Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

КПРФ объявляет сбор
гуманитарной помощи для пострадавших
от наводнения в Иркутской области
Свердловские коммунисты провели
митинг в поддержку Грудинина
Посёлок Буланаш переживает
мусорную катастрофу
Пока Дерипаска судится в России
за свою «честь», американцы
подтвердили «захват» его активов

Пусть вечно цветёт русская земля!

Второго апреля на отечественные киноэкраны вышел ?Тарас Бульба? ? новая картина знаменитого кинорежиссёра, народного артиста России и Украины, лауреата Государственной премии РСФСР Владимира Бортко. Премьера приурочена к 200-летнему юбилею Николая Васильевича Гоголя. В преддверии этих событий коммунист Владимир Бортко ответил на несколько вопросов ?Правды?.

? Владимир Владимирович, в своем творчестве вы не впервые обращаетесь к экранизации классиков. Наверное, трудно найти человека, который хотя бы раз не посмотрел ваши версии булгаковских ?Собачьего сердца? или ?Мастера и Маргариты?. Многие ожидали, что и далее режиссёр Бортко продолжит работу с произведениями Михаила Афанасьевича. Но следующим фильмом стал ?Тарас Бульба?. От сатиры и мистики, философии и фантасмагории ? к историческому эпосу, от Булгакова ? к Гоголю. Чем объясняется этот ваш шаг?

? Снять картину по Гоголю мне хотелось уже много лет, но только три года назад удалось подойти к реализации этого замысла. Почему именно Гоголь? Он ? один из крупнейших писателей, это ? явление мировой величины. Безусловно, любая нация на земле могла бы гордиться таким человеком. Но я вдвойне горд тем, что он ? русский!

? Думается, именно это обстоятельство ? русское национальное сознание, да ещё и самобытно, ярко, хлёстко выраженное,? стало в своё время поводом для нападок на Гоголя со стороны записных наших ?демократов? и ?либералов?. Ведь раздавались же ещё совсем недавно призывы изъять произведения Николая Васильевича, в первую очередь как раз ?Тараса Бульбу?, из школьной программы за? ?пропаганду экстремизма?!

? Да как не помнить? И ведь кое-что этим господам удалось. До школьной программы добраться не успели, но ?насолили? Гоголю в другом. Отомстили, так сказать. Но ведь как глупо это сделали! Давайте вспомним, что случилось пятнадцать лет назад в Питере ? взяли и переименовали улицу Гоголя. К слову, в Москве, по которой тогда же прокатилась волна переименований, никому и в голову не пришло покуситься на Гоголевский бульвар. А вот у нас, в ?колыбели демократии?, сподобились... Ведь тут не просто глупость ? это ещё и элементарная историческая безграмотность. Они кричали о ?возвращении дореволюционных названий?. Но нынешней Малой Морской, бывшей Ново-Исаакиевской улице, имя Гоголя было присвоено в 1902 году императорским указом в память о 50-летии кончины Николая Васильевича. Выходит, господа демократы не только Гоголя, но даже некоторыми из них внешне почитаемого царя-батюшку обидели. Не случайно всё это. Кое-кому ой как мешает Гоголь, так же, как, например, и Салтыков-Щедрин, которого точно так же ?зачистили? с питерской карты. Кому они мешают ? мы можем догадываться. Всех этих персонажей мы без труда угадаем в книгах наших классиков, причём сходство порой пугающее.

А что касается школьной программы? Изъятие книг Гоголя было бы не просто идиотизмом. Это преступление, я бы даже сказал, тяжкое преступление ? как ещё иначе назвать умышленную попытку выбить из-под молодых людей один из камней, на которых стоит национальное сознание, сама основа патриотизма? Если где-то, в каких-то школах некие горячие, а говоря открыто ? больные головы и придумали ?сверхполиткорректные? программы без русских классиков, без Гоголя, ? от таких программ нужно бежать непременно и немедленно, бегом и прыжками. И я хотел бы посмотреть в глаза тому, кто посмеет на это возразить.

? Чем объясняется ваша работа именно над ?Тарасом Бульбой?, а не над каким-либо другим произведением Гоголя? Не нужно быть литературоведом, чтобы найти среди книг Николая Васильевича множество достойных экранизации?

? Почему именно ?Бульба?? Здесь ответов может быть несколько. Самый простой ответ таков: у каждого человека, и у меня в том числе, есть несколько любимых книг. ?Тарас Бульба? ? одна из них. Вторым фактором стало то, что, к счастью, эта книга оказалась любимой не только для меня, но и для тех, кто был готов мне помочь осуществить этот замысел ? ещё раз напомню, замысел очень давний. Эта книга ? пример литературы высочайшего класса, и задача переноса авторских образов на язык кинематографа представляет собой колоссальный интерес для меня как для профессионала.

Есть тут, бесспорно, и политический аспект. Политика окружает нас со всех сторон, а отношения России и Украины по вине ряда политиков, или, скорее, политиканов, мягко говоря, непросты. Для многих, и для меня в том числе, русские и украинцы ? один и тот же народ. Именно об этом ? не просто о братстве, но о неразрывном единстве народов (как высокопарно бы это ни звучало) как раз и писал Гоголь. Так что сочетание всех этих факторов и побудило меня в конечном итоге взяться за это дело. За очень непростое, но в то же время безумно интересное и, без ложной скромности, полезное дело.

? Есть произведения, которые чрезвычайно сложны для экранизации. К примеру, к тому же ?Мастеру и Маргарите? десятилетия никто даже не подступался, а попытка снять по этой книге картину в середине 90-х оказалась, скажем так, не самой удачной. Вам же это удалось. ?Тарас Бульба? ? произведение намного более масштабное. Какова его кинематографическая история?

? Попыток взяться за ?Тараса Бульбу? было немало, но в нашей стране до полноценной практической реализации я действительно дошёл первым. Ровно сто лет назад Александром Дранковым был снят немой фильм ? кто сегодня о нём помнит?.. Не скрою, особую ответственность за это дело я чувствовал и из-за того, какие у меня были на этом пути предшественники. Уже в советское время за ?Тараса Бульбу? брался, например, Александр Петрович Довженко. Вполне вероятно, что этот замысел великого мастера мог быть реализован ? и мы знали бы ещё одну прекрасную патриотическую картину. Но? первый съемочный день пришёлся на 22 июня 1941 года ? тут более объяснять ничего не нужно. После войны Довженко к этому проекту уже не вернулся.

Вторую попытку снять ?Тараса Бульбу? предпринял Сергей Фёдорович Бондарчук. Но и ему это не удалось ? на сей раз помешали идеологические мотивы. Насколько мне известно, руководителей Госкино не устроило у Гоголя то, что в книге много резких слов о Польше. А с поляками в 60-е годы после известных событий ссориться в Москве не хотели. Так что в Советском Союзе, да и в России до ?Тараса Бульбы? ни у кого руки, увы, не дошли.

За рубежом же попыток снять такой фильм было немало. Сколь они удачны?.. Были и итальянская, и чехословацкая, и английская экранизации? Была и берлинская постановка русских эмигрантов 20-х годов. Но всё это, в общем, даже не заслуживает внимания.

А вот несколько слов о том, что получило определённую известность. Франция, 1936 год. Так сказать, ?мировая премьера? ?Тараса Бульбы?. Имени режиссёра не помню. А столь ли это важно, если, к примеру, казаками вместе с Бульбой управляла? женщина. Наверное, сразу можно подумать, что французы хотели сделать эдакую психологическую отсылку к Жанне д'Арк? Может, и так. Только вот героиня эта напоминала скорее не Жанну, а в лучшем случае Анку-пулемётчицу. И это ещё не всё: шли в атаку они под мелодию песни ?По улице ходила большая крокодила?. Дальше можно уже ничего не пояснять, степень ценности этого фильма понятна, хотя даже и там были удачные моменты.

Далее, уже в 1962 году, на экраны вышел американский фильм. В главной роли там снялся знаменитый Юл Бриннер ? кстати, выходец из России. Многие помнят этого актёра по киноленте ?Великолепная семёрка?. Бриннер играл Тараса. Там же в роли Андрия снимался Тони Кёртис, которого мы знаем прежде всего по фильму ?В джазе только девушки?. В целом, наверное, это было хорошее кино по голливудским меркам. Но отношение к ?Тарасу Бульбе?, к духу, заложенному Гоголем, этот фильм имел примерно такое же, как я к японской авиации.

? Владимир Владимирович, судя по тем отрывкам, которые можно было увидеть по российскому телевидению, привлекают внимание тщательно проработанные костюмы персонажей, причём не только главных героев, но и сотен участников массовки. Это очень резкий контраст с той голливудщиной, хлынувшей на наши экраны в последние два десятилетия. Как удалось добиться столь эффектного результата?

? Вообще-то, это моя профессия. И профессия высокоталантливого художника по костюмам Кати Шапкайц. При чём тут Голливуд? У них есть высококачественные работы, признанные во всём мире, а есть дешёвые поделки, рассчитанные исключительно на кассовые сборы от публики, скажем так, крайне непритязательной и низкоорганизованной. Согласен, можно в их фильме, посвящённом событиям в России XIX века, увидеть офицеров в форме и с орденами Великой Отечественной войны. Но здесь уже возникает разговор о степени ответственности и мастерства режиссёра. Не хочу ни в коей мере превозносить ни себя, ни своих товарищей и скажу откровенно: если б мы взялись снимать фильм о ?Диком Запад?, возможно, получилась бы такая же чушь. Нужно заниматься тем, что знаешь, что понимаешь, что тебе по душе, по сердцу. Иначе получается фальшь. Я ? русский режиссёр, поэтому точность в деталях ? это не какое-то особенное достоинство фильма, но необходимая его составляющая. ?Тарас Бульба? ? это не просто книга, это эпос. Некоторые характеры и образы у Гоголя приподняты над действительностью. Но от этого они и убедительнее. Для меня, по крайней мере. Ну а уж как мне удалось их реализовать в фильме ? судить зрителям.

Съёмки фильма велись в трёх странах: в России ? на киностудии ?Ленфильм?, на Украине ? на острове Хортица в Запорожье, в Крыму, в Каменец-Подольском, в Киеве и Хотине, а также в Польше ? во Вроцлаве. В некоторых сценах фильма участвовали более тысячи человек, 150 лошадей, около 100 каскадёров. Снято более 100 эпизодов картины, сшито более двух тысяч костюмов...

? Очень любопытен актёрский состав картины. Многих из тех, кто занят в фильме, можно с уверенностью назвать звёздами отечественного кино ? и классического советского (например, Ада Роговцева), и совсем уж ?нового русского? (Владимир Вдовиченков), и нашедших себя как в том, так и в этом времени (Михаил Боярский). Не было ли сомнений при подборе актёров, какие ещё были варианты, от которых по тем или иным причинам пришлось отказаться?

? В роли Тараса Бульбы я с самого начала видел только Богдана Ступку. К счастью, когда мы к нему обратились, он нам не отказал. Другие же актеры проходили пробы. Кого-то мы утвердили практически сразу (например, Владимира Вдовиченкова на роль Остапа), кого-то искали довольно долго. Я вообще очень не люблю пробы, ибо нахожу этот процесс неприятным и даже мучительным. Дольше всех мы искали панночку. Нам нужна была такая актриса, при одном взгляде на которую было бы ясно, почему Андрий (его у нас сыграл Игорь Петренко) поступил так, как он поступил... То есть она должна была быть очень красивой и резко отличаться внешностью и манерами от южнорусского женского типа. В результате на эту роль была утверждена полька Магдалена Мельцаж.

? В вашем фильме успели сыграть и Борис Хмельницкий, и Александр Дедюшко, которых уже нет с нами?

? Последние слова Бориса Хмельницкого в нашей картине, а вышло так, что и во всей его кинематографической жизни, были таковы: ?Сдаётся мне, что хорошей смертью умираю. Пусть вечно цветёт Русская земля!? Мы сняли это, и буквально через месяц он умер? У Александра Дедюшко примерно та же самая история. Какие роли у них в картине? У Гоголя написано: ?козаки были довольны? или ?козаки были недовольны?, ?козаки пошли?, ?козаки остались?. А кто такие эти козаки? Просто люди, которых тоже надо было изобразить. Я пригласил очень известных, уважаемых, популярных актёров, которые согласились взяться за такую работу. Они просто играли козаков. И Хмельницкий, и Дедюшко, и Иван Краско, и Боярский, и Остап Ступка ? сын Богдана Ступки. У каждого было своё имя. Миша Боярский, например, играл козака Мосия Шило. А Хмельницкий играл Бородатого. И так далее. Но, тем не менее, они играли то, что делал народ ? это была Запорожская Сечь. Поэтому это для меня чрезвычайно важные роли. И все актёры понимали, что роли важные. Они с удовольствием шли на это, и я им благодарен.

? Давайте вернёмся к тому, с чего мы начинали наш разговор. Ещё совсем недавно возможность создания и выхода на экраны в ?демократической? России истинно патриотической картины находилась скорее в области фантастики. Даже в нашей с вами беседе два года назад звучали некоторые сомнения ? удастся ли, а ещё точнее ? позволят ли, не будут ли мешать (особенно после вступления режиссёра Бортко в КПРФ)? Но, к счастью, опасения не оправдались ? замысел реализован, и даже по центральным телеканалам идёт реклама предстоящей премьеры. Но власть-то осталась та же. Выходит, ?маятник качнулся в правильную сторону??

? Нужно заметить, что работа над этой моей картиной не привела к конфликту с властью ? напротив, фильм снят по заказу телеканала ?Россия?. Разумеется, у меня как у члена КПРФ немало претензий к тому, что делается в стране. Иначе бы, очевидно, я не был в этой партии. Но уж ?Тарас Бульба? ? совсем не то, что нас разделяет с властью.

И поскольку уж разговор зашёл о политике, давайте посмотрим, что сейчас происходит. Мы увидим, что практически всё происходящее в экономической сфере давно и точно описано Карлом Марксом. Научно предсказанный, объяснённый и детально обрисованный им крах капитализма ? уже на дворе. Иного мнения быть не может ? тут всё очевидно. Поэтому маятник не мог не качнуться в правильную сторону. Это ? объективная реальность вне зависимости от того, какая фигура или фигуры находятся у власти как в России, так и в других странах.

Сегодня российская власть во многом фактически пытается выполнять Программу КПРФ ? и это признают сами лидеры Коммунистической партии. Другое дело, что правящие круги выдают это за свои заслуги. А тут уже ? дело самих коммунистов разъяснять народу, что, как и почему. КПРФ ? это старейшая партия в стране, вторая по политическому значению, и в нынешних социально-экономических условиях число сочувствующих ей, число понимающих и принимающих левопатриотическую идею способно возрасти многократно. Если угодно, сама история сегодня даёт КПРФ шанс, которого больше может и не быть. Только вот использовать и правильно применить этот шанс можно, если общение с народом будет проходить несколько иначе, нежели сейчас.

? И ещё несколько слов об истории ? точнее, об исторической памяти. Как известно, одно из указаний Гитлера по отношению к оккупированным территориям было непременный отказ от изучения отечественной истории. Замысел этот понятен: самосознание народа, национальная идентичность основываются именно на истории, на корнях, на памяти предков. Нас долго ? с конца 80-х годов прошлого века ? пытались отлучить от всего этого, перепутать и подменить понятия, уничтожить советский компонент истории и сознания. Судя по тому, что государство участвует в создании патриотического кино, вектор идеологии действительно несколько изменился. Но значительно ли?

? История страны, и в том числе нынешнее время, которое ещё только становится историей, сама заставит нас изучать все эти процессы и закономерности вплотную и точно. Дело в том, что эти процессы безусловно закономерны. Ещё недавно за рубежом нас совершенно всерьёз считали медведями с баянами и в шапках-ушанках. Это уже ушло и не вернётся, хотя кое-кто и у нас, и за пределами России пытается навязывать этот образ, а уже не получается. Или вот ещё один показатель того, что времена меняются: даже образ ненавистного либералам Сталина эволюционирует. Сначала, как мы прекрасно помним, Сталин в их интерпретации был ?параноиком? со всеми вытекающими последствиями. А ныне драматург и писатель Эдвард Радзинский на телевидении в своем рассказе о Сталине приводит слова об Оливере Кромвеле ? злодей или герой? И отвечает, имея в виду и Иосифа Виссарионовича: злодей, но какой великий! Прошло ещё немного времени, и теперь уже он употребляет эпитет ?великий? применительно к Сталину. Как говорил американский президент Авраам Линкольн, можно долго обманывать некоторых людей, короткое время ? всех, но всё время обманывать всех не получится. В общем же, ситуация меняется, и одно из подтверждений тому ? то, что фильм по гениальному произведению Николая Васильевича Гоголя выходит на экраны.

Мне как создателю фильма очень бы хотелось, чтобы ?Тараса Бульбу? посмотрели все, но коммунисты ? в первую очередь. Прежде всего потому, что картина эта ? прямое выражение одной из составных частей Программы КПРФ, той, что касается ставшего более чем актуальным и обсуждаемым русского вопроса и межнациональных отношений в целом. Николай Васильевич Гоголь поможет нам разобраться в этом вопросе. Посмотрите ? поймёте.

Источник: общественно-политическая газета «Правда»

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: