весь рабочий коллектив. Исключение составят 350 человек, которые будут переведены в новую структуру в рамках группы ОМЗ, а также 600 человек административно-управленческого состава.
По поводу же фешенебельной застройки, топ-менеджеры заявили, что никаким архитекторам это не удастся, так как на данный момент территория Уралмаша представляет из себя лоскутное одеяло, на которой хозяйничают 20 собственников. «Газпромбанк» - только один их них.
КПРФ продолжит следить за действиями госменеджеров и правительства в отношении завода заводов.
В левых кругах уже не раз подмечалось, что в господствующем классе явно начинается борьба между финансово-спекулятивным лобби, которое стремится разбазарить индустриальное состояние страны, и промышленной буржуазной бюрократией – основу влияния которой составляет непосредственное производство. В условиях деиндустриализации, когда вместе с промышленной базой нивелируется и сам рабочий класс, коммунисты, являющиеся выразителями интересов рабочего класса, являются также и выразителями движения в целом, а в данном случае – выразителями интересов промышленного подъема, поэтому поддержка подобных шагов промышленного лобби полностью в интересах как рабочего класса России, так и прогрессивного движения в целом.