КПРФ имеет выверенную программу по выводу страны из кризиса и готова работать со всеми здоровыми силами российского общества. Об этом заявил Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов в интервью телеканалу «Красная линия». Беседа состоялась на следующий день после встречи руководителей парламентских фракций с президентом РФ В.В. Путиным.
— Геннадий Андреевич, встреча президента с лидерами парламентских фракций прошла в том числе по вашей инициативе. Чем была вызвана её необходимость?
— С президентом мы виделись, когда возлагали цветы в День памяти и скорби, в день начала войны. Я сказал ему, что ситуация обостряется, кризис в стране усугубляется. Правительство начало разрабатывать новый бюджет, который обязан ответить на все эти вызовы.
И одновременно идёт уже выборная кампания. Путин в своём Послании прямо заявил, что надо провести выборы, которым бы доверяли граждане. Также он выступил в Государственной думе на церемонии завершения её работы и особо подчеркнул, что очень важно заниматься не «грязным» пиаром, а сопоставлением программ, команд, и это обеспечило бы полноценный диалог.
Поэтому я настоял на том, чтобы срочно провести встречу. Появились признаки, что правительством будет продолжен старый курс. И одновременно начались всевозможные «грязные» инсинуации в ходе выборной кампании.
Президенту надо отдать должное: встречу он собрал довольно быстро. Впервые за последнее время мы в течение нескольких часов обсуждали сложившуюся ситуацию. И президент выступил, и председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Я подробно охарактеризовал обстановку, высказал предложения, представил нашу программу вывода страны из кризиса.
Отдельно была затронута тема развития народных предприятий. Я пригласил всех присутствовавших посетить общероссийский Совет работников агропромышленного комплекса, который пройдёт 25—26 июля в Республике Марий Эл на базе совхоза «Звениговский». Напомню, что это — великолепное предприятие, которое стало одним из лучших не только у нас в стране, но и в Европе. На предстоящем форуме мы рассмотрим проблемы продовольственной безопасности и секреты эффективной работы народных предприятий даже в нынешних непростых условиях, поделимся своим опытом.
Далее я представил нашу программу «Образование для всех», стратегию работы с молодёжью, деятельность спортивного клуба КПРФ. В своё время президент поддержал выделение гранта нашему клубу. У нас сегодня около сотни команд, мы стали чемпионами среди молодёжи в российской суперлиге. Наши взрослые футболисты выиграли кубок Москвы по мини-футболу.
Так что разговор состоялся очень обстоятельный. И обмен мнениями, считаю, был исключительно полезен.
— На агрессивную политику НАТО Россия ответила своими контрпредложениями. В чём они заключаются? И обсуждались ли они в ходе встречи?
— Железный каток НАТО продолжает надвигаться на нашу страну. Государства и территории, которые мы освобождали от фашистов, подчинены военным интересам альянса. В Румынии создан позиционный район противоракетной обороны. Прошли крупные военные учения. Тридцать с лишним тысяч вояк тренировались у наших границ: американцы, англичане, немцы, прибалты и впервые финны и шведы.
Так что существует угроза агрессии, и это прямая опасность для России. Нам надо принимать экстренные меры. Шагов было сделано много, и мы их активно поддерживали. Теперь уже прошлый состав Думы принял соответствующие законы о безопасности, о поддержке оборонного заказа, о развитии наших производств и предприятий.
Обсудили эту тему во всех деталях, потому что нам нельзя отставать в научно-техническом прогрессе. Я подробно объяснил, что невозможно решать проблемы безопасности и выхода из кризиса без соответствующих вложений в новые супертехнологии, в научно-технический прогресс, в образование и науку. Ещё никому не удавалось провести модернизацию и обеспечить надёжную безопасность, не вкладывая минимум 7 процентов бюджета в науку и столько же — в образование. Я настаивал на том, чтобы новый бюджет максимально это учитывал.
То, что планирует выделять Медведев со своим правительством, в два-три раза меньше. Это подрывает безопасность государства. А натовцы признают только силу. Будем слабыми — и дальше будут душить, обкладывать со всех сторон.
Обсудили мы и другую большую опасность, связанную с поведением нацистов-бандеровцев на Украине под руководством американских цэрэушников. Представьте: если вдруг Украину втягивают в НАТО, а под Харьковом ставят ракеты, то до центра управления в Москве они будут лететь 4—5 минут. Вы оглянуться не успеете, как вам всё обесточат, вырубят и весь ваш арсенал окажется бесполезным. Сегодня, если взять мощные ударные силы тех же американцев, расположенные в районе Норвежского моря, подлётное время их ракет составляет 15—20 минут.
Эта тема остаётся ключевой, и мы должны всё сделать, чтобы страна была умной, сильной и безопасной. Мы пока держимся на огромном потенциале, который заложила великая советская эпоха. Всё, что вы видите на парадах, в небе, на земле, на 95 процентов — это изделия советской эпохи, чуть-чуть, может быть, модернизированные. Так что нам предстоит большой рывок на этом направлении.
Я внёс конкретное предложение. Полтора миллиона наших специалистов высшего класса работают за рубежом. Который раз привожу пример: из ста математиков, которые сделали Билла Гейтса главным богачом Америки, пятьдесят — русские. А ведь сегодня информационные войны и программирование — это важнейшие инструменты обеспечения безопасности и наступательных операций. Если вы этим владеете, вы можете парализовать все системы. И принципиально важно, чтобы наши специалисты оставались работать в России. Я предложил подготовить программы — и мы готовы участвовать в этом — для того, чтобы лучшие специалисты вернулись. К слову сказать, именно таким образом китайцы создавали свой ракетно-ядерный щит.
Хочу вам привести пример: когда американский эсминец «Дональд Кук» — один из самых современных их кораблей — вошёл в Чёрное море, наши самолёты на бреющем полёте дважды спикировали, и у «Кука» отказали все системы электронного обеспечения. Это произвело настолько шокирующее впечатление на американских офицеров, что по возвращении почти три десятка из них написали заявления на увольнение. Они прекрасно понимают: как только отключатся электронные системы, корабль превратится просто в железную мишень, и сидеть в этой мишени никому не хочется.
— Сегодня много говорят об угрозах, стоящих перед нашей страной. Соответствуют ли принимаемые руководством России решения этим угрозам и готово ли оно в своей политике использовать успешный опыт Советского Союза?
— Хочу напомнить, что в эти июльские дни исполняется ровно 25 лет, как я подготовил «Слово к народу». Под ним поставили подпись 12 талантливых и очень мужественных граждан СССР. Среди них два выдающихся писателя — Бондарев и Распутин, известные генералы — командующий Сухопутными войсками Варенников и первый заместитель министра внутренних дел Громов. Поставили подписи редакторы газет «Советская Россия» и «Завтра» Чикин и Проханов, выдающаяся певица Зыкина. Это было прямое обращение к гражданам, когда стало ясно, что Горбачёв со своей камарильей предаёт нашу страну, предаёт нашу безопасность.
Без опыта Советской страны невозможно решить ни одной проблемы. На встрече с президентом я привёл примеры, как СССР действовал накануне войны. Сталин ещё в феврале 1931 года на Первой всесоюзной конференции работников социалистической промышленности сказал: «Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
Тогда фашизм уже поднял голову почти во всех странах Европы, но мы сумели построить 9 тысяч предприятий, создать лучшие виды оружия в мире. Это и танк Т-34, и штурмовик Ил-2, и легендарная БМ-13 «катюша», и грабинская пушка… Мы смогли великолепно подготовить солдат и офицеров.
При этом я подчеркнул, что нельзя побеждать, разрешать проблемы, бороться с новыми вызовами, если у вас нет сплочённости общества. Мы за последнее время сделали несколько шагов в этом направлении — здесь и возвращение Крыма и Севастополя в родную гавань, и поддержка Донбасса, и борьба с нацистами-бандеровцами в Киеве, и защита братской Сирии, и так далее. Но нам важно укреплять эту линию, а вместо этого сейчас усиливается социальный раскол. С одной стороны, американцы пытаются нас душить своими клещами — трансатлантическим и транстихоокеанским соглашениями. С другой стороны, наша «пятая колонна» — либералы и ельцинисты — пытается взять реванш.
Все эти вместе взятые угрозы требуют особого отношения к сплочённости общества. Так вот напомню, что перед самой войной Советским правительством, партией было принято несколько уникальных мер. В 1934—1935 годах сняли обвинения с кулачества, в 1935—1936 годах были полностью реабилитированы казаки и восстановлены казачьи воинские соединения. Они блестяще воевали в Великую Отечественную войну. И перед самой войной те имущие классы, что были после революции лишены прав, в правах восстановили. А по завершении войны, сразу после Победы, разрешили вернуться в страну всем, кто после революции бежал за границу. Пожалуйста, страна-победительница милует вас, возвращайтесь, живите и работайте!
Это исключительно важные шаги для безопасности. А у нас же сейчас раскол жуткий: 90 процентов собственности захапали 10 процентов граждан. 110 семей владеют почти всеми богатствами страны. 15 кланов захватили под себя все главные источники богатства и не хотят платить даже нормальные налоги. Я особо подчеркнул, что в прошлом году кризис был для малоимущих. Их деньги обесценились вдвое, на 10—20 процентов доходы уменьшились, цены выросли на четверть. А вы ничего им не предлагаете! Вы предлагаете дальше душить, сокращать, урезать. Это подрыв всей безопасности.
Учитесь лучше у Советской страны! После революции обстановка была тяжелейшая, но ведь собрали средства и построили великую индустрию, решили культурные задачи. Главное, сосредоточились на реальном производстве и на вложениях в человека. Сейчас нет ни первого, ни второго. Поэтому советский опыт сегодня стучится в двери и окна. Мы обязаны его максимально использовать.
А вместо этого опять гонят волны русофобии и антисоветизма, что является преступлением против нашей страны. Нас не одолел Гитлер, но нас расколотили национализмом, антисоветизмом и русофобией. Соединившись, они разрывали границы, рассеивали народы, убивали тысячи производств и целые отрасли.
Я особо подчеркнул опыт правительства Примакова, Маслюкова, Геращенко. Сегодня позарез нужен левоцентристский курс. Ведь Примаков, напомню, был в «партии власти», Маслюков был у нас во фракции — один из самых талантливых управленцев-инженеров. Геращенко — банкир от бога. Сложили потенциалы, и они провели блестящую операцию в течение одного года, что оживило промышленность, заставило работать все стройки и сократило отток валюты почти в два раза.
Вот этот опыт сегодня должен быть востребован. И в программе нашей это заложено. Я надеюсь, что всё-таки президент и его команда поймут, что предложения кудриных и прочих либералов — это «тех же щей, да пожиже влей». Давайте распродадим последнее по дешёвке, давайте поднимем пенсионный возраст и давайте дальше обирать малоимущих! Богатые за прошлый год увеличили доходы на 42 процента. Для них нет кризиса, всё идет как по маслу. Богатые богатеют, бедные нищают. Бедных в стране уже 23 миллиона. Ещё полстраны еле-еле концы с концами сводят.
Опыт по выходу из кризиса, опыт по обеспечению безопасности, опыт борьбы против военной агрессии, против натовцев у нас уникальный. Но его нужно применять. Повторю: с нами будут считаться, если будем сильными, образованными и успешными.
— Как вы оцениваете результаты работы Государственной думы последнего созыва?
— Этот состав Думы работал более дружно и организованно, что очевидно. В этом есть определённый вклад Сергея Нарышкина. Он более внимательно прислушивался к предложениям оппозиции. Сложился полноценный диалог. Но на финансово-экономическую политику огромное влияние оказывало правительство. Оно активно пользовалось правом законодательной инициативы, а «Единая Россия» ставила свою жирную печать на все его самые разрушительные предложения.
С одной стороны, сделаны верные шаги: по нашей инициативе приняты законы о промышленной политике, о стратегическом планировании, о территориях опережающего развития, о военном заказе и о поддержке военного комплекса. Приняли ряд важных поправок по поддержке науки и образования. Но по большому счёту курс как был старый, так он им и остался.
Очень важно, чтобы в ходе новых выборов команды соперников представили свои варианты вывода страны из кризиса. Мы подготовили полностью реалистичную программу и профессиональную команду. Я показывал и рассказывал, как страна должна выходить из кризиса, продемонстрировал программу «Образование для всех». Завод может быть разрушен — через два года восстановим. Поле заросло бурьяном — через год будет плодоносить. Но если вы угробите образование — это беда на десять, пятнадцать, двадцать лет. Последние три контрольные по русскому, математике, географии каждый второй в вузах написал на «двойки». Это полное безобразие. А эта «ЕГЭ-идиотизация»?! Это продолжение политики а-ля Фурсенко. Ливанов убивает классическую русскую и советскую школу и не даёт возможности полноценно развиваться стране.
На мой взгляд, многое сейчас зависит от избирателей. Если отсидятся опять, пусть никому не жалуются потом, что не слышали, не знали, не видели. Мы подробно описали всё в своей программе «Десять шагов к достойной жизни». Она вышла тиражом десять миллионов экземпляров. Каждый может взять — это всего на двух полосах газеты — и узнать, в чём должна заключаться новая экономическая политика, каким образом мы соберём ресурсы, почему 35 триллионов рублей, которые лежат в кубышке, не работают на производство и на граждан, а наши средства обслуживают Техас и Канзас. Почему опять возле Путина появился Кудрин и снова гонит чепуху, которую он десять лет гнал, отправляя наши деньги в чужие банки под 2—3 процента. Затем сами брали под 5—7, а своим давали под 20—25 процентов. За это в Америке вас посадят на электрический стул.
Почему сидят ливановы, улюкаевы, которые ничего не предложили для выхода страны из кризиса, а занимаются откровенной дурилкой. В этом плане сейчас всё созрело. Но важно, чтобы каждый человек проявил личную волю и характер.
— Можно ли говорить об отсутствии единства в правительстве?
— Есть силовики, которые ходят под президентом: министр иностранных дел, обороны, внутренних дел, МЧС — они и занимаются укреплением безопасности и решают проблемы. Но для успешного решения этих задач надо, чтобы экономика работала, чтобы наука была развита, чтобы образование было первоклассное. А этим занимаются либералы, которые все говорят с английским и американским акцентом. Они не в состоянии решать современные проблемы, они всё время озираются на Запад. Там их детки, там их яхты, там их замки, там их интересы. Поэтому без усиления этого блока обновления мы будем терпеть поражения. Не будет ни стабильности, ни безопасности, и финансово-экономические риски перерастут в политические.
Предстоящие выборы — это способ вытащить страну на мирный демократический путь. В «партии власти» многие не хотят демократических выборов. Пошли «грязные» газеты, подставные фигуры, клоны. У нас есть депутат Денис Вороненков. Он баллотируется в Нижнем Новгороде по одномандатному округу. Так точно такого же подставили, с такими же именем и фамилией — только затем, чтобы запутать избирателя. Уже и «Коммунисты России» с такой же эмблемой, как у нас, вылезли. Я демонстрировал: посмотрите, даже электронная машина не разбирается. Нам сейчас очень важно дойти до каждого человека, чтобы увидели: КПРФ — это партия, которая предлагает команду, программу и способ вывода страны из кризиса, имеет уникальный опыт в создании великой Советской страны, в достижении Победы, в создании ракетно-ядерного паритета, в прорыве в космос. За это надо голосовать и это поддерживать. Поэтому сейчас вся наша команда очень плотно работает на просторах страны.
— Мы знаем, что состоялась ваша встреча с президентом один на один. Если не секрет, о чём говорили?
— Личная встреча предполагает, что она личная. Говорили, что крайне важно выработать направление, которое максимально способствовало бы укреплению страны. А этого не добиться без заботы о молодёжи, без классного образования, без суперсовременной науки, без новейших технологий, без заботы о тех, от кого зависит судьба страны, а это рабочие, крестьяне, учителя, врачи, инженеры. От их благополучия зависит благополучие всех остальных. Поэтому забота о конкретных объектах медицины, о конкретных предприятиях, о моногородах — это исключительно важно. Поэтому я всегда, и на общих, и на личных встречах, это подчёркиваю. И выполняю наказы избирателей, что для меня является — не побоюсь громкого слова — святым долгом.