Как уродуют песни Великой Отечественной
Тема не новая, но вот опять стало ясно, что закрывать её рано. Речь о том, как исполняются ныне со сцены, по телевидению и радио великие песни великой войны. Все ли, кто берётся их петь для массового слушателя, достойны такого права? Кто-нибудь может переспросить: а почему, собственно, здесь какое-то особое право требуется? Отвечу: потому что песни эти - особые.
На сей раз концерт, состоявшийся накануне Дня Победы в Кремлёвском дворце, в тот же вечер был показан по телеканалу «Россия». В зале, слава богу, пока немало ветеранов Великой Отечественной. Наверное, ещё больше их по всей стране приникло к телеэкранам, чтобы услышать песни, которые в труднейшее время помогли им выстоять и победить, навсегда оставшись для них самыми любимыми.
Но я представляю недоумение этих людей при первом же услышанном выступлении. Это была могучая, трагическая и призывная ?Священная война?, однако узнать её в том, что зазвучало со сцены в исполнении Надежды Бабкиной и её ?команды?, было почти невозможно! Нет, не могучая и не призывная. Мелодия, искаженная полностью, голоса вразброд, а чувство? Впрочем, какого чувства можно ждать от замыленной вконец современной попсы, привыкшей только развлекать публику и думать о долларовой ?зелени?? Сколько Бабкина, обрядившаяся по такому случаю в красный платок, ни старалась, всё равно это было похоже на пародию.
А потом вышел Александр Буйнов. Этот и всегда-то пародиен со своими ужимками и прыжками, но если при его обычном репертуаре на всё можно махнуть рукой (каков репертуар, таков и исполнитель), то песню из кинофильма ?Небесный тихоход?, которую он тут взялся спеть, иначе как оскорбление слушателей-ветеранов трудно было воспринять. Да, песня шуточная, с улыбкой (?Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего?), но ведь не пошлая. У Буйнова же, как всегда, получился верх пошлости, хотя сам он, разумеется, этого не понимал, любуясь и упиваясь собой, словно перед зеркалом.
Совсем иной была реакция зала. То есть реакция ветеранов, ибо в зале также были более молодые, вкус которых изрядно попорчен. И они хлопали. Старики же, как я заметил, всё более мрачнели, и в конце концов после таких выступлений камера просто перестала их показывать.
Да разве могли люди, прошедшие войну или выросшие в послевоенное время, радоваться тому, что, например, преподнёс им Владимир Пресняков вместо пронзительного ?Случайного вальса?, или Наталья Подольская ? вместо изумительной песни ?В лесу прифронтовом?, или некая Жасмин, бесцеремонно осмелившаяся со своей странной подтанцовкой (мужчины в подтяжках!) изобразить легендарную ?Катюшу?? Дело не только в том, что у всех этих исполнителей нет голосов. Но ведь надо хотя бы, как минимум, понимать, что ты поёшь, о чём, какое чувство вкладывали в эти песни те, кто их создал.
На следующий день по тому же каналу ?Россия? показали концерт Дмитрия Хворостовского ?Военные песни?. Вот эталон! Прежде всего ? эталон чувства и вкуса, эталон понимания. Ну да, это красивейший баритон, один из лучших в мире. Но нельзя было не заметить, что артист не демонстрирует свой голос, он всё время даже сдерживает силу его. Ради большего ? донести душу каждого шедевра, который он исполняет на этот раз.
Начинается всё именно с понимания. С понимания того, что это ? шедевры. Что это ? бесценные духовные святыни. Что прикасаться к ним надо очень бережно и трепетно, с величайшей ответственностью. В зале того же Кремлёвского дворца, где шесть лет назад был записан этот концерт выдающегося нашего артиста, я видел среди слушателей Баскова и Газманова. Пришли поучиться? Что-то не впрок наука. Ни им, ни другим. Непобедимая пошлость как господствовала в их выступлениях, так и продолжает господствовать.
Я пишу эти строки не только потому, что очень часто слышу в нынешнем исполнении военных и вообще советских песен оскорбление людей старшего поколения, которые сами многократно с возмущением говорили мне об этом. Ветераны войны уходят и, увы, когда-то совсем уйдут. Но разве для будущих поколений менее важно сохранить необыкновенную красоту, а самое главное ? дух, душу этих ни с чем не сравнимых произведений искусства?
Концерт, посвящённый 64-й годовщине Великой Победы, проходил в главном зале страны. Был ли у него режиссёр? Был ли какой-то отбор для участия в этом праздничном торжественном вечере и по какому принципу?
Ради справедливости скажу: некоторые молодые исполнители порадовали. Они были и в концерте на Поклонной горе, хотя отнюдь не в большинстве. Но есть же, значит, всё-таки у нас возможности. Однако чтобы сполна реализовать их, необходимо дать дорогу истинным талантам и преодолеть, изжить или хоть ?поставить на место? абсолютно безудержную стихию пошлого шоу-бизнеса.
А начинать надо с детей, с молодёжи. Их от заразы этого шоу-бизнеса избавлять! Да не очень пока получается. Вот на концертах в Кремле и на Поклонной горе выступал детский ансамбль ?Домисолька?. И я с ужасом вижу, что прививают совсем маленьким замашки тех взрослых дядь и тёть, которые уже почти уничтожили наше уникальное песенное искусство, но ? по-прежнему чванливо продолжают именовать себя ?звёздами?.
Есть такое понятие: национальное достояние. Это ? и о лучших советских песнях, а в первую очередь ? о песнях Великой Отечественной войны. Не знаю, кто может услышать меня и тем более реально учесть то, о чём говорю. Но вместе со мной не просто говорят, а кричат из глубины души многие ветераны и честные деятели культуры: перестаньте осквернять наши святыни!
Источник: общественно-политическая газета «Правда»