Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

КПРФ объявляет сбор
гуманитарной помощи для пострадавших
от наводнения в Иркутской области
Свердловские коммунисты провели
митинг в поддержку Грудинина
Посёлок Буланаш переживает
мусорную катастрофу
Пока Дерипаска судится в России
за свою «честь», американцы
подтвердили «захват» его активов

Выступление Сергея Шторгина, заместителя председателя Комитета Государственной думы по бюджету

Проблема обеспечения жильём граждан РФ, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является наиболее острой социальной проблемой. В советское время тот, кто отработал на Севере 15 лет, скопив за это время деньги на квартиру или дом, мог спокойно перебраться в тёплые края и выращивать на склоне лет клубнику, не обращаясь к помощи государства. Эта проблема возникла после распада Советского Союза, когда люди на Севере остались без работы, а их накопления, дореформенные вклады, превратились в жалкие копейки.

Естественно, что в этих условиях государство обязано было оказать им помощь в переселении. И оно этим занялось, но занялось очень непоследовательно.

Существующая методика распределения средств федерального бюджета так устроена, что жители Мурманской области смогут реализовать своё право на переезд через 40 лет, а Магаданской области ? через 200 лет. У депутатов нашей фракции есть серьёзные претензии к тому, как правительство планирует обеспечить взятые на себя обязательства.

Эта проблема из-за недостаточного финансирования нарастала как снежный ком начиная с 1992 года. И она, естественно, будет только усугубляться, если не принять экстренных мер. Решить вопрос можно только одним способом ? увеличить объём средств, выделяемых на жилищные субсидии северянам.

Уже в который раз правительство субсидирует банковскую систему, направляя в неё сотни миллиардов рублей, а решение рассматриваемой проблемы требует чуть более трёхсот миллиардов рублей. Её не нужно решать сиюминутно, достаточно разумного распределения в бюджете необходимых средств на 5-7 лет.

Необходимо изменить федеральное законодательство, отрегулировав категории граждан, имеющих право на жилищные сертификаты, и очерёдность их получения. Почему это право предоставлено, как указано в законе, ?прибывшим не позднее 1 января 1992 года?, но его лишены граждане, давно проживавшие (родившиеся) на этих территориях? Кроме того, такая формулировка позволяет включать в списки граждан, выехавших из названных районов до 1 января 1992 года, поживших некоторое время в центральных регионах и вернувшихся уже после указанного срока. Имея в центральных регионах жильё, зарегистрированное на родственников, они дополнительно за счёт государства получают денежные суммы, которые в основном обналичиваются. Необходимо уточнение указанной формулировки, например, так: ?прибывшие и проживающие... по состоянию на 1 января 1992 года?.

В то же время инвалиды 1-й и 2-й группы, у которых нет 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера, лишены права на суммирование имеющегося стажа работы со стажем проживания, какое имеют только граждане, получившие инвалидность в результате трудового увечья. Рассмотрение в суде дела гражданки О.В. Низовой, инвалида 1-й группы, проживающей в Мурманской области, стаж которой в районах Крайнего Севера составлял более десяти с половиной лет, а время проживания (нахождения на пенсии вместе с трудовыми годами) - свыше 48 лет, показало, что закон не на её стороне. Ей отказано в праве на жилищный сертификат. Хотя она, по сути, всей своей жизнью на Севере его заслужила.

Не понятно, почему право на получение помощи государства в виде жилищной субсидии предоставлено инвалидам с детства, родившимся на территории Крайнего Севера и приравненных к ней местностей, а инвалидам с детства, прибывшим сюда вместе со своими родителями, такое право не предоставлено. Следует исправить эти законодательные перекосы.

Необходимо внести в 125-й Федеральный закон и изменения, регламентирующие порядок постановки на учёт нуждающихся в переселении, а также очередность предоставления сертификатов, предоставить право субъектам Федерации квотировать выделяемые федеральным бюджетом средства по категориям нуждающихся. А то в Хабаровском крае первый пенсионер сможет получить сертификат только через 40 лет.

Слабым местом является содержание подзаконных актов правительства. Так, принятое решение о закрытии полярных поселений не сопровождается прекращением регистрации вновь въезжающих туда лиц. К чему это приводит? Например, в Магаданской области, в посёлке Усть-Среднекан, на момент принятия решения о закрытии поселения было зарегистрировано 339 жителей. Из них 110 человек фактически не жили в посёлке от пяти до десяти лет, но, узнав о расселении, они приехали туда не только из других регионов России, но и из других стран и получили жилищные сертификаты. Кроме того, начиная с 2007 года по решению суда и требованию прокуратуры были зарегистрированы 37 человек. Некоторые из них никогда не жили в селе, приехали к родственникам на несколько дней, даже не уволившись с места работы, имея жильё в других населённых пунктах.

Назрела необходимость внести изменения в порядок постановки на учёт нуждающихся в переселении и в порядок выдачи сертификатов - засчитывать в общий стаж работы для получения жилищных сертификатов бывшим военнослужащим и приравненным к ним лицам срок службы на Севере.

Вообще, всей этой работе надо придать открытость и гласность, чтобы было меньше таких примеров, которые мы нашли в Магаданской области. Здесь, в посёлке Усть-Среднекан, в 2007 году жителям был выписан и затем реализован 61 сертификат на сумму свыше 117 миллионов рублей, в том числе 35 сертификатов выдано на Москву и Московскую область. В 2008 году выдано 50 сертификатов почти на 138 миллионов рублей, из них 49 - на Москву. В 2009 году выдан 31 сертификат, все - на Москву.

Один проект закона уже удалось подготовить. Он поступил от правительства Хабаровского края. Я прошу министра регионального развития Виктора Фёдоровича Басаргина провести предварительную экспертизу этого проекта, чтобы летом, с учётом замечаний, можно было его уже официально внести в Государственную думу. Кроме того, мною обобщены предложения по изменению федерального законодательства, я их также передаю в Министерство регионального развития.

Источник: общественно-политическая газета «Правда»

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: