Стоит сразу предупредить: не ищите тут никаких грязных намёков. Хотя правительство РФ и торгует, но совсем не тем, что имеют в виду знатоки мира «ночных бабочек». Регулярно, год за годом, оно пускает с молотка самые лакомые куски госсобственности, надеясь в ближайшие десятилетия довести дело всеобщей приватизации до победного конца. Однако в нашем случае речь идёт о занятии безобидном. На постсоветском новоязе панель — это площадка для дискуссий, где в отличие от «круглых столов» в качестве докладчиков чаще всего выступают эксперты. Удел остальных — задавать избранным ораторам вопросы. Несмотря на столь жёсткий регламент, и здесь случаются истории, удивляющие публику. Достаточно вспомнить эмоциональную реакцию премьер-министра Дмитрия Медведева на оценку экономической ситуации в России зарубежными участниками последнего Гайдаровского форума, проходившего в Москве 15—18 января.
В кого метил Примаков
За день до его открытия состоялось заседание «Меркурий-клуба», на котором с традиционным новогодним докладом выступил патриарх отечественной политики академик РАН Евгений Примаков. Уже в первую минуту его речи стало ясно, куда зовёт он наше общество в нынешние нелёгкие для российской экономики времена. «Все на борьбу с неолибералами!» — так звучали бы слова Примакова, если бы их можно было переложить на язык лозунгов. Но ограничимся нейтральной цитатой: «…без противодействия неолиберальной политике возникает угроза серьёзных негативных последствий для России».
Скоро стало ясно, в кого метит оратор. Явно в правительство Медведева, где редко кто открыто высказывает мнение, не совпадающее с мнением неолибералов. Многие же, считает Примаков, предпочитают признавать ухудшающуюся обстановку, но и только.
Говоря о платформе российских неолибералов, он особо подчеркнул, что «основная её составляющая — это уход государства из экономики». Отсюда проистекает и остальное: курс на новую масштабную приватизацию важнейших для страны госпредприятий, распространение частнособственнической инициативы вширь — на здравоохранение, образовательные учреждения, науку.
Евгений Максимович подробно остановился на проблеме, на обсуждение которой в коридорах власти наложено табу. «Ещё один принцип неолиберализма в том, — отметил он, — что свободная игра экономических сил, а не государственное планирование обеспечивает социальную справедливость. Однако этот вывод не выдержал столкновения с действительностью и в капиталистических странах, где, в частности, государство ввело прогрессивную шкалу налогообложения, способствующую перераспределению доходов в пользу малоимущих. Что касается России, то без государственного индикативного планирования экономического роста (конечно, не директивного) вообще невозможно преодолеть отставание в жизненном уровне населения от развитых западных стран».
Имеет место и огромное неравенство в доходах. Да и как может быть иначе в государстве, где 110 долларовых миллиардеров контролируют 30% всех активов. Академик РАН напомнил о выводе зарубежных экспертов, изучавших социально-экономическую ситуацию в нашей стране: «Во время переходного периода были надежды на то, что Россия будет преобразована в высокодоходную экономику с высококвалифицированными работниками и сильными программами социальной защиты, унаследованными от советских времён. На практике получилась почти пародия».
Да, позиция Примакова, изложенная им в новогоднем докладе на заседании «Меркурий-клуба», в какой-то степени совпадает с позицией КПРФ. Но, отдавая должное многоопытному политику, который после катастрофического дефолта 1998 года возглавил левоцентристское правительство, сумевшее за девять месяцев восстановить рухнувшую экономику и добиться значительного роста промышленного производства, всё-таки нельзя не принимать в расчёт и другое. Он остаётся человеком той постсоветской социально-политической системы, за демонтаж которой как раз и борются коммунисты. Видимо, отсюда и противоречия при оценке им властных элит, вера в то, что Путин и его окружение не допустят, чтобы неолибералы «восторжествовали в экономике». А ведь против них действует куда более грозная сила — организованное КПРФ мощное протестное движение за отставку правительства Медведева, объединившее сотни тысяч человек.
Но всё сказанное отнюдь не умаляет огромного общественного значения примаковского доклада. Для одних он — знак надежды, для других — суровое предостережение.
Неувязочка вышла
Как и следовало ожидать, на Гайдаровском форуме, на панелях которого вместе с Медведевым работали вице-премьеры, министры и другие высокопоставленные чиновники, постарались не вспоминать о сенсационном докладе Примакова. Во время пленарной дискуссии «Контуры посткризисного мира» председатель правительства, повторив вслед за профессором Владимиром Мау, что в периоды кризиса формируются новые возможности для экономического роста, решил поразить публику парадоксальностью своих суждений: «В этом смысле можно согласиться с тем, что мир переживает очередной этап созидательного разрушения, описанного ещё Йозефом Шумпетером феномена, который создаёт предпосылки для последующего развития». Радуйтесь, граждане, кризис, оказывается, благо для вас!
Правда, с «феноменом» неувязочка вышла. Доводившие до ума медведевский текст консультанты, кичащиеся заграничными дипломами магистров, должны были бы поаккуратнее обращаться с научным наследием австрийского и американского экономиста и социолога Шумпетера. Если бы они заглянули в его книгу «Капитализм, социализм и демократия» или хотя бы прочитали что-нибудь серьёзное о ней, то обнаружили бы неприятный для их шефа прогноз учёного: саморазрушение капитализма — неизбежный процесс, который в конечном счёте завершится формированием социалистического общества.
Впрочем, Медведев любит цитировать не только зарубежных авторов, но и самого себя. Он напомнил своим слушателям: «Не так давно, это было в прошлом году на нашем Сочинском форуме в сентябре, я сказал, что время простых решений прошло. Это действительно так. Перед нами всеми стоит серьёзный интеллектуальный вызов…» Как же отвечает на него Россия, связанная по рукам и ногам неолибералами?
Несмотря на угрожающий спад промышленного производства в стране, глава правительства не видит особых поводов для тревоги. Мол, экономика всё же как-то растёт, бюджет сбалансирован, государственный долг и безработица невелики, инфляция под контролем.
У России «лучший кризис»
После выступлений генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития Анхеля Гурриа, экс-президента Чехии Вацлава Клауса, бывшего премьер-министра Италии Марио Монти и других широко известных на Западе экспертов Дмитрий Анатольевич просто сиял. Ведь никто из них не сказал ничего худого о нынешней социально-экономической ситуации в России. Более того, некоторые зарубежные гости оценили её как вполне устойчивую на фоне глобального кризиса.
Но в похвалах нашей стране всех превзошёл американский специалист по «шоковой терапии» Джеффри Сакс, который с осени 1991 года по январь 1994-го руководил группой экономических советников Ельцина. Он посчитал, что у нас ситуация по сравнению со многими другими государствами «выглядит безоблачно».
Куда больших успехов достигнет Россия, развивая отрасли, пострадавшие, как выразился «шокотерапевт», во время переходного периода якобы из-за того, что они «не были встроены во всемирную технологическую систему». Хотя причина разрушения наших наукоёмких производств была, по данным отечественных специалистов, совершенно иная: западные компании не хотели иметь на постсоветском пространстве лишних конкурентов. Убирались они чужими руками. Разрушителей, готовых выполнить любой зарубежный заказ, Сакс за два с лишним года пребывания у Ельцина под крылом воспитал достаточно. Кое-то из них и сегодня при чинах и должностях.
Сразу после выступления Джеффри Сакса российский премьер-министр поспешил поделиться с собравшимися обуревавшими его чувствами: «Когда я на подобные мероприятия прихожу, всегда прихожу в пессимистическом настроении, потому что всё плохо (в последние годы, во всяком случае), кругом рецессия, зона евро хандрит, развивающиеся экономики не растут так, как должны расти. У России вообще полно всяких разных внутренних проблем, структура экономики плохая, и правительство ничего не делает. А в конце, по завершении дискуссии, проникаешься оптимизмом. Даже кризис, как сказал мой коллега господин Гурриа, в России лучший. Одно это достойно того, чтобы внести в лозунг сегодняшней нашей встречи, нашего форума. Поэтому большое спасибо за то, что вы подзаряжаете правительство Российской Федерации оптимизмом. Проблемы остаются, но уже точно после таких разговоров мы их знаем лучше и не боимся совсем».
Теперь и представить трудно, чего ожидать от вдохновлённого кабмина. Вдруг он решит повторить опыты Егора Гайдара и предложит народу острое «шоковое» блюдо?