Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

Новый проект Устава КПРФ: обзор и анализ предложенных изменений

Мнение председателя Свердловской областной Контрольно-Ревизионной Комиссии КПРФ Игоря Филиппова.

Одним из наиболее серьезных вопросов предстоящего XV съезда КПРФ является изменение Устава КПРФ. Проект нового Устава опубликован на центральном и региональных сайтах КПРФ. Каковы же основные изменения?

Сразу оговорюсь, изменения в Уставе не носят какого-то глобального характера. Скорректировано и уточнено большое количество статей, есть достаточно серьезные поправки, много формальных изменений. Структура Устава и его основное содержание сохранены.

По моему общему впечатлению, суть серьезных поправок состоит в усилении централизации власти, укреплении партийной вертикали во главе с Президиумом ЦК КПРФ. Сложно сказать, насколько оправданы эти дополнительные меры, потому что во многом они лишь фиксируют уже сложившийся порядок вещей. Большинство сложных вопросов фактически решал Президиум ЦК, а Центральный Комитет ни разу в последние годы не возражал против предлагаемых постановлений. Но вертикаль усиливается и на уровне региональных отделений – усиливается контроль за фракциями КПРФ в региональных и местных думах, нередко позволяющих себе оппонировать региональному руководству партии, продляются сроки полномочий.

Ходили слухи об изменении статуса ЦКРК КПРФ, превращения ее в Контрольную комиссию при ЦК КПРФ. В итоге действительно произошли некоторые изменения, снижающие статус ЦКРК, но, в целом, положение Комиссии как отдельного центрального органа партии, подотчетного Съезду, не поменялось.

Еще одним реально обсуждавшимся при подготовке проекта предложением было введение кандидатского стажа при приеме в КПРФ. В опубликованном проекте Устава о кандидатском стаже нет ни слова. Скорее всего разработчики проекта решили отклонить данное предложение. С одной стороны, понятно, что введение такого стажа резко затормозило бы рост рядов КПРФ, но с другой – частично предотвратило бы попадание в состав партии случайных, непроверенных людей. Мое личное мнение – такой стаж бы не помешал. Просто наращивание численности без улучшения организационной работы мало что дает, а иногда даже вредит. Сейчас сняты ограничения по численности партий, которые ранее сдерживали КПРФ при наведения порядка по исполнению членами партии своих обязанностей. Очевидно, что необходим качественный, а не просто формальный рост рядов. Было бы неплохо, если на Съезде кто-то поднял бы этот вопрос.

Теперь предлагаю вашему вниманию список значимых изменений в предложенном проекте Устава по его разделам. Подчеркну, что это не все изменения, а только их часть, наиболее значимая, на мой взгляд.

Преамбула

Фактических изменений в преамбуле два : придание официальных статусов уже давно используемому сокращению «КПРФ» и газете «Правда». Несомненно это важно, но по сути ничего не меняет.

Раздел I. Основные цели, задачи и принципы деятельности КПРФ, права и обязанности партии

В этом фундаментальном разделе Устава появилось не менее серьезное и важное добавление: первой из основных целей и задач КПРФ стала реализация положений Программы КПРФ (п. 1.1). Ранее в Уставе этого не было. Быть может кто-то подумает, что это лишь формальность, но это очень важная формальность, четко указывающая на то, что должна делать КПРФ – реализовывать свою Программу. Собственно ради этого мы и объединились. Устав организации как документ вторичен. Первичным документом является Программа. Но реализация Программы невозможна без исполнения Устава.

Раздел II. Членство в партии. Права и обязанности членов КПРФ

В данном разделе изменений достаточно много. Прокомментирую основные:

1) Убрана фраза о поддержке партии путем внесения некоего вступительного взноса (п. 2.3). Никто вступительные взносы в партии не платил, а члены платят лишь ежемесячные членские взносы и пожертвования. Поэтому эта фраза вызывала недоумение у молодых коммунистов. В остальном, права и обязанности членов КПРФ не изменились.

2) Убрано предложение о порядке восстановления или приема в партию граждан России, проживающих в других государствах (п. 2.6). С такими случаями я не сталкивался. Видимо, это означает фактический запрет на вступление в партию таких граждан, ведь в КПРФ вступают по месту проживания. Надеюсь, что это не приведет к проблемам среди коммунистов из российской диаспоры в странах СНГ, например.

3) Порядок восстановления членства в КПРФ гражданами Российской Федерации, состоявшими в рядах КПСС теперь определяется не ЦК КПРФ, а Президиумом ЦК КПРФ (п. 2.8). Хотел отметить, что я никогда не видел регламентирующих документов о порядке восстановления членства в КПРФ. Поэтому я не считаю, что в отсутствие такого порядка возможно восстановление в КПРФ бывших членов КПСС.

4) Внесены серьезные уточнения, касающиеся взысканий (п. 2.11):

Во-первых, в список взысканий добавлена мера - отстранение от руководящих полномочий и (или) исключения из состава выборного органа. Хотелось бы отметить, что решение об отстранении и исключении из состава выборного органа должен осуществлять тот орган, который имеет на это полномочия. В моем понимании, райком не может исключить из своего состава члена райкома, на это нужно решение либо конференции, либо вышестоящего органа.

Во-вторых, облегчен порядок исключения. Убраны дополнительные требования о том, что на исключаемого члена должно быть ранее наложено одно из взысканий, а также разъяснения о том, что такое неоднократное невыполнение обязанностей членом КПРФ. Сейчас процедура стала более легкой. Я считаю, что это одно из наиболее значительных изменений в Уставе.

Еще одна новация – убрана фраза об обязательном порядке уведомлении первички о наложении взыскания на члена партии, который состоит в этой организации. Я считаю, что убирать эту фразу не стоит. Бывают ситуации, когда первичка не в курсе о каких-то взысканиях, примененных к её члену. Этого допускать не следует.

Важное изменение по дате исключения из партии: если Устав будет принят, член КПРФ будет считаться исключенных со дня принятия решения об исключении, а не с момента рассмотрения апелляции вышестоящей КРК или Комитетом или истечения двухмесячного срока.

Также в проекте Устава появилось указание на то, что порядок и основания наложения взысканий определяются положением ЦК КПРФ или Президиума ЦК КПРФ. Насколько мне известно, такого положения сейчас нет. Сейчас порядок рассмотрения персональных дел прописан в Положении о Контрольно-ревизионных комиссиях региональных, местных и первичных отделений Коммунистической партии Российской Федерации, утвержденным Съездом КПРФ.

5) Как уже было отмечено выше, изменен порядок апеллирования по принятым решениям о взыскании и исключении (п. 2.12). Теперь при отмене решения вышестоящим органом исключенный член КПРФ восстанавливается в партии с сохранением партийного стажа. На мой взгляд, такой порядок более практичен и понятен. Ведь по идее члены партии имеют обязанности, а будут ли их выполнять те, кого партийные органы исключили? Ответ достаточно очевиден.

От себя добавлю еще один момент, касающийся апелляций. Несмотря на то, что в Уставе прописан срок апелляции – два месяца со дня принятия решения, мы в областной контрольной комиссии продлеваем данный срок, если решение было вынесено заочно и коммунист не был уведомлен ни о решении, ни о в некоторых случаях даже о возбуждении персонального дела. В этом случае нарушается порядок рассмотрения персональных дел, прописанный в Положении о Контрольно-ревизионных комиссиях региональных, местных и первичных отделений Коммунистической партии Российской Федерации.

6) Еще одно важное формальное изменение, добавленное в п. 2.14 – «прекращение … или приостановление членства в партии гражданина … влечет за собой прекращение его полномочий как члена выборных руководящих и центральных органов КПРФ и ее структурных подразделений». Конечно, интуитивно это было понятно и ранее. Но дополнительная ссылка на Устав может оказаться полезной.

7) Исключительно важной практической фразой был дополнен пункт 2.16. Приведу её целиком:

«Члены партии, избранные депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления и (или) входящие в составы фракций КПРФ соответствующих законодательных органов, обязаны руководствоваться в своей работе решениями партии и её руководящих органов и осуществлять свою депутатскую деятельность на основе Устава и Программы КПРФ».

Надеюсь, что этот пункт даст четкое понимание избранным депутатам, чем они должны руководствоваться в своей работе. На основании этого пункта, я считаю, что КПРФ следует воздержаться от выдвижения беспартийных граждан в депутаты различного уровня, ведь на них это положение распространяться не будет. Невыполнение данного пункта депутатами-коммунистами должно являться причиной для неотвратимых серьезных взысканий.

8) Предложен дополнительный пункт (2.17) прямо устанавливающий отношения со сторонниками партии. Отныне это уставной механизм – создание групп сторонников партии при первичных отделениях. Прописаны права сторонников КПРФ и возможности их привлечения к работе.

Раздел III. Структура, руководящие и контрольные органы КПРФ

В целом, в структуре партии изменений не планируется. Но в этом разделе (как и в последующих) подчеркнута ведущая роль Президиума ЦК и Бюро региональных и местных комитетов КПРФ. Это отражено в пунктах 3.6 и 3.7, где эти органы названы постоянно действующими руководящими органами в период между заседаниями комитетов. Честно сказать, не знаю, почему на этом было заострено внимание, так как в полномочиях Президиума и Бюро вроде бы никто не сомневался.

В эту же логику укладывается возможность утверждения Положений об особенностях функционирования городских и входящих в их состав районных отделений КПРФ, а также иных формирований партии Президиумом ЦК КПРФ (ранее это мог сделать только ЦК) (пункт 3.4).

Облегчены условия ротации при выборах партийных органов – по нынешнему Уставу необходимо менять как минимум 20% состава, в проекте таких количественных параметров нет. Вроде бы не очень принципиально, так как требование обновляемости все же сохранилось. С другой стороны, этот пункт сдерживал опасность некоторого застоя в руководящих органах. Поэтому я считаю неправильным убирать эту норму.

Целых три пункта предлагается из Устава исключить:

3.10. – О гласности в работе выборных органов партии. На мой взгляд, крайне важный и нужный пункт. Считаю, что исключать его не следует и предлагаю нашей делегации этот вопрос на Съезде поднять.

3.11. – О создании выборными партийными органами различных постоянных и временных органов. Без таких органов (например, предвыборных штабов) обойтись в любом случае нельзя. Поэтому исключение этого пункта я рассматриваю не как запрет, а просто как некоторую разгрузку Устава (ведь то, что не запрещено, разрешено).

3.12 – О молодежных секциях. Мне кажется, прямого запрета отмена этого пункта также не несет. Другое дело, что молодежная секция должна быть наполнена реальным содержанием, а не являться каким-то клубом. На мой взгляд, молодежи более разумно вступать в комсомол и работать в рамках этой организации.

Раздел IV. Первичные отделения КПРФ

Изменений в данном разделе немного:

Во-первых, хотелось бы обратить внимание на удаление следующей фразы «Ход заседаний Бюро [первичного отделения] оформляется протоколами.» (п. 4. 8.).

Аналогичные удаления произошли в п. 5.5 о протоколах конференции местного отделения, п. 5.9. (протоколы комитета местного отделения), п. 5.13 (протоколы Бюро комитета местного отделения), п. 6.5 (протоколы конференции регионального отделения), 6.8. (протоколы комитета регионального отделения), п. 6.12 (протоколы Бюро комитета регионального отделения), 7.4 (протоколы Съезда), 8.4 (протоколы заседаний ЦК КПРФ).

Упоминание о протоколах во всем Уставе остается только в п. 4.6. («Ход заседаний общего собрания [первичного отделения] оформляется протоколами.» ) и в п. 8.17. («Ход заседаний ЦКРК КПРФ оформляется протоколами.»)

Значит ли это что протоколы в остальных случаях не нужны? Нет, не значит. На сегодняшний день, действует Инструкция о порядке работы с документами в первичных, местных и региональных отделениях КПРФ, а также в Центральных органах партии, утвержденная Президиумом ЦК КПРФ. Там описаны случаи, когда ведение протоколов необходимо. Другое дело, что раньше, если следовать Уставу, протоколы были необходимы всегда, что противоречило действующей Инструкции. Теперь этот конфликт будет разрешен, что несомненно положительно.

Во-вторых, уточнен и даже упрощен порядок действий при отстранения секретаря первичного отделения вышестоящими партийными органами (п. 4.12).

В-третьих, убраны пункты 4.16 и 4.17. Пункт 4.16 предполагал возможность создания различных горизонтальных объединений между первичками (советы секретарей, партийные клубы, семинары и т. д.). Сейчас на это нужна будет санкция местного отделения, так как подобные инициативные объединения вынесены за рамки Устава. Пункт 4.17 указывал на возможность формирования групп беспартийных сторонников при первичках. После появления п. 2.17 он оказался излишним.

Раздел V. Местные отделения КПРФ

Самым значимым изменением, на мой взгляд, является возможность собирать комитет местного отделения раз в четыре месяца, а не раз в три месяца как сейчас (п. 5.9). При таких редких встречах комитет со всей очевидностью станет формальным органом, а центр принятия решений переместится в Бюро комитета, которое как и раньше должно собираться как минимум раз в месяц. К сожалению, так ситуация нередка и сейчас – встреча комитета раз в квартал не дает возможности качественно и подробно обсудить все накопившиеся вопросы, поэтому комитет во многом полагается на предлагаемое мнение Бюро комитета.

Так как вопрос о протоколах я уже осветил ранее, не буду повторяться.

Из остальных изменений можно отметить ряд дополнений в пункт 5.12, касающихся избирательных вопросов. Прописана процедура замещения депутатского мандата местной думы для избранных по списку КПРФ. Выбранную кандидатуру Бюро местного комитета согласует с Бюро обкома и после этого вносит свои предложения в местный избирком. Также Бюро комитета получает право отзывать кандидатов, выдвинутых КПРФ на местных выборах по прописанным в Уставе основаниям. Бюро комитета также получает право подтверждать членство в КПРФ (но такое же право есть у Бюро регионального комитета и у Президиума ЦК КПРФ).

Есть дополнения для тех местных отделений, которые имеют государственную регистрацию (п. 5.14). В Свердловской областной организации таких нет, поэтому останавливаться на них не имеет смысла.

Аналогично п. 4.12 (для первичного отделения) уточнен и упрощен порядок действий при отстранения секретаря местного отделения вышестоящими партийными органами (п. 5.16). Кроме того, добавлена возможность роспуска Бюро местного комитата вышестоящими органами (п. 5.18). Ранее областное и центральное руководство могло распустить только комитет, но не Бюро. Сейчас юридически возможны оба действия. Вероятнее всего подобные меры предприняты для большей управляемости местных отделений.

Раздел VI. Региональные отделения КПРФ

Самое значительное изменение произошедшее в этом разделе – это изменение срока полномочий комитета и КРК (п. 6.3), избираемых на отчетно-выборной конференции (п. 6.2). Предполагается, что конференция будет созываться один раз не в два, а в четыре года, и соответственно руководящие органы региональной организации будут избираться не на два, а на четыре года! Бюро комитета также может избираться на четыре года (п. 6.7)

Насколько это оправдано? Конечно, при общем увеличении сроков полномочий выборных органов государства такое увеличение кажется несущественным шагом. Четыре года – это не президентские шесть лет, и меньше, чем срок полномочий депутатов в виде пяти лет. Ведь сейчас областное партийное руководство ставится в заведомо невыгодное положение перед теми, кто получил депутатский мандат. Ему необходимо проходить через достаточно сложную и затратную систему внутрипартийных выборов. Кстати, возможно авторы Устава руководствовались именно принципами экономии партийного бюджета – отсюда предложения реже собирать пленумы, реже проводит конференции (тем более отчетные). Но я хочу подчеркнуть, что такими решениями мы подрываем внутрипартийную демократию. Напомню, что упрощены требования к ротации кадров, бюро комитетов получают большие права, зато требований к руководящим органам (например, в части информирования членов КПРФ) стало меньше. Мы видим, что в некоторых региональных отделениях конфликты доходят до такой степени, что требуется хирургическое вмешательство центральных органов, ситуация в других, прямо скажем, нездоровая. Я не уверен, что усиление централизации позволит снять конфликты. Геннадий Андреевич Зюганов в своей книге «Перед рассветом» в качестве одной из причин распада КПСС говорил о постоянном существовании т.н. «второй», антипатриотической группы в руководстве КПСС, причем на высоких постах. Отсутствие контроля со стороны рядовых, принципиальных коммунистов может привести к аналогичному эффекту и в отношении КПРФ. Поэтому, на мой взгляд, механическое увеличение сроков без появления новых инструментов контроля является шагом недостаточно продуманным. Советую нашей делегации обратить на это внимание.

Иные изменения:

• Отменены конкретные требования к численности региональных отделений при создании таковых (п. 6.1). Наше законодательство меняется часто, поэтому ссылка на соответствующий Федеральный закон, я думаю, вполне уместна.

• Исключение фраз о ведении протоколов (п. 6.5, 6.8, 6.12). Как я уже пояснял ранее, это ни в коем случае не означает отмену самих протоколов.

• Заседания Комитета смогут проводиться лишь раз в четыре месяца, а не в три, как сейчас (п. 6.8). Этот пункт аналогичен предложенному порядку для местных комитетов в п.5.9.

• У Бюро комитета регионального отделения появляется право роспуска Бюро местного комитета (п. 6.11)

• Бюро регионального комитета получает право выдвигать своих кандидатов в представительные органы муниципалитета, если в нем отсутствует местное отделения КПРФ (п. 6.11)

• Бюро регионального комитета получает право подтверждать членство в КПРФ (п. 6.11). Но такое же право есть бюро комитета местного отделения и Президиума ЦК КПРФ.

• Первый секретарь комитета должен утверждать штатное расписание местного (здесь возможно ошибка! видимо, должно быть регионального) отделения вместо простого определения размеров должностных окладов и надбавок к ним (п. 6.13). Я надеюсь, что этот пункт позволит наконец создать четкую систему кадров в нашем отделении, особенно если для каждой должности в штатном расписании прописать соответствующую должностную инструкцию.

• Упрощен порядок освобождения первого секретаря от должности по решению ЦК или Президиума ЦК КПРФ (п. 6.15).

• Упразднен пункт 6.20, гласящий о возможности создания Координационных советов для нескольких региональных отделений КПРФ. Я не слышал о таких советах, поэтому, видимо, подобная практика просто оказалась невостребованной.

Раздел VII. Съезд КПРФ

Здесь основных изменений два:

1) Съезд предлагается лишить полномочий по принятию Положения о Центральной Контрольно-ревизионной комиссии КПРФ, а также по внесению в него изменений и дополнений (п. 7.2.). Эти полномочия предлагается передать Центральному Комитету (см. п. 8.3).

Это по сути означает то, что сейчас ЦКРК будет зависеть от воли ЦК. Сложно строить догадки, для чего это делается. Очевидно, что ЦКРК ныне хотя бы формально равный ЦК партийный орган снижает свой статус. Возможно взяла верх точка зрения Е. К. Лигачева, который в своих статьях указывал на «двоецентрие» в КПРФ. Излишним центром он считал ЦКРК и предлагал «сосредоточить руководство партии в одном едином Центральном органе — Центральном комитете КПРФ».

Лично мое отношение к этому негативное. Я не разделял точку зрения Лигачева, так как считаю, что никакой проблемы с двумя центрами не было. На мой взгляд, критику могла вызывать конкретная политическая позиция руководства ЦКРК, например, введение в оборот термина «неотроцкизм» в постановлении ЦКРК 2007 года «Об опасности неотроцкистских проявлений в КПРФ». Бурная дискуссия вокруг этого термина не утихает и сейчас. Но несмотря на равный статус борьбы между двумя так называемыми «центрами» не было. ЦК КПРФ обычно соглашалась с ЦКРК. Споры между руководителями этих двух органов никогда не были публичными, и я думаю, что их просто не было. Идея создания ЦКРК состоит не в создании дополнительного центра, у нее фактически нет исполнительных полномочий, а в независимом информировании членов КПРФ о существующих угрозах для партии, причем невзирая на лица.

Контроль многим не нравится. Это вполне объяснимо. Но для успеха общего дела, для достижения наших программных целей контроль необходим.

2) Предлагается отменить правило о квалифицированном (2/3 голосов) большинстве при голосовании за Программу и Устав партии, реорганизацию и ликвидацию КПРФ и принимать эти решения простым большинством (п. 7.3). Честно сказать, мне не очень понятна логика этого предложения. Я считаю, что Программа и Устав должны быть максимально консервативны и не вызывать споров. Дополнительный барьер в виде квалифицированного большинства не повредит. К тому же практически все последние решения принимались единогласно или практически единогласно.

Раздел VIII. Центральные органы КПРФ

Изменения в структуре центральных органов КПРФ непосредственно касаются всех партийных организаций. Как уже было описано ранее, основным изменением стало передача полномочий по утверждению Положения о Центральной Контрольно-ревизионной комиссии КПРФ от съезда партии к ЦК КПРФ (п. 8.3.) Возможные причины этого предложения и мое к нему отношение я описал в предыдущем разделе.

Что еще принципиально нового содержит этот раздел проекта Устава?

• Центральный комитет КПРФ может распустить Бюро комитета местного отделения (п. 8.3). Надеюсь, что ЦК КПРФ не придется заниматься подобными вещами.

• Появляются обязательные для утверждения ЦК КПРФ новые потенциальные документы - порядок и основания наложения взысканий на членов КПРФ в соответствии с п. 2.11 Устава и Регламент работы Президиума и Секретариата ЦК КПРФ (п. 8.3). О наличии подобных документов ранее я не знал, и их появление будет хорошей помощью для заинтересованных членов партии.

• Кроме того, ЦК КПРФ может передать полномочия по утверждению различных положений, регламентов и иных документов Президиуму ЦК КПРФ (п. 8.3).

• Убрана норма о необходимости квалифицированного большинства при голосовании в ЦК КПРФ по отзыву кандидата в Президенты РФ и кандидатов в Госдуму (п. 8.4.)

• Президиум ЦК КПРФ получает право распускать не только Бюро комитета регионального отделения, но и Бюро комитета и комитет местного отделения партии (п. 8.7). Этот пункт можно рассматривать в рамках усиления централизации. Данными правами могут пользоваться региональные комитеты и, на мой взгляд, непрактично передавать их на уровень Президиума ЦК КПРФ.

• Кроме того, Президиум ЦК КПРФ сможет объявлять созыв внеочередной конференции или заседания комитета местного отделения КПРФ (п. 8.7.). Ситуация аналогична предыдущему изменению.

• Решение о передаче вакантного мандата депутата Госдумы теперь также будет прерогативой Президиума ЦК КПРФ (п. 8.7)

• Кандидатуру о передаче вакантного мандата депутата регионального законодательного собрания Бюро регионального комитета необходимо будет также согласовать с Президиумом ЦК КПРФ (п. 8. 7).

• Президиум ЦК КПРФ получает право отзыва кандидатов в депутаты Госдумы, выдвинутых Съездом по четко прописанным основаниям (п. 8.7, 8.7.1). Ранее в Уставе это было не прописано.

• Убрана фраза о возможности апелляции ЦК и ЦКРК к съезду КПРФ для разрешения разногласий (п. 8.14). Данная возможность в последнее время не использовалась по причине отсутствия каких-то серьезных разногласий между центральными органами. Предполагаю, что данное положение было убрано просто как избыточное.

• Порядок деятельности Контрольно-ревизионных комиссий регионального, местного и первичного отделений будет определяться Положением о Центральной Контрольно-ревизионной комиссии КПРФ, утверждаемым ЦК КПРФ (п. 8.19). Ранее ЦКРК КПРФ могла выпускать собственные положения, регулирующие работу нижестоящих комиссий. Это еще раз подчеркивает снижение статуса ЦКРК по сравнению с сущестующим положением.

Раздел IX. Взаимоотношения КПРФ с органами государственной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями и общественными объединениями

Изменений в данном разделе нет.

Раздел X. Денежные средства и иное имущество КПРФ

Несмотря на то, что некоторыми данный раздел воспринимается как технический, коммунисты как фактически профессиональные экономисты обязаны понимать материальные основы существования нашей организации. К сожалению, ряд вносимых предложений в данный раздел снижают прозрачность финансовой деятельности партии перед ее членами.

Я имею в виду предполагаемую отмену пункта 10.14, который обязывал комитеты и КРК информировать членов КПРФ о состоянии сметы КПРФ и её исполнении, а также аналогичные изменения в пункте 10.12. На мой взгляд, смету КПРФ ни в коем случае нельзя скрывать от рядовых коммунистов. Никаких секретных сведений в ней не содержится. Предлагаю обратить на данный пункт внимание нашей делегации.

Иные значимые изменения:

• В Устав внесено упоминание о Положении о порядке сбора, учета и расходования членских партийных взносов, полномочия по принятию которого имеет Президиум ЦК КПРФ (п. 10.8). Данное постановление уже действовало, оно лишь приобретает уставной статус.

• Предложено убрать подробный список видов деятельности, которые может осуществлять КПРФ, заменив его на фразу «вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации» (п. 10.9).

• Обращает на себя внимание возможно ошибочная формулировка первого предложения в п. 10.11. Несмотря на то, что смысл интуитивно понятен, но лингвистически предложение составлено неверно.

• Принятие Положения о финансово-хозяйственной деятельности в КПРФ, которое возможно существует (к сожалению, я его не видел) отнесено к полномочиям Президиума ЦК КПРФ (ранее – ЦК КПРФ) (п. 10.13).

Раздел XI. Порядок внесения изменений и дополнений в Программу и Устав КПРФ

Изменений в данном разделе нет.

Раздел XII. Порядок реорганизации и ликвидации КПРФ

Здесь произошло лишь формальное изменение – исключение п. 12.3, детализирующего необходимые действия после ликвидации партии. Я считаю, что сейчас об этом не стоит даже и думать.

Раздел XIII. Символика КПРФ

Изменений в данном разделе нет.

Я уверен, что в ходе XV съезда возможность повлиять на текст принимаемого Устава у делегатов съезда будет. Естественно совершенно нереально будет обсуждение каждой поправки в ходе пленарных заседаний. Но какие-то рабочие органы, которые должны будут обработать предложения делегатов, созданы будут обязательно. Надеюсь, моё мнение также будет учтено в ходе работы над проектом.

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: