Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

Дмитрий Шадрин о правительственном проекте областного бюджета на 2013 год

Фракция КПРФ с сожалением констатирует, что с каждым годом рассмотрение проекта областного бюджета в законодательном собрании всё больше напоминает формальный и, по сути, бессмысленный ритуал.

Во-первых, принимаемый бюджет впоследствии по нескольку раз в год корректируется.

Во-вторых, даже скорректированный бюджет в итоге не исполняется так, как должен исполняться закон.

В-третьих, бюджет уже многие годы не решает насущных экономических и социальных проблем, поскольку никак не связан с задачами возрождения промышленности, реального экономического роста, развития человеческого потенциала, защиты социально ущемлённых слоёв населения области.

Утверждаемые из года в год Законодательным Собранием, а точнее, фракциями «Единой России» и её сателлитов бюджеты решали единственную задачу: помогали капиталистическому российскому государству установить мировой рекорд по имущественному неравенству населения.

Действительно, с одной стороны, состояние некоторых господ, завладевших объектами промышленности, созданными поколениями жителей Урала, превышает общий объём доходов областного бюджета. С другой стороны, практически любой наш земляк, проживающий вне Екатеринбурга, обречён на ежегодное и лавинообразное отставание по уровню жизни от жителя областной столицы; к сожалению, предлагаемый бюджет это территориальное различие не просто консервирует, но даже искусственно наращивает.

В-четвёртых, внимательное прочтение законопроекта порождает большое количество принципиальных вопросов по его сути. Некоторые ответы сегодня вроде бы прозвучали, но они не устранили принципиальных сомнений во внутренней логике предложенного бюджета.

Губернатор Свердловской области Е.В.Куйвашев неоднократно говорил о том, что главная составляющая бюджетного процесса – это обеспечение доходной части. С таким подходом невозможно спорить, потому что без полученных доходов любые запланированные расходы превращаются в фикцию. Кстати, именно поэтому мне кажется, что кипевшие на протяжении почти всего 2012 года страсти по Программе управления государственным имуществом есть обычный отвлекающий маневр, поскольку цена вопроса – менее 3% и собственной доходной базы, и расходной части бюджета. Впрочем, может быть, это объективная оценка роли областного представительного органа в реальной жизни региона.

Итак, посмотрим на свод наших доходов. Кстати, за плановый период планируется их сокращение с 9,6% от ВРП до 8,7% от ВРП. Это говорит о том, что кабинет министров в принципе не надеется на поступательный экономический рост и обеспечение финансовой стабильности. Ведь любому здравомыслящему человеку ясно, что такая тенденция говорит о снижении эффективности региональной экономики в целом.

В качестве межбюджетных трансфертов область получает около 8,5 млрд. руб. или 5,5% общего объёма доходов (в 2012 г. – 10,3%). Вопрос – сколько налогов с территории области уходит в федеральный бюджет? Таким образом, мы перестаём быть регионом – реципиентом не только в реальности, но и в виртуальном мире капиталистических финансов. Но тем больше у нас оснований задавать федеральной власти один из главных вопросов современной политической жизни: до каких пор так называемые национальные республики будут выстраивать свои бюджеты за счёт русских регионов, в том числе опорного края державы?

Налог на прибыль организаций – треть нашей доходной базы.

Очевидна критическая значимость вопроса об увеличении собираемости данного налога для надлежащего исполнения бюджета. Об этом очень убедительно на протяжении долгого времени говорил Губернатор, но в последнее время тема ушла из общественной повестки дня и, судя по всему, не случайно.

Положенный в основу бюджета прогноз социально-экономического развития Свердловской области предполагает общую условную рентабельность по полному кругу организаций 10,57%. В 2011 г. этот показатель составлял 12,64%, по оценке 2012 года составит 11,4%. Всего-то убрали из расчётов 0,7%, а размер прибыли, с которого в бюджете рассчитывается поступающий налог, уменьшился почти на 14 млрд. руб.

Учитывая, что налог планируется собрать в размере 31,2% от сальдированной прибыли по полному кругу организаций (Вопрос: субъектовая ставка – 18%), получается, что Минфин на всякий случай припрятал 4 млрд. руб., что позволяет чиновникам не особо досаждать могущественным олигархам нудными вопросами о схемах сокрытия прибыли.

Налог на доходы физических лиц – ещё 30% доходной части предлагаемого к утверждению бюджета.

В 2013 г. в соответствии с прогнозом Правительства области фонд заработной платы должен составить 553,2 млрд. руб. При этом НДФЛ в бюджете заложен в размере почти 46 млрд. руб. Но элементарные арифметические действия приводят к неоспоримым выводам: либо Минфин полагает, что ставка НДФЛ составляет 10,4% (это вряд ли), либо чиновники заложили собираемость данного налога на уровне 80% (на самом деле ещё меньше, потому что в бюджете заложен и тот налог, который по ставке 9% платят олигархи и их челядь с многочисленных дивидендов). Но ведь нам на протяжении многих лет говорят о том, что плоская шкала НДФЛ обеспечивает, помимо прочего, замечательное администрирование этого налога. Но ведь мы знаем, что даже в тех случаях, когда работники не получают заработную плату, налог на неё зачастую уже насчитан и уплачен. Итак, и здесь просматривается заложенный Минфином резерв в 3-5 млрд. руб.

Единственный конкретный источник дополнительных доходов, которыми можно пополнить государственную казну, правительство области традиционно видит в приватизации госсобственности. Но разговоры о том, что приватизация даст казне существенную прибавку – это чистой воды блеф, поскольку доходы от неё, как было сказано выше, представляют из себя ничтожные крохи, не покрывающие сколько-нибудь серьёзной части потребностей регионального бюджета. Ради ограниченного и разового дохода власть готова пустить с молотка важнейшие, даже стратегические для области, объекты, которые как раз и могли бы приносить казне постоянную и внушительную прибыль.

Тогда зачем это делается? Наиболее примитивное объяснение: про необходимость избавления государства от непрофильных активов говорил Президент России. Если я не ошибаюсь, действительно говорил, но только предыдущий Президент. И, судя по действиям государственной «Роснефти», приобретшей частный актив в виде ТНК-BP, данное высказывание, не закреплённое ни в одном нормативном акте, не особо принимается во внимание.

Следующий аргумент: частный собственник эффективнее государства. Не доказано! Квазинаучные работы на эту тему Ясина, Кузьминова и Мау подвергаются обоснованной методологической критике (как можно проводить сравнительные исследования современной мировой экономики, исключая из них Китай?). Подавляющее же большинство жителей Свердловской области, видя перед собой результаты действий «эффективных менеджеров» на «Уралмаше», «АМУРе», «БАЗе» и других заводах, делает прямо противоположные выводы. Конечно, если в качестве единственного критерия этой самой эффективности рассматривать скорость роста личных состояний мажоритарных собственников и топ-менеджеров предприятия, то дикий капиталистический способ хозяйствования вне конкуренции. Но если таковыми критериями считать рост качества жизни всех работников завода, а заодно и развитие близлежащих городов и районов, то ничто не может сравниться с неоспоримыми достижениями советской цивилизации.

Впрочем, есть в проекте и зона уверенного роста. Это штрафы, взыскиваемые с граждан за правонарушения в области дорожного движения. Почти 600 миллионов рублей должны принести в бюджет 2013 г. доблестные работники ГАИ. Все эти деньги будут изъяты из карманов жителей Свердловской области в соответствии с драконовскими законами, принятыми фракцией «Единой России» в Государственной Думе.

При рассмотрении федерального бюджета в Государственной Думе РФ Г.А.Зюганов назвал представленный проект бюджетом обнищания. К сожалению, коммунисты Свердловской области не видят и в проекте регионального бюджета основ для стратегического прорыва, опоры для улучшения качества жизни в области.

И ещё более удручает очередной, отражённый в проекте, результат движения региона по установленной партией власти колее – это снижение бюджетных расходов. В 2013 г. они планируются на уровне 10,5% от ВРП, в 2014 г. – 9,8% от ВРП, в 2015 г. – 9,2% от ВРП. Между прочим, если бы расходы бюджета в 2015 г. сохранились на уровне текущего года, то они были бы больше на 20 миллиардов рублей, которые вполне могли бы быть направлены на реальное, а не номинальное, повышение зарплаты бюджетников.

После всех громогласных заявлений о модернизации, о необходимости инновационных прорывов нам предлагают принять бюджет, в котором заложено устойчивое снижение расходов на национальную экономику. За плановый период они будут урезаны с 1,4% от ВРП до 1%. Но отказ от модернизации приближает наш промышленный, несырьевой регион к самой настоящей технологической катастрофе. Ведь даже по официальным данным Счётной палаты РФ, уже к концу 2011 г. износ основных фондов составлял в России 51,3%. А независимые эксперты называют другое число – 70%. При этом машин и оборудования производится на 47% меньше, чем в 1991 г.

Безусловную угрозу продовольственной безопасности региона несёт в себе и продолжающееся разрушение сельскохозяйственной отрасли. В проекте бюджета расходы на неё снижаются на 700 млн. руб. или на 19%. Уже в следующем году они составят лишь 1,77% от всех бюджетных расходов и 0,19% от ВРП. Можно ли такую политику назвать иначе, как откровенно дискриминационной?

С формальной точки зрения расходы на социальную политику занимают центральное место в предложенном проекте бюджета: в 2013 г. они должны составить 21,3% от расходной части. Но они уменьшаются по сравнению с текущим годом почти на 56 млн. руб. даже в номинальном выражении, а если принять во внимание хотя бы официальный прогноз инфляции в 7,5%, то получится, что реально расходы на социальную политику за один год снизятся почти на 9%. Значит, бюджетники по-прежнему будут нищать, несмотря на формальное увеличение суммы выплат, которыми их «одаривает» власть.

О какой социальной направленности бюджета можно всерьёз говорить при тотальном (почти на 1,5 млрд. руб.) снижении расходов на медицинскую сферу? В следующем году расходы на стационарную медицину будут снижены более чем на 25%, а если учитывать инфляцию, то реальное снижение составит 32-33%. Расходы на амбулаторную помощь больным в 2013 г. будут урезаны на 1,8 млрд. руб. или на 33%.

Хорошо хотя бы то, что в номинальном выражении сохранены расходы на образование, но это не меняет сути дела. Регион в социальной сфере уверенно движется по ультралиберальному пути: устраняется от поддержки медицины и образования, отдаёт их на откуп частному сектору, превращает жизненную необходимость в привилегию для богатых. Как это согласуется с неоднократно упоминавшимися указами Президента РФ, в которых содержатся обещания сохранить социальные гарантии для граждан, с уверениями, будто это является для власти основным приоритетом в её деятельности? Приведу две цитаты. Обе относятся к федеральному бюджету, но вполне могут быть распространены и на наш. «В приоритете всегда должны стоять социальные траты»; «…бюджет предполагает недостаточно ресурсов на образование, здравоохранение и инфраструктуру…». Думаете, это слова Г.А.Зюганова? Ошибаетесь, первая цитата принадлежит Касьянову, вторая – Кудрину. Удивительно, но либералам почему-то необходимо быть выброшенными из властной вертикали, чтобы хоть о чём-то задуматься.

Проект бюджета доказывает пренебрежительное отношение правительства ко всем, кроме богачей, социальным и возрастным группам. В том числе и к молодёжи. Финансирование, предусмотренное по статье «Молодёжная политика и оздоровление детей», и в этом году составляет лишь 1 109 684 700 руб. Это жалкие 0,7% от общей суммы расходов бюджета! Но в 2013 г. финансирование по этой статье сократится на 38 млн. руб., в 2014 г. – ещё на 14 млн. руб., в 2015 г. – ещё почти на 50 млн. руб. Куда, по мнению областной власти, денется русская молодёжь – на кладбище или в учреждения ГУФСИНа?

Из всех разделов бюджета наиболее «успешно» растут расходы на обслуживание государственного долга Свердловской области. С 2012 по 2015 г. эти расходы вырастут почти в 4 раза и практически сравняются с общей суммой бюджетных затрат на культуру и спорт.

Двадцать с лишним лет назад среди западных экономистов имелись те, кто предполагал, что Россия будет развиваться как социальное государство, а не как деградирующая страна, планомерно скатывающаяся к стандартам «третьего мира». Но наша власть, начиная с Ельцина, и та человеконенавистническая социально-экономическая система, которую она выстроила, изначально не предполагали сценария прогрессивного развития страны. Они предполагали именно сценарий деградации.

Об этом говорила фракция КПРФ в Государственной Думе, отказываясь голосовать за предложенный проект федерального бюджета. Об этом говорят коммунисты Свердловской области, поскольку мы не видим хотя бы малейших попыток региональной власти вырваться за пределы навязанной сверху либеральной парадигмы. Мы считаем, что предъявляя парламенту и обществу такой проект бюджета, правительство области расписывается в том, что у него отсутствует сколько-нибудь внятная позитивная стратегия развития региона.

Для нас поддержка такого бюджета невозможна, как и поддержка проводимого социально-экономического курса в целом.

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: