На первомайский митинг североуральские шахтеры вышли под лозунгами: ?Кризис ? не за счет рабочих!?, ?Мы не хотим платить за ваш кризис!? Принятая резолюция передана руководству Североуральского бокситового рудника (СУБР), входящего в состав компании ?РУСАЛ?.
Империя во всей красе
Постигшая страну глобальная экономическая катастрофа, кажется, с наибольшей, силой проявилась на промышленном Урале. Свердловская область, к примеру, вошла в группу из 29 регионов с бедственным социально-экономическим состоянием, причём больше всего пострадали города, зависящие от предприятий алюминиевой ?империи Дерипаски?. Здесь социальные потери особенно ощутимы ? результат неолиберальной политики ?РУСАЛа?. К примеру, на Богословском алюминиевом заводе, как сообщает газета ?Рабочая демократия?, закрылись две электролизные секции по производству алюминия, в связи с чем начались сокращения. И тут администрация компании, которая и в благополучные-то времена не отличалась ?социальной ориентированностью?, проявила себя во всей красе: ?оптимизирован?, то есть существенно урезан, пакет социальных выплат, отменена дотация на питание, втрое снижены доплаты за совмещение, планируется сокращение премий. Подобострастный ?офисный планктон? заводоуправления решительно переведен на двухдневную рабочую неделю. Не проводится предусмотренная в коллективном договоре индексация зарплаты в связи с инфляцией. Какая уж там индексация, если рабочие поставлены перед выбором: либо они согласятся на 30-процентное снижение зарплаты (сейчас она составляет в среднем 21 тысячу рублей), либо завод встанет.
А что же на СУБРе, где в марте минувшего года вспыхнула привлекшая к себе внимание всей страны шахтерская забастовка, когда 123 работника ?Красной шапочки? отказались после смены выйти на поверхность, потребовав повысить заработную плату на 50 процентов, возобновить строительство шахты ?Черемуховская-Глубокая?, не чинить препятствия законной профсоюзной деятельности. Упорство бастующих увенчалось тогда частичным успехом: зарплата была увеличена (правда, не на 50, а примерно на 15 процентов), строительство ?Черемуховской-Глубокой? возобновлено, лидеру территориальной организации Независимого профсоюза горняков России (НПГР) В. Золотарёву, активно поддержавшему забастовщиков, обещали не ставить рогаток.
?Акулы? уступают
Остались ли сегодня какие-то следы от достигнутых рабочими в ходе той забастовки завоеваний? Кое-что осталось. Видимо, не на шутку напуганное прошлогодними событиями начальство на крутые меры пока не решается: зарплату здесь платят вовремя, дотации на питание сохранены. О возможных сокращениях ? молчок.
? А как с индексацией зарплаты в зависимости от инфляции?
? Никак, она не предусмотрена так называемыми антикризисными поправками к коллективному договору,? говорит В. Золотарёв.? Теперь зарплата зависит не от инфляции, а от макроэкономических показателей по компании в целом. Мы голосовали ?против?, но другие профсоюзы (всего их на СУБРе четыре.? В.В.) поддержали ?директорскую? редакцию.
Руководство компании пытается экономить на сокращении закупок новой техники ? рабочий инструмент не обновляется с осени прошлого года. Это прямо сказывается на заработках: получать 30 тысяч рублей возможно лишь при перевыполнении плана на 110?120 процентов, а этого без качественного оборудования не достичь.
?СУБР-строй?, ведущий строительство ?Черемуховской-Глубокой?, переведен на четырехдневку, так что стройка практически заморожена. Если учесть, что 16-я шахта уже выведена из строя ? затоплена, то вполне реально прорисовывается угроза: вскоре горнякам негде будет работать.
Профсоюз НПГР оспорил законность приказа ?О переходе работы подразделений ООО ?СУБР-строй? на четырехдневную рабочую неделю. Нарушения налицо. Во-первых, горнякам не предоставили обоснование приказа. К тому же была изменена, по сравнению с проектом приказа, окончательная редакция текста, с чем профсоюз не был ознакомлен. То есть работодатель нарушил статью Трудового кодекса РФ, требующую учитывать при вынесении решений, затрагивающих интересы рабочих, мотивированное мнение профсоюза и предварительно (за два месяца) извещать работников об изменении условий трудового договора. Прокуратура Североуральска поддержала представление профсоюза, и неправомерный приказ был отменен. Но руководству ?СУБР-строя? прокуратура, по-видимому, не указ, предприятие продолжает работать по четырехдневке, рабочие теряют в зарплате примерно по пять тысяч рублей. Профсоюз подает в суд с целью заставить ?СУБР-строй? оплачивать пятый рабочий/нерабочий день недели как простой по вине работодателя, то есть в размере 2/3 зарплаты.
Надо заметить, что опыт ведения судебных баталий у шахтеров есть. Удовлетворён иск участника забастовки А. Новосёлова, отстраненного от работы по медицинским показаниям. Суд признал, что освидетельствование истца должно было проводиться независимой медицинской комиссией, а не специально созданной ведомственной. Такое же решение принято и в отношении шахтера Н. Пиденко, что даёт возможность требовать выплаты удержанного за время отстранения от работы заработка. Отобьёт ли это охоту у работодателя увольнять людей на основе липовых медицинских заключений ? вопрос, конечно, интересный. Ясно другое: ?акулы? нынешнего российского капитализма уступают перед законными требованиями рабочих лишь в результате их солидарных и хорошо подготовленных, в частности, юридически обоснованных выступлений. Помощь в их организации ? одна из главных задач коммунистов и их союзников ? независимых боевых профсоюзов.
Источник: общественно-политическая газета «Правда»