Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

Уральский сувенир... Из Китая

Народным промыслам в Свердловской области грозит полное уничтожение

Старшее поколение россиян наверняка помнит, какой популярностью в школах, домах пионеров и дворцах культуры пользовались кружки «умелые руки». Девочки с большим желанием осваивали технику кройки и шитья, вышивания, а мальчишки учились управляться с рубанком, долотом, стамеской. Это нельзя было назвать забавой, развлечением, пустопорожним делом, от чего память избавляется сразу после получения аттестата. Нет, «кружковцы» приобретали полезные навыки на всю жизнь, которые, по большому счёту, в будущем определяли достоинства главы семьи и хозяйки дома. А многие, загоревшись интересом к самотворчеству, шли работать на так называемые промышленные промысловые производства. А что теперь? Какое место отечественный рынок отводит самобытному народному искусству?

Останки на подносе

В октябре в Екатеринбурге с большой помпой прошёл межрегиональный фестиваль мастеров художественного творчества «Текстильные ремёсла». В течение трёх дней представители ряда областей и зарубежья демонстрировали работы, выполненные как в старинной, так и в современной технике рукоделия.

— Эта акция в полной мере соответствует стилю работы крупных холдингов и компаний, — обводя хмурым взглядом экспонаты «текстильщиков», говорит креативный директор одного из екатеринбургских рекламных агентств Евгений Фатеев. — Раздуть до невероятных масштабов мероприятие, привлечь к нему максимум внимания и тем самым поднять имидж фирмы, спрос на свои товары — в этом мы давно переплюнули Запад. А что стоит за рекламой — дело десятое. Словом, гора родила мышь — в нашем случае точнее не скажешь.

Сегодня в официальных отчётах индустриального края фигурируют только два промысловых производства: «Таволожская керамика» и «Фарфор Сысерти». Согласитесь, не густо для региона, где проживают почти 4,5 миллиона человек. Правда, столь суровую оценку в правительстве области не разделяют: мол, ещё действует несколько десятков предприятий, на продукцию которых получено «добро» в региональном художественно-экспертном совете при Министерстве промышленности и науки.

Вроде звучит убедительно, если не знать, что 10 лет назад таких предприятий было в два раза больше. Про советский период чиновники вообще не заикаются.

— Народные промыслы на грани вымирания, остались крупицы, — рассказывает Наталья Чикунова, директор центра народного творчества «Гамаюн». — Вот познакомьтесь с моей статистикой.

Пимокатная фабрика в Камышлове перешла в частные руки, доведена до полного развала, растащена по брёвнышку-кирпичику. Буткинское ручное ковроткачество погибло, поскольку государство и регион не оказали вовремя поддержки. А знаменитый нижнетагильский подносный промысел? Предприятие разорилось, и теперь осталось лишь семь надомников. Прежде, заметим, здесь трудились 180 человек в две смены плюс специалисты творческой группы.

В «чёрный список» попала туринская игрушка, богдановичский фарфор, прекратился выпуск расписной деревянной посуды в городе Реж, закрылись камнерезные и ювелирные производства в посёлке Малышева, давно обанкротился хорошо известный в стране и за рубежом завод «Русские самоцветы»…

Остались кузнечные да камнерезные мастерские, которые буквально по пальцам можно пересчитать, — с тяжёлым вздохом итожит свои наблюдения директор «Гамаюна».

Выходит, рассыпается «Малахитовая шкатулка» и вянет «Каменный цветок»? Исконными традициями, преданиями и легендами, запечатлёнными в творениях искусных мастеров, можно будет любоваться лишь в музеях да у коллекционеров-любителей. По словам президента Уральской торгово-промышленной палаты Андрея Беседина, для сохранения народных промыслов и ремесленничества необходима областная программа, которая, кстати, разработана уже в 33 субъектах РФ.

— Этот закон будет способствовать как расширению рынка труда, так и сохранению национальных особенностей и уральского колорита. Но главное, по моему мнению, такая программа благотворно скажется на развитии талантов человека, раскрытии его творческого потенциала. Иначе электронные технологии и роботизация всего и вся окончательно вытравят из нас и мастерство, и вдохновенье, — убеждённо заявляет мой собеседник.

«Дорогой, берите пэчворк!»

Но, как говорится, благими намерениями сыт не будешь. Где гарантия, что эти планы не обернутся пресловутой продовольственной программой, которой наши «реформаторы» потчуют народ уже двадцать лет? Ведь всем известно, что если россияне ещё живут и дышат, то только благодаря забугорным «кормильцам».

К слову, гибель народного промысла и изобилие импортных продуктов имеют одни корни. Если мы сейчас не спохватимся, не перестанем безоглядно, варварски добивать самобытное рукотворное искусство, нас будут «кормить» суррогатом иноземного производства. Фестиваль «Текстильные ремёсла» однозначно показал, что эта тенденция растёт и набирает силу буквально на глазах. Ярким примером того служит и терминология изделий, что особенно нравится молодёжи. Покупатели на выставке-ярмарке интересовались скрапбутингом (художественное оформление фотоальбомов), пришедшим к нам из Англии, наляпанными батиками (ручная роспись по ткани), чья родина — Индонезия. Даже, казалось бы, традиционное русское лоскутное шитьё именуют пэчворком, который был освоен в Египте. Да, с таким засильем иностранщины скоро слово «валенки» будем искать у Владимира Даля. Если его «толковую энциклопедию» к тому времени удастся найти...

Большинство «уральских сувениров», которые можно приобрести в Екатеринбурге, изготовлено в Китае. В этом смысле можно только по-хорошему позавидовать Поднебесной: оперативное заполнение товарной бреши на мировом потребительском рынке даёт весьма заметную прибавку бюджету КНР.

Но ведь на Урале, слава богу, ещё не перевелись Данилы-мастера. Что им мешает в полной мере проявить природный талант, навыки дедов и прадедов, радовать людей своим искусством и выдумкой? Причём, судя по неослабевающему спросу на оригинальные изделия, народному промыслу не грозят затоваривание и жёсткая конкуренция.

— Во-первых, льготных условий для развития малого бизнеса, к которому относятся наши ООО и ИП, муниципалитеты, как правило, не предоставляют, ссылаясь на нехватку средств, — начинает загибать пальцы на руке генеральный директор ООО «Таволожская керамика» Александр Назаров. — Во-вторых, нас замучили проверками налоговые, санэпидемиологические инспекции, противопожарные организации и другие контролирующие структуры. Спрос — как с холдинга-миллиардера. Пробовали отстоять свои права в суде, но что значат наши иски к областному правительству, а тем более — к федеральному? Беда ещё и в том, что ни в представительных, ни в административных органах власти мы не имеем своих защитников, своих людей. Глядя на наши мучения, ученики к нам не идут. А это — гибель для любого дела.

Сегодня столица Урала, как и вся Свердловская область, охвачена ажиотажем в связи с проведением в Екатеринбурге чемпионата мира по футболу в 2018 году и, возможно, Всемирной универсальной выставки ЭКСПО в 2020-м. Бешеными темпами строятся многозвёздочные отели, реконструируются автомагистрали, закупается импортная дорожно-уборочная техника, чуть ли не за одну ночь внутри жилого квартала появляется огромный котлован под очередной небоскрёб…

Что ж, на многомиллиардные траты для достойной встречи, обслуживания гостей и участников мероприятий планетарного масштаба центр «опорного края державы» имеет полное право.

А что, кроме впечатлений, захочет увезти с собой иностранец, да и просто любой россиянин, став свидетелем таких грандиозных событий? Конечно же, сувенир-воспоминание!

Давайте представим такую картину. Возвращается месье домой и начинает опорожнять свой саквояж, набитый купленными в Екатеринбурге вещами. На дне находит коробочку с изящным фарфоровым зверьком — соболем, который изображён на гербе уральской столицы. Поскольку француз видел это изделие только в витрине магазина, он с восхищением начинает его крутить-вертеть, любоваться игрой красок на фигурке, мысленно посылая искреннее «мерси» её создателю… И вдруг замирает, будто столбняк на него нашёл: на подставке, белом основании сувенира, штампик страны-производителя свидетельствует, что он изготовлен в Китае…

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: