Нынешняя ситуация в молочном животноводстве на Среднем Урале, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Каждый литр молока для производителей и переработчиков, что называется, на вес золота. Однако хозяйства и молокозаводы продают его по ценам ниже летних.
Проекты или прожекты?
Подобный феномен тем более трудно объяснить, что в молочном производстве Свердловской области за последние годы наблюдается явный спад. Например, в 2008 году этой продукции было получено на шесть процентов меньше, чем в 2007-м. Надои от коров также упали. Но самый главный ?минус? ? за год дойное стадо уменьшилось на 3600 голов.
Словом, налицо дефицит незаменимого продукта. Но стоимость его, вопреки логике, не растет, а даже снижается. И что более всего удивляет, так это поведение работников торговли: вместо того чтобы воспользоваться низкими отпускными ценами молокозаводов, супермаркеты в последние месяцы резко сократили и объёмы, и ассортимент закупаемой продукции. Причем предпочтение отдается той, что подешевле. И если раньше на полках магазинов в среднем было представлено до 45 наименований молочно-товарной продукции, то сегодня ? 25?30.
? Нет спроса, ? поясняет директор ГУП ?Ирбитский молочный завод? Евгений Пильщиков.? К сожалению, социально-экономический кризис не обошел стороной и животноводство. Именно в нем следует искать ответы на те рыночные парадоксы, с которыми сталкиваются теперь и фермеры, и переработчики, и торговые сети и потребители. Наше предприятие, кстати, уже начало подготовку к очередному снижению цен на свою продукцию. И это, думаю, не в последний раз.
Но стоит ли все беды отрасли списывать на пресловутый кризис? Ему от роду-то всего ничего, а крупные города Свердловской области давным-давно завозят молоко из Курганской, Челябинской, Тюменской областей, Башкирии, Мордовии и других мест. При этом покупатели охотнее берут привозную продукцию, поскольку она не так больно ?кусается?. Выход вроде один: развивать, наращивать собственное производство. Однако поголовье крупного рогатого скота год от года сокращается.
Все знают, что благополучие сельских жителей в огромной степени зависит от внимания, помощи региональной власти. На первый взгляд, губернатор области Э. Россель в этом смысле заслуживает всяческих похвал: в своё время по его команде была разработана обширная региональная программа ?Уральская деревня? до 2020 года. Этот проект включает в себя строительство современных животноводческих комплексов, обеспечение их высокоудойными заморскими породами скота, развитие социальной инфраструктуры на селе ? вплоть до газификации отдаленных населенных пунктов.
Увы, этот прекрасный проект сегодня больше смахивает на рекламный ролик первого лица области, когда он ?наносит визиты? в Кремль и ?Белый дом?, общается с высокими гостями и журналистами, ставит задачи перед электоратом по безусловному выполнению указаний президента и премьера РФ, заветов ?выдающегося земляка Бориса Николаевича?. К слову, о болезненном честолюбии, исключительности своей персоны в жизни региона и государства можно судить по аршинному заголовку к февральскому фоторепортажу о монетизации льгот в газете губернатора и Законодательного собрания области: ?Народ, Медведев, Путин, Россель ? вместе победим!?
На кого (с этой компанией) собирается ополчиться хозяин региона? На собственное пустозвонство? На неисполнительность чиновников, их равнодушие к чужой беде? Так этих ?врагов?, если верить его заявлениям, он уничтожил чуть ли не сразу, как только ЕБН усадил своего любимца в губернаторское кресло.
Остались крайними
Вот и выходит, что для беззаботно жирующих управленцев и самонадеянной власти экономический шок стал вроде нежданного явления ревизора из гоголевской комедии. Свалившийся кризис обнажил, публично оголил все прорехи в деяниях российских ?реформаторов?, которые они долгое время выдавали за процветание народа и стабильность в развитии рыночных отношений.
Разве можно представить, чтобы с каждым днем всё более востребованная продукция молокозаводов вдруг оказалась никому не нужной? На том же Ирбитском предприятии ее скопилось сегодня на десятки миллионов рублей.
? Никогда подобного не было,? грустно констатируют сотрудники заводоуправления.
Одна проблема плодит массу других. Торговля уже несколько месяцев срывает сроки оплаты переработчикам за отгруженную продукцию. Последние же, в свою очередь, не могут рассчитаться с хозяйствами. Ну а фермеры просто вынуждены сегодня продавать молочное сырье по смехотворно низким ценам.
Кстати, как в нынешних условиях чувствуют себя животноводы?
? Селяне вообще оказались крайними в сегодняшней ситуации,? с гневом и болью говорила на недавней пресс-конференции исполнительный директор Союза животноводов Урала Елена Стафеева.? Им и обманывать некого, и наживаться не на чем. Плохо покормишь корову ? она надой снизит, не удобришь пашню ? земля не даст урожая. Одни за всё в ответе. Хорошо торговле, она может по дешевке скупить товар у переработчика и выставить на нем нужный ей ценник. А вот скотник с пахарем лишены возможности иметь такой ?навар?.
Речь идет, добавим мы, даже не о ?наваре? крестьянина, а о циничном, бессовестном ограблении его смежниками, среди которых не последнее место занимает региональная власть. Есть хозяйства, где за неполный год на одном литре потери составили около трех рублей.
Но проблемы тружеников села на данном этапе не заканчиваются. Скажем, раньше крупные поставщики молока получали от заводов-заказчиков предоплату. Это позволяло животноводам обходиться без разорительных банковских кредитов, реконструировать старые и, не дожидаясь финансовой благодати от губернаторской программы ?Уральская деревня?, своими силами строить новые помещения для буренок.
Теперь о той поре приходится лишь вспоминать и вообще забыть на неопределенно долгие годы о возведении дополнительных корпусов для скота.
Хорошо, если остался в хозяйстве хотя бы дырявый подойник.