Свердловские коммунисты уже не первый год ведут вопрос поддержки обманутых пайщиков кредитно-потребительских кооперативов Свердловской области. Жертвы одного из них под названием «Содействие», что в Каменске-Уральском пытаются отстоять вложенные в средства в суде на протяжении длительного времени. Об этом 9 июня на канале «Красная линия» рассказал журналист Максим Скороходов в специальном репортаже «Кооперативное воровство федерального масштаба».
Более тысячи человек пострадали от действий от действий директора КПК М.А. Погодаевой. Трудно сказать, чем завершатся судебные слушания. Как следует из телевизионного сюжета, проблема гораздо шире. По стране таких историй, что произошла в «Содействии», десятки, а ущерб от деятельности мошенников исчисляется миллиардами. По существу, это обыкновенные «пирамиды», которые возникли ещё в 90-е годы прошлого века.
Схема их деятельности проста: пайщики сдают свои деньги в КПК, что бы получить проценты. Поначалу кооператив выполняет предусмотренные договором обязательства. Но потом оказывается, что средств у КПК нет – они исчезли. Скорее всего, их переводят на счета фирм-однодневок, и те испаряются.
Украденные средства пайщики пытаются вернуть в судах во многих регионах страны. Парадоксально, но власть не только не торопится им помочь, но ещё старается представить их любителями лёгкой наживы. В одном из комментариев то МВД прозвучал упрёк, дескать, надо лучше думать, а не гнаться за рублём. Это крайне цинично, ведь с большинство пайщиков – ветераны, пенсионеры, люди с небольшим доходом.
- Никогда бы не пошла ни в какой кооператив, если бы имела достойную пенсию, - говорит Лариса Чукоева, жертва КПК «Уральский фонд сбережений. – Попробуйте прожить на 17 тысяч рублей. Надеялась получить чуть-чуть прибавки.
Вот где корень проблемы: антинародная по существу социальная политика государства породила социальную почву для возникновения КПК, аналога касс взаимопомощи, которые существовали в некоторых коллективах в советскую эпоху. А ловкие дельцы лишь воспользовались благоприятной ситуацией, чтобы обдурить бабушек и дедушек.
Деятельность таких организаций регулируется федеральным законом «О кредитной кооперации», принятым 18 июля 2009 года. В нём сказано, что контроль за ними осуществляет Центральный банк. Однако или он это не слишком старательно делает, или документы, поступающие из ЦБ, плутают в бюрократических кабинетах, но зачастую контролировать уже некого – деньги из КПК испарились.
- Центробанк ведёт себя вообще странным образом, - утверждает юрист Константин Акимов. – Он, к примеру, запрашивает какой-либо документ в КПК, там не всегда могут разобраться в сути дела. Вместо помощи наш финансовый регулятор накладывает штраф – вы только вдумайтесь! – в 500 тысяч рублей. Может быть, ему выгодно такое положение кредитными кооперативами?
Не спешат вмешиваться в ситуации с признаками криминала и сотрудники МВД.
- Мы приходим в полицию с документами, показываем – вот признаки мошенничества со средствами КПК. Разбирайтесь! – рассказывает Константин Акимов. – А нам отвечают, мол, когда деньги похитят, тогда и приходите. Не странно ли?
Юрист предполагает, что слабая активность полиции объясняется двумя причинами: либо обыкновенным незнанием (всё-таки экономического образования у сотрудников нет), либо некоторой коррупционной составляющей.
По закону, КПК должны объединяться в саморегулируемые организации и формировать компенсационный фонд на случай, если какой-нибудь кооператив разориться. Но и это средство не слишком эффективно: организацию преднамеренно банкротят и – поминай , как звали.
Обманутые пайщики пришли за защитой в Свердловский обком КПРФ. Естественно, где им ещё искать поддержки. Фактически состоялся областной съезд таких граждан.
- Проблема уже давно стала общероссийской, - уверен юрист, член компартии Руслан Камалетдинов. – И решать её надо на федеральном уровне. А мы , конечно, будем помогать им.