Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ЗАДАЧИ КПРФ В БОРЬБЕ ЗА ИНТЕРЕСЫ ТРУДЯЩИХСЯ
Свердловский Обком разработал проект Федерального закона, чтобы вернуть жилье тысячам россиян
РУССКИЙ СТЕРЖЕНЬ ДЕРЖАВЫ. СТАТЬЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЦК КПРФ Г.А. ЗЮГАНОВА
ПРОКУРАТУРА НАЧАЛА ПРОВЕРКУ АДМИНИСТРАЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГА

Пусть вечно цветёт русская земля!

Второго апреля на отечественные киноэкраны вышел ?Тарас Бульба? ? новая картина знаменитого кинорежиссёра, народного артиста России и Украины, лауреата Государственной премии РСФСР Владимира Бортко. Премьера приурочена к 200-летнему юбилею Николая Васильевича Гоголя. В преддверии этих событий коммунист Владимир Бортко ответил на несколько вопросов ?Правды?.

? Владимир Владимирович, в своем творчестве вы не впервые обращаетесь к экранизации классиков. Наверное, трудно найти человека, который хотя бы раз не посмотрел ваши версии булгаковских ?Собачьего сердца? или ?Мастера и Маргариты?. Многие ожидали, что и далее режиссёр Бортко продолжит работу с произведениями Михаила Афанасьевича. Но следующим фильмом стал ?Тарас Бульба?. От сатиры и мистики, философии и фантасмагории ? к историческому эпосу, от Булгакова ? к Гоголю. Чем объясняется этот ваш шаг?

? Снять картину по Гоголю мне хотелось уже много лет, но только три года назад удалось подойти к реализации этого замысла. Почему именно Гоголь? Он ? один из крупнейших писателей, это ? явление мировой величины. Безусловно, любая нация на земле могла бы гордиться таким человеком. Но я вдвойне горд тем, что он ? русский!

? Думается, именно это обстоятельство ? русское национальное сознание, да ещё и самобытно, ярко, хлёстко выраженное,? стало в своё время поводом для нападок на Гоголя со стороны записных наших ?демократов? и ?либералов?. Ведь раздавались же ещё совсем недавно призывы изъять произведения Николая Васильевича, в первую очередь как раз ?Тараса Бульбу?, из школьной программы за? ?пропаганду экстремизма?!

? Да как не помнить? И ведь кое-что этим господам удалось. До школьной программы добраться не успели, но ?насолили? Гоголю в другом. Отомстили, так сказать. Но ведь как глупо это сделали! Давайте вспомним, что случилось пятнадцать лет назад в Питере ? взяли и переименовали улицу Гоголя. К слову, в Москве, по которой тогда же прокатилась волна переименований, никому и в голову не пришло покуситься на Гоголевский бульвар. А вот у нас, в ?колыбели демократии?, сподобились... Ведь тут не просто глупость ? это ещё и элементарная историческая безграмотность. Они кричали о ?возвращении дореволюционных названий?. Но нынешней Малой Морской, бывшей Ново-Исаакиевской улице, имя Гоголя было присвоено в 1902 году императорским указом в память о 50-летии кончины Николая Васильевича. Выходит, господа демократы не только Гоголя, но даже некоторыми из них внешне почитаемого царя-батюшку обидели. Не случайно всё это. Кое-кому ой как мешает Гоголь, так же, как, например, и Салтыков-Щедрин, которого точно так же ?зачистили? с питерской карты. Кому они мешают ? мы можем догадываться. Всех этих персонажей мы без труда угадаем в книгах наших классиков, причём сходство порой пугающее.

А что касается школьной программы? Изъятие книг Гоголя было бы не просто идиотизмом. Это преступление, я бы даже сказал, тяжкое преступление ? как ещё иначе назвать умышленную попытку выбить из-под молодых людей один из камней, на которых стоит национальное сознание, сама основа патриотизма? Если где-то, в каких-то школах некие горячие, а говоря открыто ? больные головы и придумали ?сверхполиткорректные? программы без русских классиков, без Гоголя, ? от таких программ нужно бежать непременно и немедленно, бегом и прыжками. И я хотел бы посмотреть в глаза тому, кто посмеет на это возразить.

? Чем объясняется ваша работа именно над ?Тарасом Бульбой?, а не над каким-либо другим произведением Гоголя? Не нужно быть литературоведом, чтобы найти среди книг Николая Васильевича множество достойных экранизации?

? Почему именно ?Бульба?? Здесь ответов может быть несколько. Самый простой ответ таков: у каждого человека, и у меня в том числе, есть несколько любимых книг. ?Тарас Бульба? ? одна из них. Вторым фактором стало то, что, к счастью, эта книга оказалась любимой не только для меня, но и для тех, кто был готов мне помочь осуществить этот замысел ? ещё раз напомню, замысел очень давний. Эта книга ? пример литературы высочайшего класса, и задача переноса авторских образов на язык кинематографа представляет собой колоссальный интерес для меня как для профессионала.

Есть тут, бесспорно, и политический аспект. Политика окружает нас со всех сторон, а отношения России и Украины по вине ряда политиков, или, скорее, политиканов, мягко говоря, непросты. Для многих, и для меня в том числе, русские и украинцы ? один и тот же народ. Именно об этом ? не просто о братстве, но о неразрывном единстве народов (как высокопарно бы это ни звучало) как раз и писал Гоголь. Так что сочетание всех этих факторов и побудило меня в конечном итоге взяться за это дело. За очень непростое, но в то же время безумно интересное и, без ложной скромности, полезное дело.

? Есть произведения, которые чрезвычайно сложны для экранизации. К примеру, к тому же ?Мастеру и Маргарите? десятилетия никто даже не подступался, а попытка снять по этой книге картину в середине 90-х оказалась, скажем так, не самой удачной. Вам же это удалось. ?Тарас Бульба? ? произведение намного более масштабное. Какова его кинематографическая история?

? Попыток взяться за ?Тараса Бульбу? было немало, но в нашей стране до полноценной практической реализации я действительно дошёл первым. Ровно сто лет назад Александром Дранковым был снят немой фильм ? кто сегодня о нём помнит?.. Не скрою, особую ответственность за это дело я чувствовал и из-за того, какие у меня были на этом пути предшественники. Уже в советское время за ?Тараса Бульбу? брался, например, Александр Петрович Довженко. Вполне вероятно, что этот замысел великого мастера мог быть реализован ? и мы знали бы ещё одну прекрасную патриотическую картину. Но? первый съемочный день пришёлся на 22 июня 1941 года ? тут более объяснять ничего не нужно. После войны Довженко к этому проекту уже не вернулся.

Вторую попытку снять ?Тараса Бульбу? предпринял Сергей Фёдорович Бондарчук. Но и ему это не удалось ? на сей раз помешали идеологические мотивы. Насколько мне известно, руководителей Госкино не устроило у Гоголя то, что в книге много резких слов о Польше. А с поляками в 60-е годы после известных событий ссориться в Москве не хотели. Так что в Советском Союзе, да и в России до ?Тараса Бульбы? ни у кого руки, увы, не дошли.

За рубежом же попыток снять такой фильм было немало. Сколь они удачны?.. Были и итальянская, и чехословацкая, и английская экранизации? Была и берлинская постановка русских эмигрантов 20-х годов. Но всё это, в общем, даже не заслуживает внимания.

А вот несколько слов о том, что получило определённую известность. Франция, 1936 год. Так сказать, ?мировая премьера? ?Тараса Бульбы?. Имени режиссёра не помню. А столь ли это важно, если, к примеру, казаками вместе с Бульбой управляла? женщина. Наверное, сразу можно подумать, что французы хотели сделать эдакую психологическую отсылку к Жанне д'Арк? Может, и так. Только вот героиня эта напоминала скорее не Жанну, а в лучшем случае Анку-пулемётчицу. И это ещё не всё: шли в атаку они под мелодию песни ?По улице ходила большая крокодила?. Дальше можно уже ничего не пояснять, степень ценности этого фильма понятна, хотя даже и там были удачные моменты.

Далее, уже в 1962 году, на экраны вышел американский фильм. В главной роли там снялся знаменитый Юл Бриннер ? кстати, выходец из России. Многие помнят этого актёра по киноленте ?Великолепная семёрка?. Бриннер играл Тараса. Там же в роли Андрия снимался Тони Кёртис, которого мы знаем прежде всего по фильму ?В джазе только девушки?. В целом, наверное, это было хорошее кино по голливудским меркам. Но отношение к ?Тарасу Бульбе?, к духу, заложенному Гоголем, этот фильм имел примерно такое же, как я к японской авиации.

? Владимир Владимирович, судя по тем отрывкам, которые можно было увидеть по российскому телевидению, привлекают внимание тщательно проработанные костюмы персонажей, причём не только главных героев, но и сотен участников массовки. Это очень резкий контраст с той голливудщиной, хлынувшей на наши экраны в последние два десятилетия. Как удалось добиться столь эффектного результата?

? Вообще-то, это моя профессия. И профессия высокоталантливого художника по костюмам Кати Шапкайц. При чём тут Голливуд? У них есть высококачественные работы, признанные во всём мире, а есть дешёвые поделки, рассчитанные исключительно на кассовые сборы от публики, скажем так, крайне непритязательной и низкоорганизованной. Согласен, можно в их фильме, посвящённом событиям в России XIX века, увидеть офицеров в форме и с орденами Великой Отечественной войны. Но здесь уже возникает разговор о степени ответственности и мастерства режиссёра. Не хочу ни в коей мере превозносить ни себя, ни своих товарищей и скажу откровенно: если б мы взялись снимать фильм о ?Диком Запад?, возможно, получилась бы такая же чушь. Нужно заниматься тем, что знаешь, что понимаешь, что тебе по душе, по сердцу. Иначе получается фальшь. Я ? русский режиссёр, поэтому точность в деталях ? это не какое-то особенное достоинство фильма, но необходимая его составляющая. ?Тарас Бульба? ? это не просто книга, это эпос. Некоторые характеры и образы у Гоголя приподняты над действительностью. Но от этого они и убедительнее. Для меня, по крайней мере. Ну а уж как мне удалось их реализовать в фильме ? судить зрителям.

Съёмки фильма велись в трёх странах: в России ? на киностудии ?Ленфильм?, на Украине ? на острове Хортица в Запорожье, в Крыму, в Каменец-Подольском, в Киеве и Хотине, а также в Польше ? во Вроцлаве. В некоторых сценах фильма участвовали более тысячи человек, 150 лошадей, около 100 каскадёров. Снято более 100 эпизодов картины, сшито более двух тысяч костюмов...

? Очень любопытен актёрский состав картины. Многих из тех, кто занят в фильме, можно с уверенностью назвать звёздами отечественного кино ? и классического советского (например, Ада Роговцева), и совсем уж ?нового русского? (Владимир Вдовиченков), и нашедших себя как в том, так и в этом времени (Михаил Боярский). Не было ли сомнений при подборе актёров, какие ещё были варианты, от которых по тем или иным причинам пришлось отказаться?

? В роли Тараса Бульбы я с самого начала видел только Богдана Ступку. К счастью, когда мы к нему обратились, он нам не отказал. Другие же актеры проходили пробы. Кого-то мы утвердили практически сразу (например, Владимира Вдовиченкова на роль Остапа), кого-то искали довольно долго. Я вообще очень не люблю пробы, ибо нахожу этот процесс неприятным и даже мучительным. Дольше всех мы искали панночку. Нам нужна была такая актриса, при одном взгляде на которую было бы ясно, почему Андрий (его у нас сыграл Игорь Петренко) поступил так, как он поступил... То есть она должна была быть очень красивой и резко отличаться внешностью и манерами от южнорусского женского типа. В результате на эту роль была утверждена полька Магдалена Мельцаж.

? В вашем фильме успели сыграть и Борис Хмельницкий, и Александр Дедюшко, которых уже нет с нами?

? Последние слова Бориса Хмельницкого в нашей картине, а вышло так, что и во всей его кинематографической жизни, были таковы: ?Сдаётся мне, что хорошей смертью умираю. Пусть вечно цветёт Русская земля!? Мы сняли это, и буквально через месяц он умер? У Александра Дедюшко примерно та же самая история. Какие роли у них в картине? У Гоголя написано: ?козаки были довольны? или ?козаки были недовольны?, ?козаки пошли?, ?козаки остались?. А кто такие эти козаки? Просто люди, которых тоже надо было изобразить. Я пригласил очень известных, уважаемых, популярных актёров, которые согласились взяться за такую работу. Они просто играли козаков. И Хмельницкий, и Дедюшко, и Иван Краско, и Боярский, и Остап Ступка ? сын Богдана Ступки. У каждого было своё имя. Миша Боярский, например, играл козака Мосия Шило. А Хмельницкий играл Бородатого. И так далее. Но, тем не менее, они играли то, что делал народ ? это была Запорожская Сечь. Поэтому это для меня чрезвычайно важные роли. И все актёры понимали, что роли важные. Они с удовольствием шли на это, и я им благодарен.

? Давайте вернёмся к тому, с чего мы начинали наш разговор. Ещё совсем недавно возможность создания и выхода на экраны в ?демократической? России истинно патриотической картины находилась скорее в области фантастики. Даже в нашей с вами беседе два года назад звучали некоторые сомнения ? удастся ли, а ещё точнее ? позволят ли, не будут ли мешать (особенно после вступления режиссёра Бортко в КПРФ)? Но, к счастью, опасения не оправдались ? замысел реализован, и даже по центральным телеканалам идёт реклама предстоящей премьеры. Но власть-то осталась та же. Выходит, ?маятник качнулся в правильную сторону??

? Нужно заметить, что работа над этой моей картиной не привела к конфликту с властью ? напротив, фильм снят по заказу телеканала ?Россия?. Разумеется, у меня как у члена КПРФ немало претензий к тому, что делается в стране. Иначе бы, очевидно, я не был в этой партии. Но уж ?Тарас Бульба? ? совсем не то, что нас разделяет с властью.

И поскольку уж разговор зашёл о политике, давайте посмотрим, что сейчас происходит. Мы увидим, что практически всё происходящее в экономической сфере давно и точно описано Карлом Марксом. Научно предсказанный, объяснённый и детально обрисованный им крах капитализма ? уже на дворе. Иного мнения быть не может ? тут всё очевидно. Поэтому маятник не мог не качнуться в правильную сторону. Это ? объективная реальность вне зависимости от того, какая фигура или фигуры находятся у власти как в России, так и в других странах.

Сегодня российская власть во многом фактически пытается выполнять Программу КПРФ ? и это признают сами лидеры Коммунистической партии. Другое дело, что правящие круги выдают это за свои заслуги. А тут уже ? дело самих коммунистов разъяснять народу, что, как и почему. КПРФ ? это старейшая партия в стране, вторая по политическому значению, и в нынешних социально-экономических условиях число сочувствующих ей, число понимающих и принимающих левопатриотическую идею способно возрасти многократно. Если угодно, сама история сегодня даёт КПРФ шанс, которого больше может и не быть. Только вот использовать и правильно применить этот шанс можно, если общение с народом будет проходить несколько иначе, нежели сейчас.

? И ещё несколько слов об истории ? точнее, об исторической памяти. Как известно, одно из указаний Гитлера по отношению к оккупированным территориям было непременный отказ от изучения отечественной истории. Замысел этот понятен: самосознание народа, национальная идентичность основываются именно на истории, на корнях, на памяти предков. Нас долго ? с конца 80-х годов прошлого века ? пытались отлучить от всего этого, перепутать и подменить понятия, уничтожить советский компонент истории и сознания. Судя по тому, что государство участвует в создании патриотического кино, вектор идеологии действительно несколько изменился. Но значительно ли?

? История страны, и в том числе нынешнее время, которое ещё только становится историей, сама заставит нас изучать все эти процессы и закономерности вплотную и точно. Дело в том, что эти процессы безусловно закономерны. Ещё недавно за рубежом нас совершенно всерьёз считали медведями с баянами и в шапках-ушанках. Это уже ушло и не вернётся, хотя кое-кто и у нас, и за пределами России пытается навязывать этот образ, а уже не получается. Или вот ещё один показатель того, что времена меняются: даже образ ненавистного либералам Сталина эволюционирует. Сначала, как мы прекрасно помним, Сталин в их интерпретации был ?параноиком? со всеми вытекающими последствиями. А ныне драматург и писатель Эдвард Радзинский на телевидении в своем рассказе о Сталине приводит слова об Оливере Кромвеле ? злодей или герой? И отвечает, имея в виду и Иосифа Виссарионовича: злодей, но какой великий! Прошло ещё немного времени, и теперь уже он употребляет эпитет ?великий? применительно к Сталину. Как говорил американский президент Авраам Линкольн, можно долго обманывать некоторых людей, короткое время ? всех, но всё время обманывать всех не получится. В общем же, ситуация меняется, и одно из подтверждений тому ? то, что фильм по гениальному произведению Николая Васильевича Гоголя выходит на экраны.

Мне как создателю фильма очень бы хотелось, чтобы ?Тараса Бульбу? посмотрели все, но коммунисты ? в первую очередь. Прежде всего потому, что картина эта ? прямое выражение одной из составных частей Программы КПРФ, той, что касается ставшего более чем актуальным и обсуждаемым русского вопроса и межнациональных отношений в целом. Николай Васильевич Гоголь поможет нам разобраться в этом вопросе. Посмотрите ? поймёте.

Источник: общественно-политическая газета «Правда»

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: