В святой день 9 мая на первом канале ТВ один за другим показали 2 фильма. Давно и горячо любимый зрителями старших поколений «В бой идут одни старики» Леонида Быкова. Пронзительный рассказ о поющей эскадрильи, о красивых, надёжных людях, способных вдохновенно петь «Смуглянку», любить, помогать друг другу преодолевать слабости и без лишних слов самоотверженно защищать небо Родины. И последний фильм Петра Тодоровского «Риорита». Омерзительная история о том, как ничтожная мразь, бывший надзиратель в лагере для политзаключённых ефрейтор Бархатов, провокатор-«доброхот», насильник и убийца, доводит до смерти только что мобилизованных белорусских крестьян - семью Пичуговых.
Кощунственное соседство. Но что называется ?нет худа без добра?. Оно явственно обнажило две противоположные тенденции, существующие сегодня в кинофильмах о Великой Отечественной войне.
1. Художественно осмыслить и воспеть ратный подвиг народа, защитившего Родину от наглых захватчиков, разгромившего коричневую чуму 20 века.
2.Массовый героизм на фронтах Отечественной ? выдумка советской пропаганды. Её необходимо разоблачить, раскрыть правду. А она заключается в том, что победа была одержана неразделимыми, как сиамские братья, штрафбатами и заградительными отрядами. Да ещё диверсионными группами из малолетних преступников, об одной из которых рассказывается в лживом фильме ?Сволочи?. Кстати, этот фильм тоже был показан 10 мая по екатеринбургскому 4 каналу. В фильмах, реализующих эту тенденцию, война идет по существу не с фашистскими захватчиками, а особистами всех мастей и рангов.
Как же прав был А.С.Пушкин: ?гений и злодейство ? две вещи несовместные?. Служение фальшивой идее обескровливает, убивает талант. Крестьянину, конечно, свойственны наивность, незащищённость от хитроумных подлых происков, но не до такой же степени, как это прописано в сценарии П.Тодоровского. Отец семейства по наущению Бархатова один ползёт в немецкую траншею за языком, чтобы получить орден в качестве защиты от любых происков властей. Подобная психологическая недостоверность, неорганичность, придуманность лежит во всех сюжетных поворотах фильма.
Пика мерзопакостности фильм достигает в следующей сцене. Изнасиловав немку, Бархатов на её же раскрытых от ужаса глазах из-за часов с музыкальным боем убивает выстрелом в голову своего спящего напарника по караулу, среднего из братьев Пичуговых. Появляется младший из братьев и комбат, прозревший, наконец-то, в отношении истинного существа своего порученца. Они не арестовывают убийцу, чтобы придать правосудию. А здесь же на глазах, уже окончательно вылезших из орбит, всё той же немки зверски убивают ефрейтора, методически разбивая его голову о стену. Что же после всего этого должна думать несчастная немка о Советской армии ? освободительнице по воле сценариста и режиссёра фильма. И это правда?
В основе всех подобных ?правдивых? фильмов лежит агрессивное индивидуалистическое сознание их творцов, противопоставляющее личность обществу, традициям культуры, а потому ненавидящее советское общественное устройство. Между тем, личность по природе своей социальна, общественна. Она есть конкретно-историческое индивидуально-неповторимое проявление социально-творческой природы человека. Поэтому она тем богаче, тем значительней, чем в большей мере в своём деятельном, индивидуально творческом бытии выражает чаяния и интересы своих сограждан. Счастье и гармония человеческой жизни возможны только на началах диалектического единения личного и общественного бытия. Советское жизнеустройство много достигло на этом пути. Индивидуализм же творчески мёртв и бесчеловечен. Негативная творческая эволюция П.Тодоровского еще одно доказательство бесспорности этой истины.
Да и как не множиться подобным циничным и злобным киноподелкам, если нынешний Верховный главнокомандующий говорит правильные слова о нравственном долге вечно помнить боевой подвиг народа в Отечественную и принимает рапорт командующего парадом 9 мая, стоя на коврике перед задрапированным Мавзолеем В.И. Ленина.