С 2010 года многочисленные магазины продуктово-хозяйственных ретейлеров «Монетка» и «Магнит» стали заполнять торговое пространство Свердловской области. За короткое время они проникли в маленькие города, где потихоньку дали начало вытеснению с рынка местных продавцов, которые, как правило, реализуют продукцию местных производителей.
«Монетка» и «Магнит» одни из крупнейших торговых сетей в России. Практически не осталось городов, где не было бы хотя бы одного магазина этих перепродажников. Торговые точки этих ретейлеров позиционируются в малых городах области как места с низкими ценами и богатым выбором. Это очень привлекает не очень избалованных ассортиментом сельчан и жителей значительно отдаленных от агломераций маленьких городов.
Как не вспомнить торжественное открытие первой «Монетки» в Камышлове. Это был первый магазин такого уровня – первый и единственный, где продажа товаров шла методом самообслуживания. Затем появился и первый «Магнит». На очереди открытие двух «Монеток». Провинциальный городок населением не более 30 тысяч человек начал приобретать более мене цивилизованный вид. Однако за это время традиционно торговый Камышлов потерял три магазина. Три маленьких продуктовых магазина. Не выдержав сине-красной экспансии, свое дело по продаже продуктов питания свернули три местных предпринимателя. Пока известно, что три. А может и больше. Ничего удивительного! Горожане и жители Камышловского района потянулись в отдающие большим городом бело-синий и красно-белый красавцы продуктовые салоны с их богатейшим выбором и низкими ценами. Под них муниципалитет отдал здания. Город получил новые торговые точки с продукцией сомнительного качества без гарантии на дальнейшую отдачу жителям. И это вместо поддержки своих местных предпринимателей. Владельцы ретейлеров, вытеснив своей мощью с местного рынка аборигенов-конкурентов, получили еще одну возможность сбыть свой непонятно откуда привезенный товар.
Камышлов, полагаю, не единственный город в Уральском регионе, где пришельцы «Монетка» и «Магнит» вытеснили своих родных местных. Далеко ходить не надо. Из-за очередной «Монетки» на ладан дышит местный и любимый домашний «Кировский» на Пальмирро Тольятти, качество продукции которого давно знакомо жителям соседних домов.
Конечно, это законы рынка, и конкуренция всегда должна иметь место. Десятки и сотни «Магнитов» с «Монетками», а также «пятерочками» и «Мегамартами» имеют право на жизнь. Для больших городов это нормально. Но на это стоит взглянуть иначе, когда речь заходит о малом городе. В нем иная специфика. Как правило, там первую скрипку играют местные предприниматели, от которых во многом и зависит жизнь города. Малый и средний бизнес, сосредоточенный в маленьком областном городе, - это, прежде всего, вложения в инфраструктуру этого самого города. Благотворительность, обустройство, трудоустройство, социальная ответственность предпринимателя за предлагаемый землякам товар. Зачастую, самого бизнесмена знают местные жители много лет и ему доверяют, поскольку он отвечает перед ними головой за здоровье и благополучие, которым могут рисковать его покупатели – земляки. Что касается крупных ретейлеров, то они на время приходят в маленький город. Основная задача – «срубить» денег, получить еще один рынок сбыта своей продукции. Цены в магазинах нередко на рубль-два расходятся с расценками, предлагаемыми на товары аналогичной линейки местными предпринимателями. Правда выбор богаче. Что касается качества продукции «Монетки», то форумы пестрят «ругательствами» и жалобами на «обвес», «просрочку», «вонищу из пакета», «печенку с водой и льдом», «лишний пробитый товар в чеке». Собственно и автору этих строк приходилось сталкиваться с несвежим йогуртом. «Магнит» прославился также далеко не лучшим образом. Вернее его фуры. Волонтеры их прозвали «красные труповозки». Именно на фурах-рефрежераторах «Магнита» из пострадавшего наводнением Крымска тысячами вывозили трупы местных жителей. Не стоит считать это за намеренную антирекламу сетей данных ретейлеров. Низким качеством товаров может грешить любой продавец.
Стоит обратить внимание на проблему поддержки малого бизнеса в небольших областных городах. Ретейлеры со своим богатым выбором и низкими ценами рано или поздно уйдут, не оставив ничего городу. Как раз малый бизнес в отсутствие как таковой промышленности дает жизнь городу. Благодаря «продуманной» государственной политике по удушению малых товаропроизводителей и торговцев и повышению страховых взносов с представителей микробизнеса более чем в два раза, предприниматели тысячами закрывают свое дело. За два месяца Россия потеряла более двухсот тысяч малых предприятий.
В маленьком городе рынок сбыта ограничен, и его уже загребают под себя «пришельцы» в красивой упаковке. Под зазывами зайти в магазин за «хлебушком» по акции тихонько играет траурная музыка для своих местных родных бизнесменов.