Стоимость проезда
Одним из главных условий роста популярности общественного транспорта, а значит и уменьшения количества пробок на дорогах, является снижение стоимости проезда. Именно поэтому программа КПРФ уделяет особое внимание финансовой составляющей деятельности транспортных компаний Екатеринбурга.
На данный момент львиная доля общественных перевозок в нашем городе принадлежит муниципальному транспорту: около 240 миллионов пассажиров в год, против 55 миллионов у коммерческого транспорта. К сожалению, общественность и Екатеринбургская городская дума фактически не контролируют финансово-хозяйственную деятельность муниципальных транспортных предприятий.
Ярким примером этого является прошлогоднее повышение цен на проезд в общественном транспорте. Тогда муниципальные транспортные компании отправили в Региональную энергетическую комиссию обоснование увеличения цены проезда с 18 до 26 рублей. Согласно представленным документам МУП Трамвайно-троллейбусное управление увеличило свои расходы на статью «Прочие расходы» с 33 до 119 млн. рублей в год, а расходы на ремонт подвижного состава с 133 до 240 млн. руб. в год. МУП Екатеринбургский Метрополитен, в свою очередь, увеличил штат работников почти в 2 раза с 1100 до 2100 человек и потратил на «Прочие расходы» в 10 раз больше, чем в прошлом году. При этом вразумительного ответа, с чем было связано такое изменение цифр, никто так и не дал.
Фактически муниципальные транспортные предприятия активно уклоняются от любого контроля и даже игнорируют запросы парламентской комиссии Законодательного Собрания Свердловской области.
Поэтому реальная стоимость проезда до сих пор остается главной тайной транспортных компаний. Однако иногда правда всплывает в неосторожных высказываниях перевозчиков. Так, в эфире 41 канала директор крупнейшей транспортной компании UVATrans Николай Дубчик прямо озвучил реальную стоимость проезда – 10 рублей!
И в этом легко убедиться, построив график увеличения цены проезда (с 5 рублей в 2002 году) пропорционально росту средней стоимости автомобилей, ГСМ, бензина АИ-92 и заработной платы.
В итоге реальная стоимость проезда получается чуть больше 16 рублей!
Косвенно эти цифры подтверждаются тем, что в окружающих Екатеринбург крупных городах стоимость проезда в общественном транспорте значительно ниже: в Перми - 13 рублей, в Кургане и Тюмени - 14 рублей, в Челябинске – от 15 до 18 рублей. А ведь стоимость бензина и зарплаты там не сильно отличаются от наших!
Доходы от рекламы на уменьшение стоимости проезда!
Каждый раз как транспортные компании представляют в Региональную энергетическую комиссию запрос о повышении стоимости проезда в общественном транспорте, они подтверждают свои расходы. Именно поэтому в их запросах в 10 раз увеличивается статья «Прочие расходы» и как на дрожжах растёт количество работников. Однако когда речь заходит о доходах предприятий, они почему-то забывают указать очень важные статьи, такие как реклама и аренда транспорта.
Парк екатеринбургских перевозчиков (муниципальных и частных) насчитывает более 2000 единиц транспортной техники. Почти на каждой из них размещена реклама, стоимость которой для одного автобуса или троллейбуса составляет в среднем 30.000 рублей в месяц. В результате доход перевозчиков от рекламы составляет 540 млн. рублей в год!
Эти деньги указываются как нетранспортная составляющая бизнеса и утекают напрямую в карманы транспортников. А ведь есть ещё реклама в салоне транспорта: бумажные листовки в троллейбусах, бегущая строка в трамваях и рекламные мониторы в метро.
Кроме того, многие транспортные предприятия сдают свою технику в аренду, при этом оплачивая амортизационные расходы за счёт жителей Екатеринбурга, пользующихся общественным транспортом.
КПРФ оценивает такой теневой рынок транспортных хозяйств в 1 млрд. рублей в год! Эти деньги не должны скрываться и обязаны идти на снижение стоимости проезда.
Отказаться от кондукторов!
Одним из способов минимизации расходов перевозчиков является отказ от кондукторов. В общественном транспорте большинства развитых стран их уже нет. Обычно их заменяют турникеты на входе в переднюю дверь. При этом пассажир оплачивает проезд аналогом Е-карты или покупает у водителя разовый билет.
Такая система уже работает в Москве и хорошо зарекомендовала себя в других мегаполисах по всему миру. Отказ от кондукторов позволит сэкономить екатеринбургским перевозчикам около 100 млн. рублей в год.
Модернизация Е-карты
Решение о введение электронного средства оплаты проезда Е-карта было абсолютно логичным и своевременным. Но реализация, как всегда, получилась неидеальной.
Во-первых, систему Е-карта на безальтернативной основе обслуживает частная компания «И-сеть», взимающая комиссию с каждого проезда в размере 3% - для коммерческого транспорта и 5% - для муниципального. Необходимо срочно уровнять этот сбор вне зависимости от того, кому принадлежит транспортное средство.
Во-вторых, обслуживание Е-карт необходимо передать специально созданному муниципальному предприятию, которое будет напрямую подотчётно Екатеринбургской городской думе. Система Е-карты должна перестать зарабатывать деньги для коммерческих структур, а начать служить на благо горожан!
Для этого необходимо шире использовать преимущества электронного средства оплаты, такие как гибкие тарифные опции. Например, проезд в двух или трёх видах транспорта в течение 1,5 часов должен стоить чуть больше поездки в одном. Это позволит екатеринбуржцам без проблем пересаживаться с одного вида транспорта на другой, выбирая оптимальный маршрут до точки назначения. Такие тарифные опции уже существуют в Москве и должны активно внедряться и в нашем городе!
Кроме того, применение Е-карты может стать значительно шире, чем просто оплата проезда в общественном транспорте. Примером может служить система Октопус-карт в Гонконге. Ими можно оплачивать не только проезд, но и покупки в магазинах, кафе, заправках и даже использовать их как удостоверение личности при входе в школу.
Помимо того, что это просто удобно, система Е-карты может начать зарабатывать большие деньги на развитие общественного транспорта. Дело в том, что платежные системы VISA и MasterCard берут с екатеринбургских магазинов комиссию в размере 1,3% от транзакции. Если бы Е-карта забрала хотя бы часть рынка безналичного расчета, это могло бы принести сотни миллионов рублей в казну Екатеринбурга.
Это не сказки, это действительно возможно! Достаточно посмотреть на пример Гонконга и Octopus-card.
Межбюджетные отношения
Парламентская комиссия Законодательного Собрания Свердловской области в состав которой входит депутат от КПРФ Елена Кукушкина выявила одну из главных причин повышения цены проезда в общественном транспорте города Екатеринбурга.
Оказалось, что основная статья изматывающих расходов трамвайщиков, автобусников и метро - это убытки по оплате проезда льготников. Городская администрация еще в 2009 году взяла на себя обязательства компенсировать расходы транспортников на перевоз этой категории граждан.
Область компенсировала расходы на проезд льготников до 2011 года, а с конца прошлого года перевозчикам предложили выкручиваться самим. В результате они понесли убытки в 1 млрд рублей.
В итоге за провоз льготного пассажира компания «И-Сеть» перечисляет перевозчику 6 рублей 70 копеек, а за пассажира, который не пользуется льготой - 22 рубля.
Необходимо, чтобы городская администрация в полной мере исполняла свои обязательства по компенсации проезда льготников, а не перекладывала эту обязанность на обычных пассажиров!
Сколько должен стоить проезд?
Как только речь заходит о бесплатном проезде в общественном транспорте тот, кто это предлагает, объявляется сумасшедшим. Хотя даже в нашей области существовали примеры таких городов. Новоуральск (население – 91 тыс. человек) отказался от бесплатного проезда в общественном транспорте в 1999 году, а город Заречный (27 тыс. человек) сделал это аж 2003 году. В мире существует множество городов, в которых проезд в общественном транспорте абсолютно бесплатен. Полный их список можно найти на сайте движения «Freepublictransport». Например, с 1 марта 2013 года благодаря городскому референдуму проезд в общественном транспорте в столице Эстонии стал бесплатным.
Давайте разберемся, сколько это стоит, и так ли это нереально?
Ежегодно общественный транспорт города Екатеринбурга перевозит 295 млн. пассажиров
Учитывая сложную систему взаиморасчётов трудно назвать реальную стоимость одной поездки. Оптимальный тариф по Е-карте указывает на 18 рублей, грубая математическая оценка даёт цифру 16 рублей, парламентская комиссия Законодательного Собрания Свердловской области сходится к цифре 14 рублей, а сами перевозчики называют 10 рублей.
Возьмём верхнюю границу – 18 рублей за поездку. 295 млн. * 18 руб. = 5.31 млрд. рублей. На первый взгляд большая сумма, однако, из нее сразу можно вычесть экономию, связанную с учётом доходов от рекламы и отказа от кондукторов: 5.31 – 1.1 = 4.21 млрд. рублей. Вычитаем миллиард, который должен, но почему-то не оплачивает городской бюджет:4.21 – 1 = 3.21 млрд. рублей. В результате проезд уже мог бы стоить 3.21 млрд. / 295 млн. = 10.88 рублей (!!!)
Если же внимательно проверить сметы транспортных компаний, разобраться со статьями «прочие расходы», увеличением штата работников и тому подобным «чудесам», то можно легко снизить стоимость проезда в общественном транспорте до 10 рублей. Это было бы удобно и для быстрого расчета пассажира с кондуктором в случае покупки одной поездки. Однако, как уже говорилось, необходимо всячески стимулировать использование электронных средств оплаты. Поэтому специальные тарифные опции (о которых говорилось выше) и скидки для пользователей Е-карты должны стать нормой для городского транспорта Екатеринбурга.
В дальнейшем можно было бы всерьёз рассмотреть вопрос об отмене платы за проезд в общественном транспорте
Для принятия этого решения целесообразно проведение городского референдума, с предваряющими его общественными и экспертными слушаниями.
Введение бесплатного проезда в общественном транспорте повысит его популярность, что приведет к увеличению числа пассажиропотока в общественном транспорте, и, соответственно, к уменьшению числа личных автомобилей на дорогах. Это в свою очередь положительно скажется на экологической ситуации города Екатеринбурга, так как троллейбусы, трамваи и метро станут основой транспортной системы города (ссылка на трамваи).
У этого решения есть и важные экономические преимущества. В случае бесплатного общественного транспорта, отпадает необходимость в оказании услуг транспортными компаниями по продаже билетов, Е-карт и т.п. Отпадает необходимость найма сотрудников по продаже этих самых билетов, а также контроля со стороны транспортных компаний за проездом в общественном транспорте пассажиров, что в свою очередь также позволяет избежать производственных издержек по найму контроллеров любого уровня. А ликвидация турникетов в метро, автобусах и троллейбусах приведет к уменьшению времени посадки и высадки пассажиров на остановках, что влечет за собой сокращение времени движения общественного транспорта по маршруту. Дополнительно, использование бесплатного транспорта в общей городской системе пассажиропотока, позволит сэкономить на бухгалтерском сопровождении деятельности компаний за счет сокращения числа подготавливаемых бухгалтерских документов (в связи с отсутствием большого числа пунктов продажи билетов) для налоговых инспекций.
Все эти преимущества могут дать от 300 до 600 млн. рублей экономии. В таком случае, введение бесплатного проезда обойдётся Екатеринбургу в дополнительные 2.5-3 млрд. рублей в год, что составляет 10% бюджета города.
Как уже было сказано, решение о целесообразности введения бесплатного проезда в общественном транспорте может быть принято только самими жителями Екатеринбурга. При этом необходимо будет учесть следующие факторы:
1) Вполне вероятно снижение стоимости проезда до 10 рублей само по себе даст необходимый эффект увеличив пассажиропоток общественного транспорта и уменьшив количество пробок.
2) В случае удачной реализации проекта Е-карты как платёжного инструмента, прибыль муниципальной компании его обслуживающей может стать важным доводом в пользу сохранения платного общественного транспорта
3) Сохранение платного проезда позволит точно отслеживать пассажиропоток общественного транспорта. В случае введения бесплатного проезда транспортные компании будут вынуждены оперировать лишь статистическими оценками.
В любом случае нельзя забывать, что транспортная ситуация в Екатеринбурге - вопрос областного масштаба, а учитывая предстоящие международные мероприятия, даже федерального уровня. Именно поэтому было бы логично потратить часть областных и федеральных субсидий на снижение стоимости проезда. Напоминаем, что только по областной программе «Столица» в течение 5 лет Екатеринбург получит 20 млрд. рублей!
А ведь нам ещё предстоит провести Чемпионат Мира по футболу в 2018 году и ЭКСПО в 2020-м.
Резюмируя
КПРФ предлагает:
1) Направить доходы транспортных компаний от рекламы и аренды транспортных средств на снижение стоимости проезда.
2) Установить в общественном транспорте турникеты. Отказаться от кондукторов.
3) Передать обслуживание Е-карт специальному муниципальному предприятию. Снизить комиссию Е-карты до 2% для коммерческого и муниципального транспорта.
4) Создать систему тарифных опций, позволяющих пассажирам совершать пересадки со значительной скидкой
5) При содействии Екатеринбургского муниципального банка создать электронную платёжную систему, основанную на Е-карте. Прибыль от проекта направить на снижение стоимости проезда.
6) Добиться выполнения обязательств бюджетов всех уровней по компенсации льготной стоимости проезда.
7) Провести аудит всех муниципальных транспортных компаний на предмет нецелевого расходования средств.
8) С 1 января 2014 года установить стоимость проезда в общественном транспорте - 10 рублей.
9) В 2018 году (до окончания полномочий думы VII созыва) провести городской референдум по введению в городе Екатеринбурге бесплатного общественного транспорта.
10) В случае положительного решения референдума, с 1 января 2020 года ввести бесплатный проезд во всех видах городского общественного транспорта. Использовать этот проект в рамках ЭКСПО 2020 как главное инновационное решение в области создания удобной городской среды.