Злободневные заметки писателя
Общественность России, судя по сообщениям СМИ, по-прежнему проявляет большой интерес к обнародованным сведениям о доходах руководителей и высших чиновников государства за 2008 год. Действительно, любопытно узнать, каковы их заработки в собственном изложении.
Что в декларациях
Дмитрий Медведев заработал 4 миллиона рублей с небольшим. Кроме того, на его счетах в банке числится около 3 миллионов рублей. Его супруга доходов не имела, но на сберкнижке у неё лежат 135 тысяч рублей. Семья Медведевых из трёх человек владеет квартирой площадью 367 квадратных метров. Владимир Путин тоже заработал чуть больше 4 миллионов рублей. Супруга Путина доходов не имела. Много это или мало ? заработок в 4 миллиона рублей? Не знаю. Я и сотой доли такой суммы никогда в жизни в руках не держал.
А вот данные о доходах министров. У большинства их доход колеблется в пределах 3,5?4,5 миллиона рублей, но есть и исключения. Как и в прошлые годы, особенно отличился министр природных ресурсов Юрий Трутнев, который заработал около 370 миллионов рублей. Говорят, сюда входит доход от бизнеса, которым Юрий Петрович занимался до прихода в правительство РФ. Насколько мне известно, ни в анналах индустриализации России, ни на ниве сельского хозяйства этот гений эффективностью производства не отмечен. Но, видно, бизнес был неплохой и обеспечил своего владельца на многие годы. У других членов правительства и помощников президента неплохо зарабатывали жёны. Так, у первого вице-премьера Игоря Шувалова, получившего около 5 миллионов рублей, жена имела доход в 365 миллионов. Тут уж вообще остаётся лишь теряться в догадках. Помощник президента Аркадий Дворкович заработал 3 миллиона рублей, а его супруга ? 27 миллионов. Где? Откуда?
Неплохо показала себя и Елена Скрынник, недавно назначенная министром сельского хозяйства. Она на прежней должности заработала почти 11 миллионов рублей. Но всё-таки отстала от своего супруга, у которого доход был ровно вдвое больше. Не каждый колхоз или даже завод с сотней-другой работников имеет такой фонд заработной платы, как у этой образцово-показательной семьи.
У большинства губернаторов продекларированный доход был примерно такой же, как у министров, или чуть поменьше. Так, доход Валентины Матвиенко, о котором она сама заявила, вроде бы не дотянул до двух миллионов. Зато калининградский губернатор Георгий Боос заработал более 120 миллионов. Впрочем, из них заработок по службе составил гораздо меньшую часть. Боос тоже в прошлом был успешным предпринимателем, и основной доход его ? это проценты по вкладам и то, что принесли ему доли участия в коммерческих организациях (видимо, ещё до перехода на государственную службу). Похожей картиной выделяются красноярский губернатор Александр Хлопонин и другие главы регионов, пришедшие во власть из ?бизнес-элиты?.
Все министры и губернаторы живут в неплохих условиях. Например, вице-премьер Сергей Иванов с супругой имеют общую квартиру площадью 257 квадратных метров и ещё по небольшой личной квартирке. Министр иностранных дел Сергей Лавров с супругой владеют квартирой в 247 метров, двумя земельными участками общей площадью 2560 квадратных метров и двумя жилыми домами суммарной площадью 800 квадратов. Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков и его супруга располагают квартирами в 432 и 121 метр, земельными участками в 3,5 гектара и дачей в 293 квадратных метра.
У руководителей госкорпораций доходы часто во много раз больше, чем у президента или премьера. Их месячные оклады подчас измеряются десятками тысяч долларов (или евро), а бывают и значительно выше. Кроме того, они не обижали себя и в части крупных премий (по нескольку миллионов рублей) по итогам года.
О главах частных корпораций и говорить не приходится, они могут положить себе любой оклад в пределах доходов компании. Оклады в миллион долларов в месяц там не редкость.
А что кроме них?
Официально учитываемые доходы российской правящей ?элиты? составляют лишь небольшую часть тех средств, какие она ?зарабатывает?. Дополнительные, не учитываемые в декларации доходы ?элитариев? можно разделить на две группы ? разрешённые и ?левые?.
Подсчитано, что же, кроме зарплаты, перепадает высоким чиновникам. Это служебный автомобиль, лечение (самого чиновника и членов его семьи) в привилегированных медицинских учреждениях за государственный счёт. Плюс ведомственные школы и детсады, оплачиваемый отпуск (с путёвкой в санаторий) и проезд к месту отдыха, квартирные льготы, служебная дача, ателье ?Президент-сервис?, дешёвая столовая, оплата мобильных телефонов в кармане и в машине, обязательное страхование здоровья и имущества ? всего не перечислить. Эти льготы по стоимости приближаются к годовому окладу.
Ну а ?левые доходы? на то и ?левые?, что постороннему их посчитать невозможно. Тут и ?откаты? от выделяемых бюджетных средств, и ?доля? от незаконных переделов собственности и пр. Но знающие люди вроде бизнесмена Константина Борового уверяют: левый доход федерального министра и его заместителей ? несколько миллионов долларов в год.
Одна Россия - две страны
А теперь взглянем на сведения о доходах чиновников и бизнесменов с другой стороны. Очевидно, что у пенсионера, получающего 2 тысячи рублей в месяц, и у министра, зарабатывающего по миллиону рублей в день, разный жизненный уровень и различные шансы благополучно пережить кризис. Бедный пенсионер не может даже представить себе ту сумму, которую за год получает беспечальный министр. Это даже не министр, а принц. Более того, не всякий принц может позволить себе то, что доступно Трутневу, Шуваловой или Абрамовичу. Министр, в свою очередь, не сможет, при всём желании, представить себе, как живёт этот пенсионер.
Вроде бы все мы обитаем в России, а по сути у нас в одном государстве ? две разные страны. И это противоречие углубляется! Ещё совсем недавно СМИ с тревогой отмечали: разрыв между самыми богатыми и бедными ? в 15 раз, что недопустимо в современном мире. Сейчас, признаёт министр Татьяна Голикова, он уже превышает 22 раза. В действительности ? ещё больше, а недавняя девальвация рубля с новой силой ударила по бедным. Ведь доллары ? у богатых, а рубли ? у бедных. Собственники долларов по сравнению с владельцами рублей от девальвации выиграли. Подсчитано, что от каждых 100 рублей прироста ВВП бедным достаются 5, а богатым ? 200 рублей.
Власть призывает граждан к единству, ставит задачи по развитию страны и нации в целом. Но о каком же единстве преуспевающего министра и бедного пенсионера (продовольственный паёк которого значительно меньше, чем норма питания немецкого военнопленного в 1941 году) может идти речь?
Может ли такая власть всерьёз решать ?проблему бедности?? Может, но своеобразно. Как выразился один министр, ?в прошлом году мы сократили число пенсионеров на 700 тысяч?. Как это понимать?
Опыт истории показывает, что итог такой ?борьбы с бедностью? всегда бывает один: богатые становятся богаче, а бедные ? беднее, при этом вымирание бедных идёт ускоренными темпами.
Источник: общественно-политическая газета «Правда»