Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

За нашу Советскую Родину!

Что тревожит и остро заботит его сегодня

Встреча с Юрием Васильевичем Бондаревым ? всегда событие. А накануне такого значительного жизненного рубежа, как 85-летие, особенно хотелось поговорить с ним о том, что сегодня его беспокоит. Беседа получилась большая и многотемная. Публикуем текст ее с некоторыми сокращениями.

Даже Победу приходится защищать

? Юрий Васильевич, по рождению вы ? советский человек, по многолетней творческой работе ? советский писатель. Между тем в последние годы появилось словечко ?совок?, презрительно перечеркивающее целую эпоху. Что вы чувствуете, когда слышите такое о советском времени?

? Сильнейшее возмущение. На красных знаменах, под которыми воевали я и мои товарищи в годы Великой Отечественной, были слова: ?За нашу Советскую Родину!? Теперь эти боевые знамена сдали куда-то в архив, заменив пестрыми, игрушечными штандартами. Но я скажу, что лозунг тот не только не отменен временем, а, наоборот, приобретает всё большее значение. Потому что советские ценности и святыни, даже саму нашу Великую Победу, приходится защищать.

Сегодня говорят: победила наша страна. И совершенно верно, разумеется. Только не надо забывать, что это был великий Советский Союз. А представьте себе, если бы на его месте оказалась страна с иным строем, иной идеологией, менее сплоченная и менее образованная?

? Вы уже тогда ощущали значимость того, о чем говорите сейчас?

? Во многом. Ведь Советская страна вступила в жесточайшую войну, которая ей была навязана, едва ли не самой образованной в мире. Причем это было достигнуто после Октябрьской революции за кратчайшее время!

Я воевал в батарее с ребятами из деревни. Только один городской у меня был ? одессит: балагур, шутник, анекдотист. Ну и я, москвич. Остальные солдаты-артиллеристы все деревенские. Но все, поголовно, были грамотными людьми. То есть окончили семилетку или десятилетку, а потому быстро осваивали артиллерийскую технику, буссоль, карты и цифровые расчеты. И им не надо было объяснять, скажем, кто такой Пушкин или Толстой.

? Какие отношения были между вами?

? Дружеские. Вот это самое главное! Я чувствовал, что все мы ? братья. Чувствовал, что они ? мои, а я ? их. Мы ели из одного котелка, рядом жили, поровну делили трофеи. Это было великое товарищество. Между офицером и рядовыми не существовало высокой разделительной перегородки?

? Которая, судя по всему, очень сказывалась всё-таки в армии царской при тех сословных и классовых противоречиях.

? Знаете, суть не в том, что мы без конца говорили: вот, дескать, мы ? советские люди. Мы об этом даже и не говорили. Но это было на духовном уровне, это была наша неотъемлемая духовная часть, в которую входили прежде всего надежда и ожидание. Великие две опоры не только для человека, но и для человечества! Надежда на лучшее. Ожидание лучшего и стремление к нему. И, конечно, справедливость. С этим наше поколение дошло до Берлина.

? А вы смотрели на днях по НТВ телефильм ?Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова??

? Смотрел.

? И какое впечатление?

? В ярости чуть не разбил телевизор. Жена удержала.

? Что вызвало у вас такое неприятие?

? Да всё! От замысла до скверной инсценировки. Лежат на снегу ? зимой в гимнастерках! ? наши убитые солдаты. Еще в кальсонах бы показали? Скачет конница на пулеметы и артиллерию? Для чего нагнетают всё это? Ясно. Чтобы сказать: какие же вы идиоты, как вы не умели воевать. И кто же командовал, что за безмозглые люди? Да как же они могли выиграть войну? Да они ее и не выиграли!..

? Ввели в фильм высказывание битого фашистского генерала о том, что непобежденным якобы покинул ржевскую землю немецкий солдат?

? Самое основное фактически скрыли, ради чего шли столько времени все эти упорные кровопролитные бои. Получилось, будто советское командование бездарно устроило совершенно бессмысленную бойню, чтобы погубить как можно больше людей.

Но надо же понимать: не будь Ржева, мы могли бы не выиграть Сталинградскую битву, а без нее ? и войну. Там, на ржевской земле, удерживались огромные силы немцев, чтобы их не перебросили под Сталинград. Та же армия Манштейна, с танками которого мы потом сразились. Она ведь появилась под Сталинградом только в середине декабря, когда войска Паулюса были уже в кольце. А появись она здесь раньше?

Я читал в ?Правде? вашу беседу с генералом армии Гареевым. Очень хорошо в ней всё объяснено. Добавлю только, что мой тесть, отец моей жены ? Никита Максимович Мосин (кстати, родственник изобретателя нашей знаменитой трёхлинейки!), воевал под Ржевом и дважды был там ранен. Он, коммунист, в возрасте 42 лет добровольцем пошел на фронт. Награжден высшей солдатской медалью ?За отвагу?. Мы с ним много разговаривали, в том числе, конечно, и о Ржеве. И ни разу не слышал я от него каких-нибудь жалостливых слов, не слышал, будто бои те и жертвы были бессмысленными и не нужными.

Психология и поведение перебежчиков отвратительны

? Изображение всего советского черной краской стало одним из главных идеологических направлений власти за последние два десятилетия. А тон, согласитесь, задают писатели и деятели искусства. Как в этом отличились многие и многие! Кинорежиссер Алексей Герман, актер Баталов, художник Глазунов, писатели Астафьев, Гранин? Всех не назовешь.

? Что касается писателя Гранина, у меня к нему раньше было ровное отношение. Но когда он произнес, что русские ? плохие солдаты, я почувствовал к нему жгучую неприязнь. И он превратился для меня в жалкого приспособленца, лизоблюда, клеветника и лжеца, что сразу уничтожает писателя.

? Именно это произошло с Астафьевым в его печально знаменитом романе ?Прокляты и убиты??

? Мало сказать, что это слабо написанная вещь. Там же такая несправедливость, такая безмерная злоба и ненависть к парторгам, политработникам? А я-то хорошо помню этих людей во время войны. Помню, как приходил к нам парторг, беседовал. Был вместе с нами в бою.

? Что случилось с Астафьевым и другими, такими, как он? Это ? предательство?

? В первую очередь предательство самих себя. Своего таланта. Еще я их называю комиссарами собственной безопасности. Когда почувствовали, что наступило не время, а времечко, они решили, что времечко это надо использовать сполна. Учтите, эти перебежчики, быстро перешедшие на политику самообслуживания, они все ведь очень честолюбивы, очень тщеславны. А я должен сказать, что зависть и тщеславие становятся часто главными рычагами предательства. Начиная с такого святого чувства, как любовь, и кончая политическими взаимоотношениями, отношениями в сфере искусства.

? Они предали и большинство своих читателей. Всегда русская литература была на стороне униженных и оскорбленных. А что теперь? С кем оказались эти, извините, мастера культуры?

? Лев Толстой видел высшую обязанность писателей в том, чтобы защищать обездоленных, униженных и ограбленных, быть адвокатами 130-миллионного родного народа. На этом стояла великая наша литература. Но про это забывают сейчас. Забывают, что мы должны служить правде и человеку, который трудится. Приспособленчество, конъюнктурность, угодничество перед сильными мира сего сводят данные от Бога таланты на нет. Служение лжи не может быть плодотворным.

Начиналось с Горбачёва, который сделал большую ложь основой политики. Он любил повторять, что политика ? грязное дело. В принципе я не согласен с этим. Но вот он действительно в своей политике следовал такому постулату. Не забуду, как, выступая на одном из собраний так называемой творческой интеллигенции, я задал ему прямой вопрос: ?Скажите откровенно, Михаил Сергеевич, что же в конце концов мы строим? Капитализм? Феодализм?? Он, как всегда, ушел от ответа. Но мне после моего вопроса бросилось в глаза перекошенное лицо Марка Захарова передо мной в зале. Того самого Захарова, который потом в припадке угодничества кощунственно заявит, что мемуары Ельцина произвели на него такое же сильное впечатление, как творения Льва Толстого!

? Да, эти люди стали не адвокатами народа, а воспевателями и защитниками антинародной власти. Такова суть, от которой не уйти. Ради этого топчут и нашу великую советскую историю, советское искусство, советский народ и его вождей?

? Недавно я смотрел и слушал по телевидению передачу Радзинского о смерти Сталина. По-моему, он решил в своём ораторском искусстве превзойти самого Цицерона. То понижая голос, то повышая, то как-то странно, криво улыбаясь, не показывая зубов, он вдруг начинал ходить по комнате, вскидывая голову и тряся своими длинными волосами? Так он хотел убедить: поверьте этому, запомните это!

? Пытаясь уничтожить Сталина?

? Уничижить! Унизить. Когда нет аргументов, идут в ход подобные ужимки и прыжки. Он думал, конечно, что такие его ухищрения притягивают слушателей. Но это производило отталкивающее впечатление. Потому что было ужасающе наигранным и фальшивым. И невозможно было ему поверить.

Будут ли у нас армия, образование и многое другое?

? Юрий Васильевич, так называемые реформы, начатые в нашей стране, сегодня продолжаются в условиях разразившегося мирового финансового и экономического кризиса. Что думаете вы об этом?

? К бескрайнему огорчению, современные политические интриги в мире, тайная и откровенная вражда к России разнородных себялюбцев и властолюбцев в упряжке крупных жрецов капитала, владеющих подлинной властью,? никак уж не духовное выражение ?мировой демократии?, что пытаются нам внушить американские теоретики, а нечто совсем иное. И то, что переживает сегодня мир, не есть классический кризис экономики, но духовно-человеческий кризис глобального порядка. Этот кризис ощутимо больно ранит Россию, и мысли о том, как мы выйдем из него, мучительны.

А реформы? Нет, реформы двух последних десятилетий, которым, кажется, нет конца, не вселяют в сознание радостных ожиданий, не вызывают желания в ажиотаже веселья отрывать трепака, как говорят в народе, или наяривать усмешливо-победительные частушки под гармонику.

? И что вас тут особенно огорчает?

? Например, когда узнаёшь из нашей нестеснительной прессы, что военная реформа продолжает набирать ошеломляющие обороты (несмотря на протесты многих компетентных и уважаемых людей!), что к 2012 году численность офицеров сократится на 200 тысяч, что видоизменится сержантский состав, непосредственно отвечающий за дисциплину и порядок рядового состава (то есть российский сержант уподобится американскому, и этим нарушится прекрасная армейская традиция), что численность нашей армии снизится до одного миллиона ? от всего этого охватывает немое недоумение.

А когда к тому же становится известной поражающая информация о совершенно недостаточном количестве самолетов и вообще о катастрофической нехватке в войсках новой техники, необходимой для обороны страны, мне, старому солдату, становится крайне тревожно. Ибо есть уроки той войны, в которой я участвовал, и той сильнейшей армии, в рядах которой воевал.

? До сих пор с негодованием пишут и говорят, что Сталин не готовился к войне?

? Чудовищная, бессовестная ложь! Мы готовились изо всех сил, но по времени не успевали. Нам постарались времени для этого не дать. Однако благодаря тому, что мы готовились, в конце концов армия наша предельно была насыщена техникой и боеприпасами. После Сталинграда нас, артиллеристов, уже совсем не ограничивали количеством снарядов, и в часы отражения немецких контратак, а также во время артподготовок стволы наших орудий раскалялись докрасна.

Возводить хулу и клевету на Красную, Советскую Армию нынче ох как умеют! Но думают ли хоть иногда, что изобретенными ?реформами? сегодняшняя армия не усиливается, а наоборот ? ослабляется? Такое впечатление, будто абсолютно уже исключена реальная угроза войны.

? Вы очень верно заметили: при том, что власть и СМИ горазды сегодня хаять всё советское, собственного примера в подъеме и развитии страны нисколько не подают. Вот и в образовании ? совершенно очевидно! ? дела идут не к улучшению, а к ухудшению. Но на протесты понимающих и болеющих за это специалистов ? никакой реакции?

? Как-то неловко и стыдновато говорить в нашей недавно известной своей образованностью стране о ?новаторской? реформе образования, проводимой не в меру энергичным и, я бы осторожно сказал, ошеломляюще безрассудным министром. Непревзойденным поборником культуры, которого педагоги в сердцах, но, по-моему, справедливо назвали убийцей образования. Выходит, один министр убивает армию, другой ? нашу школу. Вопрос: кто же и для чего держит их на этих постах? И только ли они в ответе за происходящее?

Беспощадная ликвидация в течение десятилетия 10 тысяч школ и одержимое намерение уничтожать каждый год не менее 600 сельских школ ? не преступление ли это против культуры Отечества? Не безумство ли это? Я уж не говорю про неумное подражательство опять-таки американскому образцу ? про унизительно испечённых ?магистров? и ?бакалавров??

Вот я рассуждаю обо всём этом, а вдруг мелькает мысль: не чересчур ли мрачная создаётся картина?

? Увы, реальная. Не всех, правда, она тревожит столь сильно, как вас.

? У меня есть и ещё одна большая боль ? это спасшее нас в войну сельское хозяйство, которое тоже переживает опасный кризис, пугающий спад производства, далеко не случайный уход наших кормильцев с пустеющей земли. Невыносимо думать, что мы уже переступили черту экономической безопасности, закупая продуктов за границей более пятидесяти процентов. Поля зарастают чертополохом, в деревне не хватает рабочих рук, молодёжь без слёз покидает родные края, надеясь, что город подарит заработок, но этот подарок обманчиво зыбок?

По стопам великих предшественников

? Что видите вы в будущем?

? Возрождение России (настоящее, а не то, про которое идёт праздная болтовня!) произойдёт, конечно, в первую очередь усилиями людей труда и науки. Им прежде всего необходимы заботливое внимание государства и справедливое устройство общества. Между тем весьма показательно, что сегодня десятками миллиардов поддерживаются ?осиротевшие? банки и, как ни удивительно, ?бедствующие? олигархи?

Про людей моего занятия скажу так: даже обладание поднебесным художническим талантом не освобождает никого из нас от добродетельных обязанностей в общественной жизни. Здесь нужна постоянно наша помощь словом и делом.

? Вы ориентируетесь в этом на великих предшественников по русской литературе?

? Да, великий Толстой чувствовал себя человеком своего времени, не смирившимся с мерзостной несправедливостью жизни. Его школа в Ясной Поляне и медицинский пункт в деревне, где работала его дочь, помощь крестьянам в голодные годы, организация для бедняков столовых, защита несправедливо осуждённых и ежедневные разговоры с мужиками, мучаясь неотступной мыслью ?перевернуть жизнь к лучшему?,? всё это деятельный и благотворный нравственный пример для нас. Так как ?спокойствие ? душевная подлость?.

Тут же хочу вспомнить Чехова, писателя другого склада, но с такой же восприимчивостью к чужой боли, чужим страданиям.

Впрочем, вся великая русская и советская литература в лице лучших представителей взывает к нам об этом.

- Но нынче, как мы уже говорили, для многих ваших коллег вроде бы и не было никогда нравственных мучений Толстого, Гоголя, Достоевского, Чехова. Гламур и развлекательность превыше всего. И это среди страданий миллионов людей?

- Я же сказал вам толстовскими словами: душевная подлость!

Источник: общественно-политическая газета «Правда»

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: