Еще вчера здоровое производство сегодня нуждается в «скорой помощи»
В бушующем океане кризиса всяк выживает по-своему. Если малому, среднему бизнесу, чтобы остаться на плаву, по причине своей «легковесности» достаточно простой доски или небольшого бревнышка, то флагманам индустрии необходим надежный, устойчивый плот или спасательный круг внушительных размеров. А если его нет? Скажем, задолженность знаменитого на весь мир Нижнетагильского Уралвагонзавода (УВЗ) уже приблизилась к 40 миллиардам рублей. И это при том, что на складах гиганта зависло продукции примерно на 4 миллиарда. Как подобное могло случиться?
Никто не хотел уступать
Производство УВЗ разделено на две части. 60 процентов составляет продукция мирного назначения, остальное падает на заказы оборонных ведомств зарубежных стран и родной державы.
Какова сейчас ситуация с ?гражданкой?? Здесь у предприятия полный обвал ? выпуск вагонов в России сократился вдвое. Основной заказчик тагильчан ? ?Первая грузовая компания? ? сократил закупки подвижного состава почти втрое. Что же касается частных железнодорожных операторов, так они с УВЗ на 2009 год вообще не заключили договоров.
А тут еще украинские вагоностроители подложили свинью своим российским коллегам, начав отгрузку продукции по демпинговым ценам. В принципе и наши могли бы вровень шагать с конкурентами, если бы на родной земле им не ставили подножки: металлурги ни за что не соглашаются скинуть цену на свой ?товар?. Ну а без этого говорить о снижении себестоимости продукции тагильчан и, естественно, ее рыночной цены не приходится.
И сталеваров записывать в Плюшкины рука не поднимается. Когда премьер Владимир Путин в конце июля проводил совещание на Магнитогорском металлургическом комбинате по проблемам развития ?черной отрасли?, хозяева справедливо жаловались, что транспортные тарифы значительно влияют на себестоимость их продукции, поскольку у них большие объемы грузоперевозок. Но реализация этой идеи, как выяснилось, губительно скажется на железнодорожниках: если снизить цену перевозки на величину, которую просят металлурги, труженики стальных магистралей потеряют 4,5 миллиарда рублей доходов в год.
?Для нас это значит отказ от капитального ремонта 1400 километров пути или снижение закупок продукции черной металлургии на 255 тысяч тонн?,? тут же перевел ?стрелки? на нужное направление глава РЖД Владимир Якунин. А эксперт Олег Трудов потом добавил, что из-за резкого сокращения правительством РФ инвестпрограммы железнодорожников на текущий год они были вынуждены урезать планы по закупкам нового подвижного состава.
Говорят, сейчас в РЖД подумывают о кредите. Но ради чего залезать в долги, если проблема не в дефиците финансовых ресурсов, а в падении объемов перевозимых грузов? И что, в случае закупки новеньких составов, они будут транспортировать? Воздух?
Короче, как ни крути, а шлагбаум с дороги металлургов-вагоностроителей-железнодорожников может убрать только общее оживление в российской экономике.
Выручают иностранные армии
Чуть получше обстоят дела на УВЗ с танковым производством. Устойчивость ситуации до недавних пор здесь обеспечивалась индийскими и алжирскими заказами, когда по ним в прошлом году было изготовлено рекордное количество бронированных машин ? 175 штук. Но сегодня и с экспортом далеко не всё ясно. Хотя новый директор ?вагонки? Олег Сиенко на встречах и упоминал вскользь, мимоходом о якобы готовящемся контракте на 2 миллиарда долларов, однако в ?Рособоронэкспорте? это заявление встретили с явным недоумением.
Правда, не так давно появилась информация, что Туркмения намерена закупить 10 танков УВЗ. И если ей удастся реализовать свой план на перспективу ? довести количество бронемашин до батальона, ? то Ашхабад закажет еще 20 единиц.
Но ведь рождение тагильского ?танкограда? было вызвано нуждами отечественной ?оборонки?. Где же главный заказчик ? государство со своей армией? К сожалению, судя по последним заявлениям Генштаба РФ, производству этого вида оружия недолго осталось существовать: в гипотетических военных конфликтах XXI века танки оказываются малоэффективными и задействованы по минимуму. Вот почему российские ВС намечают сокращение этого рода войск в 10 раз. Какие тут могут быть разговоры о новых закупках?
Но одним махом ставить крест на ?старой гвардии? государство не решается. Куда в таком случае девать огромный отряд танкостроителей? Чтобы продлить агонию производства, Внешторгбанк планирует выделить УВЗ три миллиарда рублей на погашение задолженности перед поставщиками по гособоронзаказу.
В правительстве РФ обсуждается возможность передачи в уставный капитал тагильского предприятия 42,5 процента акций Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ), выпускающего пассажирские вагоны и электропоезда. В дальнейшем предполагается разделить УВЗ на ?танковую? и ?вагонную? части, при этом первая перейдет в собственность ?Трансмашхолдинга?, который взамен отдаст принадлежащий ему пакет акций ТВЗ. В итоге два вагоностроительных производства можно будет объединить в одну структуру.
Однако все эти задумки уходят в туманную перспективу, а для спасения ?гражданского? УВЗ уже сегодня требуются ?живые? деньги. Что ж, межведомственной комиссией принято решение о предоставлении заводу госгарантий на 10 миллиардов рублей, а Росимуществу рекомендовано выкупить допэмиссию акций на 4,4 миллиарда. Значит, государство всё-таки бросило утопающему спасательный круг?
?Этих средств всё равно не хватит на покрытие существующего кассового разрыва? ? так прокомментировал готовящиеся меры первый вице-премьер областного правительства Анатолий Гредин.
По мнению же экспертов, в частности, из Уральского института экономики, государству следовало бы оперативно изыскать и направить средства прежде всего на финансовую поддержку тружеников предприятия, на погашение долгов по зарплате. Это во-первых. Во-вторых, администрации не надо ставить перед собой задачу во что бы то ни стало сохранить прежние объемы производства. И вообще господдержку необходимо было оказывать только после предоставления новым руководством УВЗ реального плана по выходу из кризиса с жестким, постоянным контролем за использованием полученных средств.
В самом деле, ведь не считать же такой программой оптимистичные заверения гендиректора г-на Сиенко о скором изменении ситуации на вверенном ему предприятии. И подобный ?прогноз? делается в обстановке, когда с повестки дня до сих пор не снят вопрос о сокращении-увольнении свыше 20 тысяч заводчан.