Главный коммунист региона Александр Ивачев предложил властям ввести бесплатный общественный транспорт. И у него получились вполне убедительные расчеты. Мало того, опыт зарубежных стран подтверждает реальность данной инициативы.
"Вчера произошло знаковое событие - РЭК утвердила увеличение стоимости проезда в общественном транспорте Екатеринбурга до 32 рублей. А сегодня в городской думе по инициативе депутата Виктории Ивачевой проходит рассмотрение вопроса о финансово-хозяйственной деятельности ЕМУП "Гортранс", в том числе обоснованности повышения цен.
Естественно, мы внимательно изучили информацию, предоставленную предприятием. И вот что вам скажу... Надо в корне пересмотреть подход к городскому транспорту.
Да, есть понятный путь оптимизации: введение валидаторов вместо кондукторов, повышение отдачи от рекламы, прекращение воровства на предприятии. Даже за счёт этих мер вполне реально выйти на самоокупаемость и сохранить при этом прежнюю стоимость проезда - 28 рублей.
НО! Это ли главная цель?
Главная задача - кратно увеличить пассажиропоток за счёт увеличения комфорта, скорости и выгоды общественного транспорта для горожан.
Можно ли добиться этого, например, в рамках концессии? Конечно, нет! Потому что за все "инвестиции" тут же придётся платить нам с вами. И даже если всё остальное будет сделано очень круто, исчезнет один из главных стимулов - экономический.
Однако, есть ещё один вариант, который пока что в нашей стране не имеет прецедентов, зато весьма активно распространяется по миру. Это бесплатный общественный транспорт. Так давно ездят в Эстонии, Люксембурге и ряде других стран.
Предлагаю посчитать вместе со мной. По официальной информации за 2021 год расходы МУП "Гортранс" составили 4.8 млрд. рублей. Из них только 2.9 млрд предприятие получило от продажи билетов. Все остальное это бюджетные деньги: муниципальный заказ + невозвратные кредиты.
А теперь считаем экономию от ликвидации сбора денег с населения. Убираем 1062 кондуктора и сразу экономим 500 миллионов рублей в год на зарплате. Сюда же плюсуем экономию на бухгалтерии и отказе от "И-сети" - ещё 150 миллионов рублей. Заставляем рекламный отдел работать эффективно и "в белую", увеличивая выручку с нынешних 10 миллионов рублей хотя бы до 50. Плюс сохраняем доходы от сдачи имущества в аренду и т.п. - 181 миллион.
2 874 - 500 - 150 - 50 - 181=1 993 млн.
И вот уже для полностью бесплатного муниципального транспорта надо найти дополнительно менее 2 миллиардов рублей в год! Деньги не маленькие, с другой стороны абсолютно подъемные. Вместо одной Универсиады можно ездить целых 40 лет.
В общем бесплатный общественный транспорт - это никакая не утопия. Это очень эффективный и привлекательный путь. Причём для всех жителей, даже тех, кто никогда им не пользуется. Ведь число пробок на дорогах напрямую зависит от количества автолюбителей уехавших на работу в условном трамвае.
Предлагаю администрации Екатеринбурга задуматься над этим." - написал Александр Ивачев в своих социальных сетях